Сохраним наши святыни

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Когда ты находишься вдали от малой Родины, приходит осознание многих вещей, о которых ты не думал ранее. Ты начинаешь вспоминать берёзку под окном, аллею, которая встречалась по пути в школу.

Природа родного края неповторима, она особенная. Наверное, потому что знакомство с окружающим миром произошло именно здесь. Ты никогда не забудешь те места, которые исследовал в детстве.

Всё чаще говорят сейчас об “исчезновении малых деревень”.

Бутурлинский край – один из самых привлекательных уголков Нижегородской области с неповторимыми пейзажами. Оказалось, с историей края связаны имена известных общественных деятелей.

В школе много изучают историю других стран и ничего о своём районе, селе. А она представляет не меньший интерес.

Одним из самых примечательных мест Нижегородской области является село Андросово, которому сейчас 300 лет. Здесь жили предки В.И.Ленина, отсюда начался и пошёл род Ульяновых.

Это было крупное село, а сейчас проживает всего два жителя.

Исчезает деревня. Пусто стало. Не слышно детей, беззаботно бегающих по деревенским улочкам. Не видно коров, медленно возвращающихся с пастбища домой. Цветочные луга зарастают чертополохом и бурьяном. Там, где раньше царила кипучая деятельность - запустение и тишина.

Исчезает не просто деревня, исчезает неповторимый деревенский колорит. Он же в каждой деревне разный. К примеру, весной ребятишки всегда играли “в чижика”, и даже в соседних сёлах правила отличались немного. Да вообще весь процесс игры был чуточку другим. Свадьбы игрались по-разному. И всюду кипела жизнь.

До сих пор люди ездят на кладбища, которые стоят, как напоминания о прошлом.

Исчезли сёла потому, что была политика на укрупнение сёл. А ведь можно было улучшать жизнь в сёлах: строить школы, детские сады, дома, дороги; механизировать работу. Люди бы жили в своих сёлах.

Говорят, что когда разговариваешь с жителями бывших деревень, то в глазах их видишь слёзы. Наверное, это очень больно и страшно, покидать обжитые места. А сейчас опять всё повторяется, и опять пустеют дома в деревнях. Кому это нужно?

Чтобы изучить этот уголок, я познакомилась с материалами районного краеведческого музея на сайте Бутурлинского района, использовала ресурсы Интернет.

Оказалось, что более десяти лет, здесь ведется строительство жилищного и музейного комплексов. К большому сожалению, ведется очень медленно.

Одним из самых примечательных мест Нижегородской области является село Андросово.

Андросово – село на берегу Гагинского района, в 20 км от районного центра на берегу небольшой речки Рушни. Возникло в 18 веке. Более 60 лет Андросово входило в Еделевскую волость. В 1922 году село Андросово вошло в состав Бутурлинского района, а позднее, по последнему районированию, отошло в Гагинский район.

Основная достопримечательность села в том, что здесь жили предки В.И.Ленина, отсюда начался и пошёл род Ульяновых.

При въезде в село установлена мемориальная стела с надписью: “Здесь в селе Андросове в 1769 году родился и жил до 1791 года дед В.И.Ленина Николай Васильевич Ульянов”.

Сюда приезжал с 1905 по 1907 г. сам Ленин. Рядом стоит дом-музей Ленина. Внутри находиться гипсовая фигура Ильича за столом в полный рост, много книг о нём, похожая мебель того времени, ну и конечно символы той эпохи.

Дед В.И. Ленина Николай Васильевич Ульянов (1770-1836гг) был вольным крестьянином, чувашом по национальности. В списках за 1791-1792 годы значился Николай Васильевич, сын ульянин, беглый крестьянин из Нижегородской губернии, сергачского уезда, села Андросове крепостной барина Брехова. Самым большим поместьем Бреховых было село Андросово. Очевидно, оно являлось в 18 веке основным местом проживания Бреховых, так как, заполняя своего рода анкету, М.С.Брехов пишет, что "жительство имею иногда по службе в Санкт-Петербурге, а временем в селе Андросово". И дворовые люди Бреховых жили и причислялись к Андросову, которое в 1786 году насчитывало 16 дворов и 96 крестьян - 52 мужчины и 44 женщины, в селе была деревянная церковь в честь покрова пресвятой Богородицы, построена в 1769 году, двух престольная. Священник Скворцов, 36 лет, окончил курсы семинарии по 2 разряду, на службе с 1873 года. Запрещённый Диокон Н.П.Сиротин - 45 лет, из средней отдельной семинарии, на службе с 1864 года. Приписных деревень нет. У священника дом церковный, у псояомщика свой. Церковь имела 30 десятин своей земли, необходимо отметить, что в конце 18 века Андросовым владело несколько помещиков, и оно было разделено на две части. Первой частью села и крестьянами в 1786 году владели Брехов И.С. и Иарфа Семёновна Микинина. За Александрой Львовной Пересекиной числилась только земля. Вторая часть села числилась за Просковьей Петровной Болтиной, Василием Петровичем Астафьевым, Алексеем Степановичем Калревым.

