Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы и во внеурочное время как эффективная технология в работе с одаренными детьми в условиях сельской школы

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Сегодня, в век научно-технического прогресса, на рынке труда востребованы грамотные, образованные, высококвалифицированные кадры. В связи с этим, согласно ФГОС ООО II поколения и в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, современная школа призвана выполнить заказ государства – воспитать “высоконравственного, ответственного, творчески инициативного, компетентного гражданина России, конкурентно способного”, уделив особое внимание работе с одаренными детьми. Перед школьным учителем стоит задача – раскрыть и развить у ребенка талант, превратив его задатки в способности.

В условиях сельского образовательного учреждения эта работа, с одной стороны, осложняется по причине малого количества детей в классах (от 1 до 4); с другой, - упрощается из-за отсутствия необходимости проводить мониторинг по выявлению талантливых учеников: об их способностях и наклонностях школа знает еще на I ступени обучения, т.е. с детского сада. Главное здесь – мотивировать ребят, создать условия для развития у них положительных эмоций.

Для этого, по мнению Н.Ю.Пахомовой, “... учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения...”.

В сельской школе в работе с талантливыми учениками преимущественно используются такие формы, как: олимпиады, конкурсы, факультативы и элективные курсы. Кроме того, широко внедряются и инновационные педагогические технологии деятельностного типа, поскольку только благодаря активной самостоятельной деятельности возможно развитие ребенка.

Одной из таких инноваций является игровая технология. Включение в урок нестандартных заданий, интеллектуальных игр позволяет учителю вовлечь ученика в познавательную деятельность и способствует развитию творческой личности. Именно через творческие игры ребенок готовится к созданию собственных творческих работ.

Рассмотрим данную технологию в предметной области “Литература”, а именно: при изучении в 7 классе поэмы Н.А.Некрасова “Русские женщины” (“Княгиня Трубецкая”). Цель урока – раскрыть образ княгини Трубецкой. Задачи: показать стойкость характера героини, силу ее духа, нравственный подвиг настоящей русской женщины, жены декабриста. Форма проведения – ролевая игра. В классе 4 ученика, роли распределены так: судья-автор, защитник губернатора Иркутска, адвокат княгини Трубецкой, присяжный заседатель и секретарь (учитель). Во время прослушивания в актерском исполнении II части поэмы учащиеся самостоятельно отбирают материал, делают в тетрадях необходимые записи, после чего презентуют в игровой форме.

Учитель: - Встать! Суд идет! (встают, входит судья) Прошу садиться.

Судья: - Слушается дело княгини Екатерины Ивановны Трубецкой в отношении губернатора Иркутска.

Защитник губернатора: - Мой подзащитный - губернатор Иркутска – 7 лет служил под началом отца княгини Трубецкой. Он относится к княгине по-отцовски: говорил о трудностях ее пути и предлагал вернуться в свет, к отцу:

Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор,
Нужда и вечный гнет,
А там балы, блестящий двор,
Свобода и почет...

Пугал опасной дорогой, плохим состоянием отца, страшной жизнью среди каторжников, невыносимо суровым климатом, путем в кандалах по этапу до Нерчинска, отречением от привилегий. Речь его убедительная, красноречивая. Губернатор желал княгине лишь добра.

Адвокат княгини: - Княгиня Трубецкая вызывает восхищение мужеством, стойкостью. Она не сломалась под натиском губернатора, потому что ее поступок не минутный порыв. Это ее святой долг – поддержать мужа своей любовью. Она готова разделить с ним его участь и не желает жить “среди продажных и тупых”. Ее речь достойна уважения, образ княгини возвышенный, героический:

Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
Пусть смерть мне суждена –
Мне нечего жалеть!
Я еду! еду! я должна
Близ мужа умереть.
Нет! Я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба –
Я буду ей верна!

В этих словах – кульминация произведения.

Присяжный заседатель: - Уважаемый суд! Посмотрите, каким перед нами предстает иркутский генерал-губернатор: а)внимательным и заботливым? – нет, б)властным и жестоким? – нет, в)мудрым и проницательным? – нет, г)упрямым и самонадеянным? – ответ очевидный – да. Вот как он описан в поэме: “начальник городской”, “как мощи сух, как палка прям”, “упрямый старичок”. О самонадеянности он говорит сам: “Здесь я – царь”. Все это вызывает негативные эмоции. Однако, как губернатор, выполняя свой воинский долг, он вынужден был чинить препятствия княгине. Пафос слов Трубецкой был настолько убедителен, что губернатор отступает и приказывает запрягать лошадей. И этот жест заслуживает снисхождения.

Учитель: - Прошу всех встать.

Судья: - Главный судья героев – это, конечно, сам автор. Некрасов с восхищением и любовью относится к княгине Трубецкой. Это гордая русская женщина, для которой честь и долг превыше всех удобств, дворянских прав и богатства. Она едет за мужем не как раба – это выбор ее свободной воли.

Но долг другой,
И выше и трудней,
Меня зовет...

- говорит она, прощаясь с отцом. И это решение твердое. В разговоре с иркутским губернатором она трижды употребляет слово “долг”:

Приняв обет в душе моей
Исполнить до конца
Мой долг...

Я должна
Близ мужа умереть...

Долг другой,
И выше и святей
Меня зовет...

Княгиня Трубецкая – святая женщина, блаженная. Эти слова можно использовать как эпиграф. (Звон колоколов)

В заключение проводится рефлексия деятельности, ребята продолжают фразу: “Для меня княгиня Трубецкая...”. (Презентация)

“Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их”, - говорил К.Д.Ушинский. Действительно, игровая технология способствует развитию у ребенка коммуникативных компетентностей в сотрудничестве со сверстниками, воспитывает духовно-нравственные качества, формирует его как творческую личность.

