Рейтинг@Mail.ru

Конспект образовательной ситуации по логопедии по закреплению обобщающих понятий с детьми 5–6 лет, имеющими общее недоразвитие речи III уровня «В гости к бабушке»

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Примечание: У ребенка с диагнозом ОНР существуют общие проблемы с речью – это касается не только звуковой ее стороны, но и лексической, грамматической и фонетической. Поэтому логопед при коррекции звукопроизношения ребенка будет вести расширенную работу по обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя и фонетических процессов одновременно. Одной из наиболее сложных задач для детей с ОНР является овладение обобщающими понятиями.

Цель: Закреплять умение детей выделять обобщающие понятия “Транспорт”, “Овощи”, “Фрукты”, “Домашние Животные”, “Мебель”, “Насекомые”.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Активизация и расширение словаря по лексическим темам “ТРАНСПОРТ”, “ОВОЩИ”, “ФРУКТЫ”, “ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ”, “МЕБЕЛЬ”, “НАСЕКОМЫЕ”.
  • Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов под, на; )

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать
    • артикуляционную моторику (артикуляционные упражнения “Месим тесто”, “Блинчик”, “Чашечка”);
    • мелкую моторику (пальчиковая гимнастика “Веселая мышка”);
    • общую моторику (подвижная игра “Веселый огород”, музыкально-ритмическое упражнение “Автобус”).
  • Развивать зрительное восприятие (собери разрезную картинку, игра “Угадай животное по его тени”), логическое мышление (отгадывание загадок), закреплять знания детей по названию геометрических фигур и цветов (игра “Выбери билетик”).

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям.
  • Желание помогать окружающим.

Оборудование:

  • Видеопроектор, презентация, CD-проигрователь, диск Е. Железновой “Музыка с мамой”;
  • Разрезные картинки с изображением бабушки по количеству детей;
  • Геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги (желтые круги, белые и красные треугольник, синие и красные квадраты, синие и зеленые прямоугольник, желтые и оранжевые овалы...) по количеству детей;
  • Пальчиковая кукла – бабушка.
  • Красный обруч;
  • Мешочек, где находятся в равном количестве картинки с изображением овощей и фруктов;
  • Два пластмассовых яичка и мягкая игрушка курочка;
  • Медальки на атласных красных ленточках по количеству детей для поощрения.

Ход образовательной ситуации

Логопед: - Здравствуйте, ребята!

Дети: - Здравствуйте!

Логопед: - Я очень рада вас видеть! Ребята, а вы любите ходить в гости? А хотите отравиться в гости?

Дети: - Да!

Логопед: - А знаете, к кому мы отправимся?

Дети: - Нет...

Логопед: - А это вы сейчас легко узнаете, если соберете разрезную картинку. Давайте подойдем к столику и выполним задание (слайд №2).

(Каждый ребенок собирает разрезную картинку состоящую из 4-5 элементов. После того, как все дети собрали картинки, на экране появляется картинка с изображением бабушки.)

Логопед: - К кому же мы отправимся сегодня в гости?

Дети: - Мы сегодня отправимся в гости к бабушке (слайд №3).

Логопед: - Молодцы! Правильно! Мы сегодня отправимся к бабушке. Ребята, у всех у вас есть бабашки. Скажите, на чем вы добираетесь к своим бабушкам? (слайд №4)

Варианты ответов детей: - Я езжу к своей бабушке на метро, машине, трамвае, троллейбусе и т.д.

Логопед: - А давайте посмотрим на картинку (слайд №5) и назовем на чем можно отправиться к бабушке. Помните, что ваши ответы должны быть полными.

Дети: - К бабушке можно отравиться на самолете....

Логопед: - Молодцы, ребята! А теперь подумайте, как назвать все эти картинки одним словом?

Дети: - Это транспорт.

Логопед: - Ребята, нас очень много. И поэтому я предлагаю нам отправиться к бабушке на автобусе. (Слайд № 6)

В автобусе нам всем хватит места. Поедем? Но чтобы поехать на автобусе, нам нужны билеты. Посмотрите на экран. (Слайд №7)

Что вы видите? Как называются эти предметы? Как их назвать одним словом?

Дети: - Это круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник. А все вместе это фигуры (геометрические фигуры).

Логопед: - Послушайте внимательно. На автобусе поедут те, кто выберет билет в виде оранжевого овала.

(Дети подходят к столику и выбирают среди множества фигур оранжевый овал)

Логопед: - Молодцы! Вы все правильно выбрали билеты. Теперь занимайте места в автобусе, и мы отправляемся. (Слайд №8).

251658240

(Логопед вместе с детьми садиться вокруг большого красного обруча и выполняет движения под музыку Е. Железновой “Автобус”)

“Автобус”

Вот мы в автобусе сидим,
И сидим, и сидим!
И из окошечка глядим,
Все гляди!
Глядим назад, глядим вперед!
Вот так вот! 
Ну, что ж автобус не везет, не везет!
Колеса закрутились:
Вот так вот! / 2 раза.
Вперед мы покатились: 
Вот так вот! / 2 раза.
А щетки по стеклу  шуршат:
Вжиг-вжиг-вжиг! / 2 раза
Все капельки смести хотят:
Вжиг-вжиг-вжиг!
Пускай автобус наш тресет:
Вот так вот! / 2 раза.
Мы едим, едим все вперед
И вперед...
И мы не просто так сидим:
Биб-биб-биб!
Мы громко-громко все гудим:
Биб-биб-биб!/ 2 раза

Логопед: - Вот мы и приехали. Присаживайтесь на стульчики. А вот и бабушка.

(Логопед одевает на руку куклу-бабушку и далее говорит от лица бабушки).

Здравствуйте, ребята!

Дети: - Здравствуй, бабушка!

Логопед: - Я очень ждала гостей. Напекла вкусных блинчиков. Давайте покажем, как я месила тесто. (Слайд №9)

(Дети берут зеркала и выполняют артикуляционное упражнение “Месим тесто”.

  1. Улыбнуться.
  2. Немного приоткрыть рот.
  3. Пошлепать языком между губами – “Пя-пя-пя-пя...”)

У меня получились очень аппетитные блинчики. Давайте покажем, какие блинчики получились.

(Дети выполняют артикуляционное упражнение “Блинчик”.

  1. Улыбнуться и приоткрыть рот.
  2. Положить широкий язык на нижнюю губу.
  3. Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.)

- Я заварила ароматный чай и разлила его в красивые чашечки. Давайте, покажем, какие чашечки были?

(Дети выполняют артикуляционное упражнение “Чашечка”.

  1. Улыбнуться.
  2. Широко открыть рот.
  3. Высунуть широкий язык и придать ему форму “чашечки” (т.е. слегка приподнять кончик языка).

Логопед: - Ребята, давайте отгадаем загадки от нашей бабушки-загадушки.

Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи. (Капуста).

Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю. (Лук).

Расту в земле на грядке я —
красная, длинная, сладкая. (Морковь).

Он совсем-совсем зеленый
И овальный, удлиненный.
Помидора верный брат,
Тоже просится в салат.
Догадался? Молодец!
Ну, конечно ...  (Огурец).

Ее тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой. (Репка).

В огороде — жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена.  (Тыква).

(после того, как дети отгадали все загадки, появляется слайд № 10)

Логопед: - Ребята! Как называются все наши отгадки одним словом?

Дети: - Это овощи.

Логопед: - А давайте поиграем с вами в игру “Веселый огород”. Я буду назвать овощ, если он растет на земле – вы будете поднимать ручки вверх, а если я назову овощ, который растет под землей, то вы будете приседать на корточки. Итак, встаем в круг и слушаем внимательно. (Слайд №11)

(Логопед перечисляет отгадки, а дети показывают, где растет тот или иной овощ)

Логопед: - Ребята! Молодцы. Присаживайтесь на стульчики. А как вы думаете, какие животные живут у нашей бабушки?

