Рейтинг@Mail.ru

Игровые технологии на уроках химии

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (731,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


В качестве первого шага настоящего анализа определимся с понятием терминология.

Слово “технология” происходит от греческих слов techne – искусство, мастерство и logos – учение. Термин “педагогическая технология” буквально можно перевести как “учение о педагогическом искусстве, мастерстве”. Ведущие учебно-методические источники дают следующие толкования данного термина:

“Совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели” Российская педагогическая энциклопедия.

“Система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам” Г.К. Селевко.

Одной из наиболее бурно развивающихся педагогических технологий, направленных на активизацию и интенсификацию деятельности учащихся, является игровая технология. Факт широкого применения, а также впечатляющие результаты технологии подтверждаются тем, что все ведущие спикеры проекта TED, так или иначе затрагивающие вопросы образования, в своей деятельности используют игровые технологии.

В настоящей статье автор рассматривает игровые технологии применительно к учебному процессу на уроках химии в специфическом учебном заведении – Московской областной общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой им. Трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина (МООШИ с ПЛП). Специфика обусловлена учебной специализацией (первоначальная летная подготовка), а также гомогенным одновозрастным составом воспитанников (юноши 10-11 классов).

Как известно, структура любой технологии обучения включает в себя:

  • целевую направленность;
  • научные идеи, на которые опирается (образовательную парадигму);
  • систему действий преподавателя и учащегося;
  • критерии оценки результата;
  • результаты.

Рассмотрим каждый из указанных элементов игровых технологий.

Целевая направленность обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений через использование привычных и дружелюбных для воспитанников игровых элементов. Игра позволяет сделать процесс обучения занимательным, создать у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Одной из проблем, с которыми сталкивается учитель химии в МООШИ с ПЛП, является малое количество учебных часов, отводимых на дисциплину и невозможность увеличения времени самоподготовки. Использование игровых технологий, в т.ч. имеет своей целью небольшую хитрость – заинтересовать воспитанника настолько, чтобы он потратил на предмет немного больше внеклассного времени.

Научные идеи, на которые опирается технология – самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации; соревновательный элемент как катализатор учебного процесса.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве средства игры, а в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Система действий преподавателя и учащегося: игровые методы вовлечения учащихся в творческую деятельность. Игровые технологии способствует воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.

Подготовка к игре – начинается с выбора темы. При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым “хорошая” тема должна:

  • провоцировать интерес;
  • быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных результатов;
  • иметь четкую формулировку;
  • стимулировать подготовительную работу;

На уроках химии в МООШИ с ПЛП игровые технологии, например, используются при изучении углеводородов. Одна из игр носит название: “Интеллектуальная игра “От алкана до арена””.

Обобщенно структура подготовительного этапа может быть представлена следующим образом:

  • работа с информацией по теме:
  • активизация знаний учащихся (мозговой штурм);
  • поиск информации с использованием различных источников;
  • повторение и систематизация изученного материала;
  • формирование общих и специальных умений и навыков:
  • подбор и обоснование аргументов, и выводов;
  • умение правильно формулировать вопросы и ответы;
  • овладение знаниями риторики и логики, применение их на практике;
  • приобретение навыков эффективной работы в группе.

На подготовительном этапе учащиеся должны не только глубоко изучить и тщательно проработать содержание предлагаемой для игры темы, но также создать команды и продумать стратегию игры. Отборочный тур осуществляется в начале самой игры. Затем начинается основная игра, в ходе которой команды отвечают на предложенные вопросы. На обдумывание предоставляется 1 минута. В случае неверного ответа вопрос переадресуется другой команде.

Одним из возможных инструментов практической реализации игровых технологий является презентация, подготовленная, например, в программе Microsoft PowerPoint (см. приложение к настоящей статье).

Критерии оценки результата: побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов и наберет больше очков. Критерием оценки результата может стать также рефлексия групповой работы – оценка эффективности работы в группах, диагностика групповых ролей, оценка процесса и результата групповой работы.

Результаты: игровые технологии способствуют развитию познавательных интересов и активизации учебной деятельности. Игры рассматриваются как вид деятельности, как форма организации работы учащихся и метод обучения.

Общий смысл идеи хорошо передают слова одно из основоположников использования игровых технологий в образовании Б.П. Никитина: “Игра – едва ли не единственный вид деятельности, специально тренирующий творчество не как отдельную способность к чему-либо, а как качество личности. Игра на уроке активизирует мысль и разряжает обстановку”