Урок-конференция по ядерной физике "Цепная реакция успеха"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (317 МБ)


Предназначение данного проекта:

  • углубленное понимание темы “Атом и атомное ядро” через разностороннее раскрытие данной проблемы;
  • формирование гражданской позиции студентов;
  • раскрытие межпредметных связей

Актуальность проекта:

  • В настоящий период изучение предмета “Физика” проводится только на информационном уровне
  • Конференция приурочена к 70-летию Атомной промышленности России

Методические цели урока:

  • использование коллективных форм работы;
  • привитие интереса к предмету;
  • развитие умений и навыков самостоятельной работы;
  • активизацию деятельности учащихся;
  • самостоятельная работа с источниками информации при подготовке к проекта 

Цель урока-конференции:

  • оценить значение открытий атомной и ядерной физики и выявить их положительные и отрицательные стороны

Задачи урока:

Образовательные:

  • отработка новых методов, приёмов, форм и средств обучения в процессе изучения новой темы
  • обобщить и систематизировать знания учащихся по Физике атома и атомного ядра;
  • познакомить учащихся с возможностями использования ядерной энергии;
  • оценить положительные и отрицательные стороны использования ядерной энергии;
  • продолжить формирование умений пользоваться дополнительными источниками информации;

Воспитательные:

  • сформировать мировоззренческие идеи, связанные с угрозой человечеству при использовании   ядерной энергии;
  • воспитывать стремление к овладению знаниями, к поиску интересных фактов;

Развивающие:

  • развивать интерес к предмету;
  • развивать умение, отбирать необходимые знания из большого объёма информации, умение  обобщать факты, делать выводы;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы

Тип урока: конференция

Методы изучения: информационные, наглядные

Оборудование: Проектор, компьютер, звуковая система, видео ролики, Презентация “Цепная реакция успеха” Данная работа представляет собой урок-конференцию по ядерной физике “Цепная реакция успеха”.

СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока Дидактическая задача урока Ответственный Хронометраж
Организационный момент Подготовить студентов к работе на уроке Преподаватель Курбасова Н.К. 1 мин
Значимость данного проекта.   Курбасова Н.К., преподаватель 4 минуту
Атомная физика-основа ядерной энергетики   Тихонова Анна, студентка Группы 22ОЭ 8 минут
Ядерное оружие и его использование   Студентка группы 22ИД Аверкина Ксения 12 минут
Развитие ядерной энергетики   Милованова Ксения, Богданова Ксения студентки группы 22ИД 10 минут
Мирные профессии атома   Студентка группы 22ИД Пидопригора Анастасия 10 минут
Заключительное слово   Курбасова Н.К., преподаватель 5 минут

Пояснительная записка

Конференция является одним из активных методов обучения студентов профессиональной деятельности при помощи более глубокого изучения дисциплин профессионального цикла. Конференция не мыслима без информационных технологий. Поэтому ее лучше проводить в виде презентаций в программе Power Point.

Конференция выбрана в качестве одной из форм повторительно-обобщающего урока по разделу “Атом и ядро” и приурочена к 70-летию Атомной промышленности. Главное предназначение данного проекта - углубить понимание тем “Ядерная физика”, “Строение атома и ядра”, “Радиоактивность, ее “за” и “против” . Конференция предполагает обсуждение острых вопросов и разностороннее раскрытие данной проблемы, формирует у учащихся гражданскую позицию, а также раскрывает межпредметные связи физики с химией и биологией, математикой и литературой, ОБЖ, обществознанием и экологией

Данный проект направлен на развитие и удовлетворение познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. В процессе подготовки к данному уроку студенты самостоятельно приобретают знания, используя различные источники информации, первоисточники, историческую литературу, хронику событий. Урок-конференция создает в представлении учащихся целостную картину мира, воспитывает гражданственность и осознанный выбор здорового образа жизни.

В работе конференции примут участие -четыре студента, подготовивших доклады по вышеуказанным темам, а также звукорежиссер и ответственный по свету. Все выступления сопровождались показом слайдов, фотографий, кадрами из хроники событий или презентациями.

Сегодня при изучении физики обучение проводится лишь на информационном уровне. Включение в программу физики вопросов, связанных с влиянием атомной энергетики на окружающую среду, на человека, генетические особенности радиации, использование радиации в мирных целях позволит учащимся продвинуться на пути познания и лучше понять его.

По вопросу “Из истории открытия радиоактивности” слушатели познакомились с экспериментами А.Беккереля, Марии и Пьера Кюри, Э.Резерфорда. Так как данная тема более всего знакома аудитории, сообщение можно вести в виде диалога, а то и часто дополняясь присутствующими в зале. Особый интерес аудитории привлечет вопрос об аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Хроникальные кадры и видеофрагменты запечатлели события, произошедшие 26 апреля 1986г. на атомной электростанции. В докладе были зачитаны эпизоды событий из жизни очевидцев из биографической книги-исповеди С.Алексиевич “Чернобыльская молитва”. Кстати, 8 октября писательница стала Лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Основными целями конференции являются:

- анализировать достоверные факты и сделать выводы:

- существует ли мирный атом

- опасна ли атомная энергетика;

- каковы последствия Чернобыльской аварии;

- каковы проблемы экологии окружающей среды АЭС

Подготовка вопроса о дозе облучения и уровне радиации предусматривала не только познакомить аудиторию с данными физическими величинами и единицами их измерения. В задачи докладчика входило изучение радиационного фона в г. Москвы, здания колледжа и его кабинетов и территории, прилегающей к учебному корпусу. Интереснейший и познавательный материал был собран докладчиком по вопросу “Влияние радиации на человека”. Подробно рассмотрено чувствительность тканей, строение клеток и организмов и их вид до и после воздействия радиации, приведены таблицы коэффициентов чувствительности тканей при эквивалентной дозе облучения. Большое место в докладе было отведено генетическим последствиям радиации.

В завершении будет рассмотрен вопрос о мирных профессиях радиации, об использовании радиоактивности в медицине и криминалистике, на таможне и в быту.

Урок будет насыщен интереснейшими дополнительными материалами по теме, актуален и значим, т.к. в нем были рассмотрены вопросы почти по всем предметам общеобразовательного цикла. Была подчеркнута связь физики с фундаментальными науками: химией, историей, ОБЖ, биологией, а также ярко отражены вопросы экологии и охраны окружающей среды.

Используемые ресурсы и литература.

  1. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев. Учебник для 11 классов. М., 20012г.
  2. Энциклопедия по физике, 2006г Касьянов В.А. Физика 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., ДРОФА, 2012
  3. Бадев В.В, Егоров Ю.А, Казаков С.В."Охрана окружающей среды при эксплуатации АЭС", Москва, Энергоатомиздат, 1990 г.
  4. Г.Александров, М., 2003г. “Мирные профессии атома”
  5. "Радиоэкологические проблемы ядерной энергетики", Атомная энергия, том 68, вып.5, май 1990 г.
  6. http://nuclphys.sinp.msu.ru/radiation/soderganie.htm
  7. http://www.machaon.ru/atomsec/cap1.html#1.2.1
  8. http://bluesbag6.narod.ru/
  9. http://bluesbag6.narod.ru/index10.html
  10. Мирные профессии атомов
  11. Алексахин Р.М, Крышев И.И, Фесенко С.В, Санжарова
  12. Видеоролики “Атомная энергетика...”, “За минуту до взрыва”, “Город-призрак”, “Первые испытания атомных бомб”, “Хиросима” и другие.