От тяжёлой доли бежали крестьяне за сотни верст от родного гнезда. Бежали в поисках лучшей жизни. Бежал и Николай Васильевич Ульянин. Борясь с крестьянскими побегами, в токе время и с целью освоения новых земель Екатерина II издала именной указ, дозволивший беглым крестьянам не возвращаться к своим помещикам, а приписываться в разряд "государственных крестьян". Это были крестьяне, не закрепощённые помещиками.

Грамотный, развитой, смелый русский крестьянин Ульянов, знавший эти указы, решил не возвращаться к помещику Брехову. В Нижегородском областной архиве был найден ещё один интересный документ, относящийся к семье Ульяновых: прапрадеда В.И.Ленина Никиты Григорьевича Ульянина (1711-1779г.г.), прадеда Василия Никитовича (1733-1770г.г.) и деда Николая Васильевича (1769). Женат был Николай Васильевич на Смирновой Анне Алексеевне. Было четверо детей, два мальчика: Василий и Илья и две девочки: Мария и Федосья.

Переселившись в Астрахань, стал работать портным – ремесленником. Н.В. Ульянов скончался, когда его сыну Илье было всего пять лет. Казалось бы, на что мог рассчитывать сирота беглого крепостного? Но его взял под опеку высокочтимый в Астрахани протоиерей Николай Ливанов, который в свое время приобщил Православию его мать – калмычку, а затем стал крестным отцом мальчика. Благодаря постоянному покровительству О. Николая Илья Ульянов окончил (разумеется, за казенный счет и даже получая денежное пособие) Астраханскую гимназию, а затем Казанский университет. И за свою не столь уж долгую жизнь (он скончался в 54 года), сын беглого дворового сумел достичь многого – должности директора народных училищ Симбирской губернии (в целом), чина действительного статского советника (то есть генеральского) и звания потомственного дворянина. Позднее, как мы ещё увидим, подобная “карьера” отнюдь не являлась редкостью, но для человека, родившегося за 30 лет до отмены крепостного права, она была, конечно, очень незаурядной.

Андросовцы одними из первых в Сергачском уезде встали на путь строительства крестьянской жизни, указанного В.И.Лениным.

В 1927 году здесь был создан колхоз “Красный пахарь”, в 1933 году организовался колхоз “Красная деревня”, в который ныне и входит село Андросово. Уже, более десяти лет, здесь ведется строительство жилищного и музейного комплексов. К большому сожалению, ведется очень медленно.

В трёх километрах от Андросово лежит небольшое село Еделево. Это старинное русское село, имеющее тысячелетнюю историю. До революции это был центр самой крупной в уезде волости, включающей 16 населенных пунктов. В селе было пятьсот хозяйств. С 1929 -1954 гг. Еделево входило в Андросовский сельсовет. На данный момент село вымерло, за исключением одного хозяйства - летняя ферма.

Имелась самая крупная в уезде каменная Успенская церковь (40*20) (в честь Успения Пресвятой Богородицы, двухпрестольная). Датировка объекта – 1830 год. Документ о приобретении статуса - приказ от 24 апреля 2000 года № 5-ОД. По данным, предоставленным проекту краеведом Владимиром Бакуниным, и по единодушному мнению жителей – в округе самая красивая. Она была открыта летом 1830 года и построена на средства местного помещика, участника Отечественной войны 1812 года (4-й пехотный полк Нижегородского ополчения) поручика П.А. Болтина, а также на средства жителей села. До этого в течение ста лет была деревянная церковь.

Помещики Болтины отличались прогрессивными взглядами и справедливым отношением к крестьянам. Особенно выделялся сын П.А. Болтина – Николай Петрович, капитан – лейтенант, проходивший службу в военно-морском флоте. Он обладал редкими способностями, избирался предводителем уездного дворянства. На этом посту многое сделал для защиты крестьян уезда от самоуправства и произвола. Многих защитил от расправы, суда и ссылки, о чём сохранились документы. К примеру: два Селищенских мужика избили помещика за жестокое обращение с людьми и не предоставление времени для работы на своем участке. Они были взяты под стражу, по суду они могли быть сосланы на каторгу. Но, по ходатайству Н.П.Болтина нижегородскому генерал – губернатору, мужики были освобождены. Во время крымской войны 1855 года Н.П. Болтин избран начальником Сергачской дружины Государственного подвижного ополчения. Ему присваивается звание майора. Он награждён орденом св. Анны 3-й ст. По окончании войны в 1856 г. возвращен на должность уездного предводителя.

