Урок-мастерская "Мне нравится любое время года"

Разделы: Русский язык


Личностные УУД: освоение общекультурного наследия России, ориентация в системе моральных норм и ценностей, потребность в самовыражении.

Метапредметные УУД: самостоятельно ставить учебные цели и задачи, управлять учебным временем на уроке, формулировать собственное мнение, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, вступать в диалог, строить монологическое контекстное высказывание, поводить наблюдения и на их основе делать выводы, поиск информации по тексту, устанавливать причинно-следственные связи, усваивающее и поисковое чтение.

Предметные УУД: написать этюд о времени года.

Задачи:

  • чтение и анализ прозаических и лирических текстов о временах года;
  • составление словаря опорных слов на основе прослушанных текстов;
  • подготовка учащихся к написанию творческой работы;
  • создание творческой работы “Времена года”

Оборудование: презентация к уроку; музыкальное произведение Вивальди “Времена года. Осень”; карточка “опорных слов”, маршрутные листы; презентации учащихся по домашнему заданию. (Приложение) Учащиеся приносят воздушные шары, символизирующие времена года (красный, желтый, зеленый, белый)

Домашнее задание: группам представить время года: лето (в форме коллажа), осень (подготовить вернисаж по иллюстрациям учеников класса), зима (презентация “Полотна художников о зиме), весна (чтение наизусть стихотворений русских поэтов о весне “Поэтическая весна”)

Ход занятия

Учитель:

- Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас, уважаемые взрослые и дорогие ребята, в нашей мастерской. Мы предлагаем вам совершить увлекательное путешествие. А вот куда? Сейчас вы сами определите тему нашей встречи.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Первый этап занятия.

- Как обычно, начинаем с погружения в тему, выполняем “Письмо по кругу”. Запишите словосочетания, объясните орфограммы и пунктограммы.

А) Коллективная форма работы: выполняют обучающиеся

Снег пушистый, серебристый / мягким стелется ковром; в багрец и в золото одетые леса,; чернеет лес, теплом разбуженный, весенней сыростью объят; лето красное; и снежинки, как пушинки, вьются весело кругом.

Учитель:

- Исходя из записанных выражений, определите объект речи, тему занятия

Обучающиеся:

- Тема занятия “МНЕ НРАВИТСЯ ЛЮБОЕ ВРЕМЯ ГОДА...” (слайд)

Учитель:

- Цель занятия: создание этюда о времени года.

- На слайде несколько значений слова “этюд”, взятых из разных толковых словарей, выберите значение слова, которое соответствует нашему занятию. (слайд №4)

- Чтобы достичь цели занятия, определите задачи

Обучающиеся:

ЗАДАЧИ:

Учитель:

- Перед вами маршрутные листы (слайд №7), где определены задания, оценка деятельности учащихся будет осуществляться через самопроверку, взаимопроверку, оценка работа в группе, оценка учителем. По завершении урока посчитайте полученные баллы.

Учитель:

2 этап занятия: проверка теоретических знаний (индивидуальная форма работы).

- Откройте тетради для теоретических опросов. Назовите термины

Учитель задает вопросы обучающимся устно, учащиеся записывают в тетради только ответы. По завершении работы проводится самопроверка (слайд №8). Результат заносится в соответствующую графу маршрутного листа.

  • Предмет речи, отвечающий на вопрос, о чем говорится в тексте (тема)
  • Отношение автора к теме текста, ответ на вопрос, что говорится в тексте (основная мысль)
  • Сочетание предложений, связанных в единое целое общим смыслом с помощью разных средств связи (текст )
  • Назовите типы речи (описание, повествование, рассуждение)
  • Определите стиль речи (художественный )

Уж побледнел закат румяный
Над усыплённою землей;
Дымятся синие туманы,
И всходит месяц золотой.
(А.С.Пушкин)

- Внимание на слайд № 8. Самопроверка теории. 1 балл за каждый правильный ответ, не забудьте поставить оценку в маршрутный лист.

- Зачем мы вспомнили теоретический материал?

Обучающиеся:

- Наша цель: создать этюд о времени года;

- Мы будем использовать тип речи описание, стиль речи: художественный, так как должны выразить свое отношение к теме текста.

3 этап занятия. Проверка домашнего задания.

