Занятие на тему "Зимующие птицы"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (235 МБ)


Цели и задачи занятия:

  • Формирование правильного звукопроизношения: автоматизация сонорных согласных звуков: р-рь, л-ль;
  • Развитие фонематического восприятия и слуха;
  • Формирование правильного речевого дыхания с помощью дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой;
  • Профилактика простудных заболеваний и заикания;
  • Совершенствование лексико-грамматических представлений, развитие звукового анализа и связной речи;
  • Расширение представлений о зимующих птицах;
  • Знакомство детей с волшебным миром музыки, живописи и поэзии по программе ВеДеДо;
  • Развитие основных познавательных процессов: памяти, внимания и мышления;
  • Развитие навыков общей и мелкой моторики;
  • Воспитание гуманного и бережного отношения к живой природе.

Оборудование:

  • ноутбук;
  • музыкальные диски “Времена года” и “Живая Планета”;
  • картинки зимующих птиц; картинки “Лесовичка” и “Белочки”;
  • презентация по теме “Зимующие птицы”;
  • игровое поле “Птичья столовая”;
  • Диск Коренблита Р.С. “Двенадцать месяцев” и методическое пособие по программе ВеДеДо.

План работы:

I. Организационный этап.

II. Введение в тему занятия.

III. Этап повторения пройденного материала.

IV. Обучающий этап.

V. Физкультминутка.

VI. Этап закрепления полученных навыков.

VII. Итоги занятия. Оценка работы детей.

I. Организационный этап.

Звучит мелодия “Декабрь” (музыка Р.С. Коренблита) из цикла “Двенадцать месяцев”.

Дети под музыку рассматривают фотографии зимних пейзажей и картины русских художников: А.М. Васнецова “Зимний сон”, И.И. Шишкина “Зима”, А.К. Саврасова “Зимний пейзаж. Оттепель” и др.

“Дети, за окном дует холодный зимний ветер, не слышны голоса птиц, деревья стоят, запорошенные снегом, как в сказке. К нам в гости пришла Зимушка-Зима, которая привела за собой первый зимний месяц - Декабрь”.

II. Введение в тему занятия.

Логопед говорит: “Ребята, к нам в гости пришел Старичок-Лесовичок, который приглашает нас на прогулку по зимнему лесу послушать пение птиц. На доске появляется красочная картинка Лесовичка. “Ну, Лесовичок, послушай, на дворе зима и птички все уже улетели и больше не поют! Кого же мы будем слушать?”

III. Этап повторения пройденного материала.

“Дети, а давайте повторим названия зимующих птиц, которых вы уже знаете? Правильно: ворона, воробей, галка, сорока, голубь, синички и многие другие птицы. Молодцы!”. На доске появляются картинки с изображением птиц.

“А сегодня мы познакомимся с другими птицами, которые тоже остаются с нами

зимовать и даже услышим их пение в зимнем лесу. В названии этих птичек очень часто будут встречаться звуки: "Р", "Рь", "Л", "Ль". Следите внимательно за правильным произношением этих звуков. Пойдемте за Лесовичком на прогулку!”

IV. Обучающий этап:

1. Развитие фонематического восприятия и слуха. Автоматизация сонорных звуков: "Р", "Рь", "Л", "Ль". Отработка навыков словообразования.

Обогащение словаря.

“Ой, ребята, подождите, я слышу какие-то звуки в лесной тишине.

Кто это так громко стучит на дереве? Давайте отгадаем загадку Лесовичка”:

Я по дереву стучу,
Тук, тук, тук.
Червячка достать хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (Дятел).

“Правильно, вы ответили! Давайте еще раз повторим четко и правильно название лесного доктора и назовем самый последний звук в этом слове "Л"”.

Лесовичок остановился около рябины с красными ягодами, которую облепила целая стайка птичек.

“Давайте все вместе выучим стишок-загадку про зимующих птичек, которые совсем не боятся морозов и метелей, четко проговаривая все звуки в словах!”

Ты откуда, ты откуда,
Прилетел к нам красногрудый?
Облетел он всю Сибирь.
Как зовут его ...? (Снегирь).