- Посмотрите на экран. Это тени животных. Они помогут вам узнать, какие животные живут у бабушки? (слайд №12)

(Ответы детей)

Логопед: - Как называются эти животные одним словом? (Слайд №13)

Дети: - У бабушки живут домашние животные.

Логопед: - Молодцы, ребята! А наша бабушка очень любили вязать. У нее много клубков. Но вот незадача. Кошка со своими детенышами... А как называются детеныши у кошки?

Дети: - Котята. (Слайд №14)

Логопед: - Кошка со своими котятами разбросали бабушкины клубки по всей комнате. И теперь бабушка не может найти свои клубки. Давайте поможем их найти. Вот комната бабушки. Давайте назовем, какая мебель есть в этой комнате. (Слайд №15).

Дети: - Стул, стол, шкаф, кресло, кровать.

Логопед: - А теперь давайте поможем нашей бабушки найти клубки. (Слайд №16)

(Логопед вначале задает вопрос и в конце вопроса добавляет имя ребенка. Данная конструкция позволяет удержать и сосредоточить внимание каждого ребенка в течение всего задания).

  • Где находится розовый клубок, Аня? – (Розовый клубок находится на стуле).
  • Где находиться красный клубок, Максим? – (Красный клубок находится под столом).
  • Где находиться синий клубок, Даша? – (Синий клубок находится на кресле).
  • Где находиться зеленый клубок,...? – (Зеленый клубок находится на кровати).
  • Где находиться оранжевый клубок, ...? – (Оранжевый клубок находится на столе).
  • Где находиться желтый клубок, ...? – (Желтый клубок находится под кроватью).

Логопед: - Большое спасибо вам, ребята, за то, что помогли собрать все клубки.

А еще кошка любила догонять мышку. Но мышка всегда убегала от кошки. Давайте покажем, какой веселой была мышка, поиграем в пальчиковую игру “Веселая мышка”. Садитесь удобнее на ковер. (Слайд № 17).

(Дети садятся на ковер в круг и выполняют движения под музыку Е. Железновой “Веселая мышка”)

Веселая мышка перчатку нашла, – ритмично выбрасывать пальчики из кулачка

Гнездо, в ней устроив, – ладони рук соединить в “тарелочку”

Детей позвала – сжимая пальцы рук, звать к себе

Им корочку хлеба дала пожевать,– тереть кулачок о кулачок

Отшлепала всех и отправила спать – шлепки ладошка о ладошку

Веселая мышка перчатку нашла, – ритмично выбрасывать пальчики из кулачка

Гнездо, в ней устроив детей, позвала – ладони рук соединить в “тарелочку”

Им корочку хлеба дала пожевать – тереть кулачок о кулачок

Погладила всех и отправила спать– поглаживать руку рукой.

Логопед: - У нашей бабушки жила еще и курочка-Ряба. Скажите, какое яичко снесла курочка Ряба в сказке?

Дети: - Курочка сначала снесла золотое, а потом - простое яичко.

Логопед: - Ребята, давайте поиграем в игру “Передай яичко”. Для этого нам нужно разделиться на две команды. Пусть каждый из вас выберет из моего мешочка по одной картинке. А затем разделитесь на две команды. В первой команде будут те из вас, у кого на картинке изображены овощи. Во второй команде – фрукты. (Слайд №18)

(Дети длятся на команды)

Молодцы! Вы правильно разделились. Слушайте условия игры. Я называю тему, а каждый участник из ваших команд по очереди должен назвать слово к данной теме и передать яичко другому участнику. Победит та команда, которая назовет слово последней. Итак, тема “Насекомые”. (Слайд №19)

(Дети встают в две колоны и по очереди называют слова по теме “Насекомые”)

(Команды по очереди называют насекомых и передают яички)

Муха Паук
Комар Гусеница
Муравей Пчела
Шмель Божья коровка
Жук-олень Майский жук
Кузнечик Оса

Логопед: - Молодцы! Обе команды справились! И у нас ничья!!! Бабушка приготовила вам медальки за то, что вы старались и правильно выполняли задания.

(Далее - церемония награждения. Каждый ребенок получает медальку с надписью “За старание и прилежание”) Слайд №20