Учитель:

- Каждая группа получила задание представить время года. Пожалуйста, во время ваших выступлений записывайте наиболее яркие, понравившиеся вам слова и выражения о времени года в словарь “опорных слов”. Оценку получает группа по следующим критериям:

- Умение работать в группе, соответствие выбранной формы (коллаж презентация, вернисаж, поэтический сборник), умение представить групповой проект; четкость, красота, эмоциональность, выразительность речи.

Вы получили возможность в совместной деятельности проявить инициативу для достижения цели. Оценивает вашу деятельность учитель.

Обучающиеся представляют проекты:

А. Лето (коллаж )

Б. Осень (вернисаж)

Учитель:

- Многие композиторы обращались к теме осени. Давайте и мы послушаем отрывок из музыкального произведения Вивальди “Времена года. Осень” (приложение). Закройте глаза и представьте, что вы сейчас в осеннем лесу. Какие картины, образы возникают у вас?

В. За окном зимушка-зима. Снежная, морозная. Мороз и солнце. День чудесный!

Слово зиме (презентация “Полотна художников о зиме”) (Приложение)

Г. Весна. Как радуемся мы с вами первым теплым дням (поэтическая весна) (Приложение)

Физкультминутка. Игра-этюд.

- Встаньте, пожалуйста, и присядьте, вы сейчас семена.

Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове), ухаживает за ними.

С теплым весенним солнцем семечко начинает медленно расти (дети поднимаются)

У цветка раскрываются листочки (руки тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело, появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).

Наступает радостный момент, и бутоны лопаются

(резко разжимаются кулачки) и росток превращается в красивый сильный цветок.

Спасибо!

4 этап занятия - сотворчество.

Учитель:

- Вы принесли с собой воздушные шары. Что символизирует цвет вашего шарика? (желтый, красный, зеленый, белый)

Ответы обучающихся.

Учитель:

- Каждому времени года свойственны звуки (Слайд № 9)

- Задание: распределите звуки по временам года, записывайте их в словарь “опорных слов”

Обучающиеся:

Выполняют работу в тетради, идет взаимопроверка (слайд №10)

Учитель: перед вами ответы, каждый правильный ответ - один балл, количество баллов запишите в маршрутный лист.

Учитель:

- Нам сегодня помогают мастера слова: поэты, писатели русской литературы.

У каждой группы на столе лежит файл, в котором несколько отрывков из художественных текстов (Приложение).

- Назовите самые распространенные средства художественной выразительности

Обучающиеся называют их (слайд №11)

Учитель:

Задание: прочитайте отрывки из художественных произведений. В каждом есть свои выразительные средства- это приёмы, слова, выражения, которые делают художественную речь ярче, выразительнее. Подчеркните их простым карандашом.

Обучающиеся приводят примеры

5 этап занятия. Написание творческой работы.

Учитель:

- Задачи выполнены. Все виды работ были подчинены одной цели: создать этюд о времени года. Подойдите по одному представителю группы, выберите время года (карточки).

- Не забывайте: этюд должен получиться ярким, неповторимым, пользуйтесь словарем опорных слов, учимся у мастеров слова. (Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”)

Обучающиеся зачитывают работы, получают оценку за содержание.

6 этап занятия. Рефлексивный этап урока

- Каждая группа скажет о своих впечатлениях от занятия. Начну я. Мне занятие понравилось, потому что вы активно работали и достигли цели. (Смотри на слайд №12 )

7 этап занятия. Подведение итогов работы.

Учитель:

Посмотрите в маршрутные листа, посчитайте баллы и поставьте отметку:

  • 24-25 баллов – отметка “5”;
  • 20-23 балла – отметка “4”,
  • 12-19 баллов – отметка “3”

8 этап занятия. Определение домашнего задания:

Тема следующей мастерской: “Снежинка”

  • подобрать стихотворения, отрывки из прозаических произведений о снежинке;
  • выучить наизусть либо стихотворение, либо отрывок из прозы;
  • составить центон по поэтическим стихам.

Использованная литература.

  1. Отрывки из произведений А.А. Фета, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Л.Н. Толстого, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского
  2. Отрывки из музыкальных произведений А.Вивальди , П.И. Чайковского “Времена года”