Система нравственно-патриотического воспитания в лицее № 27

Разделы: Патриотическое воспитание


Сегодня гражданско-патриотическое воспитание является важной частью целостного учебно-воспитательного процесса, целью которого ставится формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. На формирование гармонически развитой личности со стойкими патриотическими убеждениями направлена учебно-воспитательная работа в лицее.

Лицей 27 образован на базе средней школы №27,из стен которой вышли 3 Героя Советского Союза: Игорь Кустов, Валентина Сафронова, Владимир Рябок, кавалер ордена Красной Звезды Геннадий Исаков, 2 Героя России: Олег Ермаков и Олег Визнюк. Такое  образовательное учреждение – единственное в России. И это говорит о том, что патриотическое воспитание находится на высоком уровне.

Что же способствует успешной воспитательной работе в лицее? Нравственное и патриотическое воспитание тесно связаны с учебной деятельностью. На уроках литературы, истории, риторики, краеведения преподаватели обращаются к героическому прошлому конкретной семьи (а таких примеров в истории лицея немало). Уроки построены таким образом, что у каждого учащегося возникает чувство гордости за свою семью, лицей, город, страну. А это способствует воспитанию достойного гражданина, патриота своей страны.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания лицея  можно определить следующие:

Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

С сентября 2010г в лицее разработана и вступила в стадию реализации новая КЦП «МИРОВАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДА ВОСПИТАНИЯ».

Целью данной программы является: продолжить работу коллектива лицея по формированию жизненных ценностей, социальных компетентностей и культуры, развивающейся личности лицеиста, в соответствии с требованиями  современного общества, опираясь на лучшие традиции отечественной и мировой науки и  культуры.

Задачи по реализации поставленной цели:

  • создание образовательных условий для развития личности лицеиста, способного на основе общечеловеческой системы ценностей вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир;
  • направлять воспитательную работу на содействие учащимся в усвоении и принятии общечеловеческих и отечественных ценностей, вхождение в мир культуры, осознание себя гражданами правового демократического государства;
  • устанавливать успешные социальные контакты, регулируя конфликты ненасильственным путем;
  • эффективно вовлекать  учащихся и педагогов в сложные межличностные  взаимоотношения, выполняя различные социальные роли;
  • воспитывать у подростков необходимость самостоятельно, независимо от мнения других оценивать происходящее и использовать накапливаемый социальный опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
  • гуманизировать  воспитательный  процесс, выражающийся в создании условий для всестороннего развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
  • поддерживать,  укреплять  существующие  лицейские традиции, способствующие  успешному развитию лицейского  коллектива;
  • создавать необходимые условия для совершенствования методического мастерства классного руководителя, способного компетентно и с полной отдачей сил заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания  лицеистов.
  • создавать благоприятной психологической атмосферы сотрудничества через организацию индивидуальных, групповых коллективных форм творческой деятельности и создание «ситуации успеха» для учеников и для учителей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ КЦП «МИРОВАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДА ВОСПИТАНИЯ

Реализация  программы происходит через подпрограммы, систематизированные во взаимосвязанных и взаимозависимых блоках.

1 блок. Воспитание в процессе обучения. Включает в себя подпрограммы учебно-методической службы. Среди множества учебных дисциплин большая роль отводится предметам гражданско-правового цикла.

2 блок. Внеурочная деятельность.  Включает подпрограммы:

«Мировая культура в лицах». Изучение мирового наследия через конкретные личности, их достижения и успехи.
«Эврика» (новое в науке). Воспитание познавательного интереса, развитие интеллектуальных способностей.
«Мир, в котором мы живём». Содействие здоровому образу жизни подрастающего поколения, приобщение лицеистов к миру искусства, вовлечение их в творческую деятельность.
«Разговор между нами». Способствовать самоанализу действий подростков, самовоспитанию и саморазвитию.
«Семья». Создать условия для развития и расширения сферы взаимодействия с семьей в интересах защиты прав детей, их обучения, воспитания и развития в образовательном учреждении.
«Одарённые дети». Создать условия для максимального раскрытия  способностей учащихся и возможностей презентовать себя.

Реализуются данные подпрограммы через систему классных часов (каждый понедельник) и через КТД (коллективно-творческие дела): День Лицея, День Матери, День Семьи, День Чести лицея.

Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Данное направление реализуется через проектно-исследовательскую деятельность, обучающие экскурсии с выходом на творческий отчёт, походы, встречи с выдающимися людьми( Афанасьев, Парамонов, артисты театра Драмы и т.д.), диспут-клубы по различным проблемам, лекции, работа со школьным музеем)

Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга. Данное направление реализуется через программу «Школа молодого политика».  Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в рамках «Школы полного дня» введен такой курс.  Реализация  курса осуществляется, прежде всего, в системе учебных и внеурочных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации.

Данный курс  призван способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся.

Школа молодого политика подразделяется на два блока:

  • теоретический (5-9 классы),
  • практический (10-11 классы)

Практический блок подразумевает поездки в Государственную Думу, Совет Федерации, где учащиеся не только присутствуют на заседании, но и общаются с депутатами. Круглый стол с представителями городского Совета, Областной Думы – одна из форм работы в лицее, в которой лицеисты с удовольствием принимают участие.

Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Реализуя данное направление, стали традиционными такие мероприятия, как акция «Милосердие», «Сладкая ярмарка», организация концертов и помощи для Совета ветеранов.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья. И это необходимо учитывать  в процессе воспитания учащихся. Ребятам предлагается изучить историю своей семьи. Из истории семьи учащиеся черпают немало полезного. История семьи неразрывна с историей нашего края, и очень важно, чтобы ученики знакомились с историей Отечества через конкретных людей.

Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков, и их традициям, а также к Героям современности.

В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов ВОВ и других войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Их выступления на уроках мужества, их рассказы о сражении с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. При их поддержке и помощи создается стенд боевой Славы, книга Памяти.

Активно лицей 27 сотрудничает и с Советом Ветеранов, с родителями Героев (О. Визнюка, О.Ермакова, Г.Исакова). Ветераны – частые гости лицея. С их участием проводятся мероприятия, классные часы. Используя материалы музея Совета ветеранов, учащиеся пишут исследовательские работы, статьи. 

Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание в лицее является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны.