Рейтинг@Mail.ru

Технологическая карта урока ОРКСЭ на тему "Православный храм"

Разделы: ОРКСЭ


УМК: учебник: А.В.Кураев «Основы православной культуры», рабочая тетрадь на печатной основе для 4-х классов: С.Н.Фролова «Основы религиозной культуры и светской  этики», часть II.

Класс: 4  Урок: 14

Тема урока: Православный храм.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:  формирование у учащихся представления о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.

Учебные задачи:

направленные на достижение личностных результатов обучения:
– воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры;
– воспитывать у учащихся уважительное отношение к другим людям, их мнениям;
направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
– развивать у учащихся навык слушания;
– развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным текстовым материалом;
– развивать у учащихся навык и умение работать с текстом учебного пособия;
– развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активировать историко-культурный словарь учащихся.
направленные на достижение предметных результатов обучения:
– познакомить с устройством православного храма.

Основные термины и понятия:  храм, священник, канун, икона, иконостас, алтарь, Царские врата.

Оборудование: ПК, мультимедиа, раздаточный материал, аудиозапись колокольного звона

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент

Приложение 1. Слайд №1

Здравствуйте, ребята!
Улыбнемся солнышку,
Дадим друг другу руку
Поднимим  настроение себе и другу.
Желаю вам успешной работы на уроке.

Ученики поворачиваются друг к другу, улыбаются, настраиваются на работу Личностные УУД:
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
II. Актуализация знаний

– Пожалуйста, внимательно послушайте, что сейчас прозвучит.
(аудиозапись колокольного звона).
– Какую музыку вы сейчас слышали?
– Какие первые ассоциации у вас возникли, что напомнил вам колокольный звон? Запишите слова, которые ассоциируются с колокольным звоном. Назовите эти слова. (Прием «Кластер»).

Дети слушают и отвечают на вопросы учителя,
записывают слова-ассоциации.
Познавательные УУД:
преобразовывать информацию из одной формы в другую; выводы в результате совместной работы класса и учителя.
III. Формулирование темы урока

Постановка цели урока. Планирование своей деятельности.
Слайд №2.
– Какое слово встречалось в ваших ответах чаще всего? Как вы думаете, какая тема нашего урока?
– Попробуйте дать определение слову «храм».
– Зачем люди посещают храм?
Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал: «Храмы нужны не Богу, престол которого  – небо  и подножие земли. Храмы нужны человеку».
– Нам нужны знания о православных храмах, чтобы познакомиться с историческим наследием и культурой русского народа. Как вы считаете, какая ваша цель на этом уроке? (Слайд №3).
– Что нам поможет достигнуть цели урока? Откуда мы можем получить информацию?

Определяют тему урока, дают свое объяснение слову «храм». (Предполагаемые ответы: « Храм – это здание, в котором люди молятся, ставят свечки. В храме обычно происходят обряды крещения, венчания,  отпевания.  В храме много икон.  В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чем-то»).

Формулируют цель урока.

1) получить знания о назначении православного храма;
2) познакомиться с устройством православного храма.
Ученики выбирают карточки и составляют план урока.

Регулятивные УУД:
определение и формирование темы урока и цели своей деятельности на уроке с помощью учителя, планирование своей деятельности.

Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

IV. Изучение нового материала

1) Беседа с учащимися

– Жизнь православного человека с  самого рождения до смерти связана с храмом  (слайд №4). В самые сложные и тяжелые времена  люди всегда обращались за помощью к Богу. Вспомните, пожалуйста, такие исторические моменты  и назовите их (слайд №  5).
– Во все христианские времена на Руси воздвигались храмы-памятники. Строили их на месте великих битв и ратных побед ради непрестанного церковного поминовения тех, кто положил свою жизнь на поле брани за родной город, народ и свое Отечество. (Слайд №6).
Лучшие храмы стали славой России (слайды № 7-10). Памятниками мировой культуры признаны Киевский и Новгородский Софийские соборы, Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице-Сергеевой Лавры, Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, Успенский собор  нашего города и многие другие храмы России.
– Посмотрите еще раз на экран и ответьте на вопрос: что общего у всех храмов?

2) Выступление заранее подготовленного ученика

–  Одной из особенностей храма, отличающей его от других строений, является купол и крест. Православный храм обязательно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько. Количество куполов может быть различным, и каждое число символично. Более подробно об этом  нам расскажет Гурылева  Дарья (слайд №11)

 

 

 

 

 

 

 

3) Проведение физкультминутки

Вот мы руки развели,
словно удивились.
И у храма до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямлялись,
Ниже, ниже, не ленись.
Поклонись и улыбнись!

4) Работа в группах

 – Итак,  сейчас мы с вами «отправляемся в храм».  Что же является частями любого православного храма? Православный храм можно разделить на три части: притвор, средняя часть или сам храм, алтарь  (слайд №12). А сейчас, чтобы узнать о внутреннем строении храма, используя цветовые смайлики, мы разделимся на пять групп. У каждой группы своё задание. Ваша задача: используя материал учебника с . 48-51, объяснить понятия и подготовить сообщение. В этой работе вам помогут карточки.

1-я группа – канун, поминальная записка

Группа №1
Объясни следующие понятия:
Канун – это…
Поминальная записка – это…
Куда можно поставить свечи, молясь за себя и за других живых людей?

2-я группа – икона

Группа №2.
Ответь на вопросы:
– Что такое икона?
– Может ли православный человек молится без иконы?
– О чём обычно люди молятся?
– Почему в молитве нельзя просить зла?

3-я группа – иконостас

Группа №3.
Заполни пропуски:
Целая стена из икон называется  … . В центре расположены двери. Они называются  … . Справа от Царских врат всегда икона  … . Слева всегда икона  …  … .

4-я группа – алтарь

Группа №4.
Закончи предложения:
За иконостасом находится … . Никто не имеет права туда входить  без … … . Система запретов в православной культуре способствует … человека. Надо уметь  …, уметь     …, уметь … и  … .
(Слова для справок: благословения, алтарь, развитие, ждать, останавливаться, уступать, понимать.)

5-я группа – священник

Группа №5.
Подумай и ответь:
1) Человек, совершающий в храме все таинства и богослужения?
2) Священник в храме работает или служит?
3) При встрече с детьми  священник сказал важные слова, которые относятся как к крещеным, так и некрещеным людям, верующим и неверующим в Бога. Каким должна быть жизнь человека?

5) Выступление групп. Составление глоссария

(Учитель прикрепляет карточки на схеме храма).
Вывод: При встрече с детьми священник сказал важные слова, которые относятся как к крещеным, так и некрещеным людям, верующим и неверующим в Бога. «Душой тянутся к Небу, а делами помогать ближним».

Дети слушают учителя и отвечают на вопросы.
( Например, Куликовская битва, стояние на Угре, Бородинская битва).

 

 

 

 

 

 

 

(Предполагаемые ответы: купола, кресты).

Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением  с использованием презентации.

(Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.
– Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (пламя свечи, форму луковицы). Купол напоминает пламя свечи, пламя которой тянется вверх, а свет и тепло отдает тем, кто рядом.  Купол заканчивался вверху главой, на которой ставится крест. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Их значение символично:
– две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
– три главы (три лица Святой Троицы);
– пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);
– семь глав (семь таинств и семь Вселенских Соборов);
– девять глав (девять чинов Ангельских);
– тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов);
– тридцать три главы (по числу земных лет Иисуса Христа).

Выполняют физкультминутку.

 

 

 

 

Делятся на группы. Выбирают командира группы.
По учебнику с. 48-51 находят определение понятий и готовят выступление.

 

 

 

Оценивают выступления, задают вопросы на понимание материала

Коммуникативные УУД:
развитие умения слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме; владение диалогической формой общения.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
подробное пересказывание небольшого текста;
выводы в результате совместной работы класса и учителя.

 

 

Коммуникативные УУД:
развитие умения слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной  и письменной формах; владение диалогической формой общения. Инициативное сотрудничество в поиске и соре информации; контроль своего поведения.

V. Применение знаний и умений

– Ребята, сейчас вы сможете заочно побывать в храме. Посмотрите видеоролик «В храме». Будьте внимательны, это поможет вам выполнить задания в тетради.
(Работа в парах с последующей взаимопроверкой).

Учащиеся смотрят видеоролик (фрагмент) «В храме».
Работая в паре,  выполняют задания в тетради на печатной основе (Задание №1. Сделай надписи к картинкам).
Познавательные УУД:
преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы в результате совместной работы.
VI. Подведение итогов урока

– Сегодня на уроке мы много узнали о православном храме.
– Что такое храм? Зачем люди ходят в храм? Какие храмы нашего города тебе известны?

   
VII. Рефлексия. (Слайд №13)

Закончи урок фразой, которая вам больше понравилась:
– Мне понравилось…
– Мне запомнилось…
– Я узнал…
– Мне бы хотелось
– В конце нашего занятия предлагаю написать синквейн на тему урока. (Слайд №14, 15)

  Личностные УУД: развитие умения высказывать  свое отношение,  выражать свои эмоции.
Коммуникативные УУД: оценка действий сверстников; умение оформлять свои мысли в устной речи в соответствии с грамматическими  и синтаксическими нормами родного языка; умение высказывать свое мнение на основе личностных ценностей.
VIII. Оценивание

– В тетради на печатной основе  с…. вырази своё отношение к уроку по следующим критериям: интерес, трудность, важность.

Закрашивают пламя свечей, выражая свое отношение к уроку. Регулятивные  УУД: анализировать свою деятельность на уроке, оценивать ее.
IX. Домашнее задание:

основное: прочитать текст учебника с.48-51;
альтернативное: 1) составь кроссворд на тему «Православный храм;
2) Сообщение на тему «Храмы города Александрова»;
3) Сообщение на тему « Символика цвета куполов храма».