Он первым пишет проект об освобожении крестьян от крепостного права, в котором с большой смелостью излагает пороки существующего строя. Его строки: “Предлагаю:

1) Уничтожить вредное деление земледельческого класса на касты;

2) Уничтожить, изменить судебные инстанции;

3) Допустить, чтобы все служащие зависели от выборов, в которых участвуют все сословия. Тогда будет уничтожен произвол...”

Его проект получил поддержку генерал – губернатора А.Н.Муравьёва, ранее имевшего ссылку за участие в движении декабристов. Н.П.Болтин избирается председателем губернского комитета по улучшению быта крестьян, а затем предводителем Нижегородского губернского дворянства. Он ведет упорную борьбу с помещиками – сторонниками сохранения крепостного права и получает признание как видный деятель освобождения крестьян.

Манифест от 19 февраля 1861 года об отмене крепостного права в Нижегородской губернии осуществлялся при его активном участии. Своих дворовых людей в селе Еделево он освободил от крепостной зависимости более чем на год раньше срока, предусмотренного манифестом.

Через три года пребывания на посту губернского предводителя дворянства, Болтин, под давлением крепостников – консерваторов, вынужден был уйти со своего поста, достаточно потрудившись на благо России. Мы можем гордиться таким знаменитым земляком.

Добавим и ещё несколько штрихов к картине истории села: в середине 80-х годов 19 века в с. Еделево останавливался выдающийся учёный – естествоиспытатель, основоположник почвоведения как науки профессор В.В.Докучаев при исследовании почв в Нижегородской губернии останавливался в селе Еделеве. Здесь он исследовал почву в трёх местах. По глубине залегания плодородного слоя и по анализу содержания минеральных веществ он определил чернозём лучшего качества. И тогда учёный записал: “Мы увидим ниже, при сравнении данного чернозёма с другими почвами Сергачского уезда, что он должен занимать по мощности, составу и общей производительности, - несомненно, первое место”. По итогам экспедиции в селе был установлен памятный знак, на котором было написано: “Здесь в селе Еделево экспедицией профессора В.В.Докучаева обнаружен чистый чернозём”. Знак просуществовал до сороковых годов. В годы Великой Отечественной войны был нарушен.

Ещё хочется сказать о другом жителе села Еделево. И.Д. Агейчев был моряком, служил на крейсере “Аврора”, принимал активное участие в событиях февральской и октябрьской революций 1917 г., участвовал в штурме Зимнего, принимал участие в создании Волжской военной флотилии, в её составе сражался против Колчака, Деникина, Врангеля, банд Козлова. Агейчев был дважды ранен и контужен. Службу закончил на линкоре “Парижская комунна”. Документы о прохождении службы И.Д.Агейчева хранятся в музее легендарного крейсера “Аврора”.

Было бы целесообразным соединить близлежащее Еделево с Андросовым, восстановить плодородие чернозёма и создать образцовое хозяйство. Это было бы лучшей памятью роду Ульяновых, давших миру Владимира Ильича Ленина. Построить в Еделеве несколько домов, отремонтировать здание церкви, и тогда часть жителей, когда – то покинувших здешние места, вернется на свою родину. Андросово и Еделево связывают давние традиции. Эти мероприятия послужат восстановлению нравственных ценностей, сохранению нашей истории.

Люди всегда будут знать, и помнить страну, откуда пошёл по земле свет ленинской мысли. Будут, знать и помнить города и селения, связанные с именем Владимира Ильича Ленина. К ним относится и село Андросово Гагинского района (в прошлом Бутурлинского района Горьковской области) и село Еделево Бутурлинского района.

Список использованной литературы.

1. Данные районного краеведческого музея.

2. Петрухин А. Сохраним наши святыни // “Диалог”, 1990 г.

3. Петрухин А. Защитник интересов крестьян // “Колхозная правда”, 1991 год.

4. Записки краеведов / Сост. Л.И. Шиян.- 3-32 Горький: Волго – Вятское кн. Изд, 1988, 232 с., ил.

5. Ресурсы Интернет.