Однако в реализации программы “Развитие системы поддержки талантливых детей” наиболее эффективной признана технология учебно-исследовательской и проектной деятельности. Об этом писал и А.Н.Колмагоров: “Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе”.

Покажем технологию учебно-исследовательской деятельности на примере рассказа И.А.Бунина “Чистый понедельник” (11 класс). Предметом исследования является цвет как художественная деталь в раскрытии образа главной героини. Класс делится на 3 группы: первая группа выписывает из текста словосочетания со словом “черный”, вторая – со словом “желтый”, третья – со словом “красный”. Результат деятельности оформляется в виде таблицы с комментариями-выводами: красный и желтый цвета используются в иконописи (желтый символизирует Царствие Небесное, красный – огонь, т.е. жизнь), черный - символизирует покорность и смирение. Из чего следует: главная героиня духовно богатая, ее назначение – служить Богу.

черный желтый красный
Черные волосы Туфли с золотыми застежками Гранатовые туфли
Черные, как уголь, глаза Золотой купол Гранатовое бархатное платье
Дегтярная челка Золотая парча Кирпично-кровавые стены монастыря
Темные глаза Золотая эмаль заката Красные ворота
Угольный бархат глаз Янтарность рук  
Черная доска иконы Золотой крест на лбу  
Черная лайковая перчатка Янтарное лицо  
Черные фетровые ботинки Книга “Огненный ангел”  
Черное бархатное платье Желтоволосая Русь  
Черные лоснящиеся косички Янтарь щек  
Смольные волосы Огненные блины  
Индийская персидская красота Золото иконостаса  
Брови, как черный соболиный мех    
Черный кожаный диван    

Литература как учебный предмет имеет огромные возможности в реализации и проектной деятельности. Проектная деятельность тесно связана с исследовательской работой: в каждом проекте есть доля исследования, в каждом исследовании – доля проекта. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Такие проекты наиболее приемлемы для старших классов.

Так, например, монографическая тема “Творчество А.С.Пушкина”, традиционная для 10 класса, может быть изучена на основе метода проектов. К первому уроку готовится информационный проект - индивидуальное сообщение о поэте и мультимедийная презентация на тему “Пушкин – “солнце русской поэзии”. На следующем уроке - изучение лирики любви на тему “Моя Мадонна” - возможна групповая проектно-исследовательская деятельность: одна группа готовит материал о Н.Н. Гончаровой в жизни А.С.Пушкина, другая – в творчестве поэта. Учащиеся самостоятельно распределяют задания, подбирают стихотворения, художественное и музыкальное приложение. Результат может быть оформлен как урок-исследование.

Такое изучение монографической темы способствует повышению уровня литературного образования школьников, обогащает личность учащихся интеллектуально, готовит к созданию своей творческой работы, например, написание стихотворения на тему “Пушкин”. (Приложение 2)

Наиболее ярко талант у ученика проявляется в создании творческого проекта. Данный тип проекта предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

Это может быть сказка (по мотивам русских народных сказок, с использованием пословиц и поговорок, с пропусками эпитетов, по опорным словам). Например, “Сказка про... и про...”.

“Шел по лесу.... Видит: сидит на дереве... Он поднялся..., хотел..., а... вдруг говорит: “Пожалей меня,..., может, и я...”. Он ответил.... И пошел дальше. Видит:... Думает: “Дай здесь...”. Вот он лег и.... А близко был.... Почуял..., обрадовался. Думает: “Вот...”. Подобрался, да только хотел... и... откуда ни возьмись.... Кричит: “...! Погибнешь”. Вскочил..., схватил..., и.... Потом низко... и пошел домой с...”.

Сказка, по мнению Г.С.Альтшуллера (основателя технологии ТРИЗ), - “упражнение по развитию творческого воображения”. (Приложение 3)

Талантливому ученику по силам и такой сложный жанр, как былина. (Приложение 4)

Действительно, проектная технология как один из методов личностно-ориентированного обучения способствует развитию у ребенка исследовательских и творческих способностей. Однако проектная деятельность не должна заменять традиционную систему обучения - она должна быть лишь ее частью, дополнением.

По продолжительности проекты бывают мини-проекты (на 1 урок), краткосрочные (4-6 уроков) и длительные (месяц, четверть, учебный год). Отсюда следует, что большую часть времени на подготовку проекта учащиеся готовят дома с помощью родителей. Проектная деятельность – это звено, наряду с классно-урочной, внеклассной и внеурочной работой, в структуре литературного образования детей. Она предоставляет возможность одаренным школьникам реализовать на практике свой потенциал. Задача учителя – вовлекать талантливых ребят во внешкольные занятия.

Так, при подготовке общешкольного мероприятия, посвященного Международному женскому дню 8 Марта, было решено использовать как образец немного забытую телевизионную передачу “От всей души”. Задача участника – подготовить мультимедийную презентацию о маме или бабушке. Владение ИКТ позволило создать разные, не похожие одна на другую, творческие работы, выполненные самостоятельно или с привлечением членов семьи. (Приложение 5)

Каждый талантливый ребенок талантлив по-своему. Кто-то создает свои произведения для конкурса, мероприятия. У других – это хобби. (Приложение 6)

В любом случае, одаренных детей надо поощрять, стимулировать и давать возможность развивать у них неординарные способности. Особенно это касается сельской школы, ведь не зря в народе говорят, что “рождается гений в деревне”.

Литература

1. Альтшуллер Г.С. Рабочая книга по теории развития творческой личности. Часть 1. – Кишинев: МНТЦ “Прогресс”, 1990. – 237с.

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003

3. Подругина И.А. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы: пособие для учителей обшеобразоват. организаций / И.А.Подругина, О.В.Сафонова. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-029058-6

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.