“Послушайте, какую замечательную песенку поют снегири!

Почему этих птичек называют красногрудыми?”

“Не только снегири любят клевать ягоды рябины! Как вы думаете, ребята, у какой птички песенка похожа на звуки маленькой дудочки-свирели? Правильно, эти птички называются - свиристели! Послушайте, как нежно они поют!” Звучит песенка свиристелей.

Дети вместе с Лесовичком повторяют скороговорку:

Прилетели свиристели,
Песни звонкие запели!
Свиристели, свиристели,
Вмиг рябины опустели.

Лесовичок рассказал детям, что ближе к ноябрю свиристели вместе со снегирями прилетают целыми стайками к нам зимовать с Севера. Птички не боятся зимних холодов и вьюг, любят купаться в снегу! А теплой весной снова улетают туда, где холода.

2. Развитие правильного речевого дыхания. Использование здоровьесберегающих технологий - дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

Дети вместе с Лесовичком долго гуляли по лесу и немного устали. Вдруг на еловой ветке ребята заметили маленькую пушистую белочку. Дети очень обрадовались неожиданной встрече!

“Ребята, это белочка спрыгнула с елки, чтобы вместе с нами поиграть и научить нас правильно дышать морозным воздухом” - сказал Лесовичок. Появляется картинка Белочки.

“Сейчас Белочка будет учить нас дышать носиком, чтобы не заболеть”:

Морозным воздухом дышу,
Я сейчас Вас научу.
Шумно носиком вдыхайте.
От меня не отставайте!
Раз, два, три,
Раз, два, три,
Ты за мною повтори (упражнение "Ладошки").

3. Совершенствование навыков лексико-грамматического строя и развитие связной речи.

Лесовичок рассказал ребятам, что часто в зимнем лесу раздается птичий смех, какая-то птичка весело хохочет и смеется. Название этой птички происходит от слов: зима, зимний, зимовать, зимовье. Прилетает она к нам только в зимний период, окрас птички очень яркий и красивый, она похожа на маленькую птичку колибри, перья разноцветные, как у попугая, питается она рыбой. Эта птичка смеется над проказницей зимой и не боится ее!

“Запоминайте, эта птичка имеет очень красивое название - зимородок! Давайте вместе с зимородком посмеемся в зимнем лесу, что бы согреться”. Дети слушают песенку зимородка.

Лесовичок дает детям задание придумать предложение со словом зимородок.

(Зимородок поймал клювом в реке маленькую рыбку и др.).

4. Развитие слухового внимания, памяти и мышления. Игра: “Хочу все знать”.

Дети отвечают на вопросы Мудрой Совы:

  • “У какой птицы клюв крест-накрест изогнут?” – (Клест).
  • “Какую ночную хищную птицу, похожую на сову называют “ушастой”?” – (Филин).
  • “Как правильно называются дрозды, клюющие зимой ягоды рябины?” – (Дрозды-рябинники).

“Правильно, молодцы ребята! А теперь, давайте послушаем, как эти птицы умеют петь песенки даже холодной зимой”. Звучат птичьи песенки.

V. Развитие общей и мелкой моторики. Физкультминутка.

Чтобы не замерзнуть во время зимней прогулки по лесу, дети вместе с Лесовичком сделали зарядку и повторили стишок про зимующую птицу - клеста:

На сосне сидит высокой,
Клювом шишку шелудит,
Клюв нам всем его знакомый,
Он за ним всегда следит,
Чтоб орешки все достать,
Надо клюв крестом связать! (Клест).

“Ребята, послушайте, клест тоже умеет петь песенки!” - сказал Лесовичок.

VI. Этап закрепления полученных на занятиях навыков и знаний.

1. Автоматизация сонорных согласных звуков: "Р", "Рь", "Л", "Ль". Повторение чистоговорок и рифмовок.

“Повторите правильно за мной чистоговорки и ничего не перепутайте” - сказал Лесовичок:

  • “Щегол прилетел к своей щеглихе и маленьким щеглятам”.
  • “С утра три галки сидели на палке”.
  • “У ворона черное перо и черное крыло”.

2. Развитие речевого дыхания. Отработка плавности речевого выдоха.

Дыхательное упражнение “Согрей синичку”.

“Ребята, холодно птичкам в зимнем лесу. Давайте все вместе поможем синичкам согреться в сильный мороз. Повторяйте за мной слова и движения, а так же дуйте теплым ветерком на птичку, которую вы хотите согреть в своих ладонях”:

Прилетела птичка, птичка-невеличка,
Прилетела птичка, звать ее синичка.
Мы согреем птичку, птичку-невеличку,
На ладошку сядет, звать ее синичка.

3. Развитие фонематического восприятия, слуха и звукового анализа слова.

Выделение на слух заданного звука "Р".

“Сейчас мы поиграем в очень интересную игру "Ловишки"” - сказал Лесовичок.

“Мы с вами будем "ловить" зимующих птиц, в названии которых слышится звук "Р".

Если в названии птички вы услышите твердый согласный звук "Р" громко хлопайте в ладоши и называйте эту птицу!”

Лесовичок перечисляет название зимующих птиц: чиж, дрозд, синица, воробей, галка, зимородок, сорока, клест, ворона, тетерев, голубь, снегирь, сова, рябчик, свиристели, дятел, ястреб, ворон, сыч, филин, щегол, куропатка и др.

“Где в этих словах спрятался звук "Р" - в начале, в середине или в конце слова?” - спрашивает Лесовичок. “Молодцы детишки, Вы все знаете!”

4. Развитие слухового внимания, мышления. Словарная работа. “Игра в рифмы”.

Сорока-белобока услышала шум в лесу, прилетела на полянку и решила немного поболтать с ребятами: “Я задам вам трудное задание, называется оно "Доскажи словечко"”.

  • “Я начинаю стишок, а вы подбираете в рифму подходящие названия зимующих птиц”:
  • “Верещунья белобока, а зовут ее ... (сорока)”.
  • “Прилетел к нам на денек красногрудый ... (снегирёк)”.
  • “Чик-чирик, не робей, я бывалый ... (воробей)”.
  • “Очень важная персона, а зовут ее ... (ворона)”.
  • “Это птичка невеличка, называется ... (синичка)”.

“Молодцы, ребята, вы справились с моим заданием!” - сказала сорока.

5. Дифференциация сходных по звучанию звуков: "Р-Л", "Рь-Ль".

“Ребята, повторяйте за вороной слова, похожие по звучанию”:

  • дрозд - мост;
  • глухарь - словарь;
  • синица - спица;
  • ворона - корона;
  • свиристели - карусели;
  • галка - палка;
  • дрозд - мост;
  • сова - голова;
  • чиж - мышь;
  • голубь - прорубь;
  • снегирь - волдырь;
  • дятел - приятель;
  • воробей – муравей;
  • глухарь - сухарь
  • щегол - футбол и др.

6. Развитие связной речи. Игра “Птичья столовая”.

“Очень голодно зимующим птичкам в лесу. Давайте покормим их в нашей птичьей столовой. В нашей кормушке лежат: семечки, зерна, хлебные крошки, кусочки сала”.

"Птички будут подлетать, предложенья будем составлять!"- предложил Лесовичок.

К кормушке подлетают разные птицы: свиристели, дятел, воробьи, синички, снегири, филин и др.

Дети самостоятельно составляют предложения:

  • В ночном лесу громко ухает филин.
  • В зимнем лесу по дереву громко стучит дятел.
  • На полянку прилетели шустрые храбрые воробьи.
  • Не боятся синички сильных зимних морозов.
  • На ветке рябины клюют ягоды снегири и свиристели и т.п..

VII. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Лесовичок говорит: “Ребята, каких зимующих птиц вы теперь знаете?”

Дети перечисляют названия птиц, которые остаются с нами зимовать. “Какие Вы молодцы! Приходите к нам еще раз в лес на прогулку! Мы будем с птичками Вас очень ждать!” - сказал Лесовичок.