Тема урока: "Милосердие"

Разделы: ОРКСЭ


Тип урока: комбинированный, интегративный ( желательно провести сразу два урока ОРКСЭ и  технологию).

Цель: создание условий для овладения обучающимися  первичного представления о милосердии как важной этической категории.

Задачи:

  • воспитывать в детях человеколюбие и сострадание, качеств необходимых в современном мире;
  • объяснить понятия милосердие и жестокосердие, благотворительность;
  • привести примеры милосердных людей из исторических и литературных источников;
  • способствовать развитию у детей нравственных качеств и умений жить по ним в современном мире, в собственной семье;
  • научить не проходить мимо чужой беды.

Основные термины: милосердие, благотворительность, жестокосердие.

Оборудование:

  • компьютер, проектор,Презентация;
  • материал для творчества: цветные карандаши, фломастеры, листы А4, цветная бумага, ножницы, заготовки к поделке сердце;
  • карточки с пословицами о милосердии и благотворительности;
  • конверты красного, желтого, оранжевого цветов с индивидуальными заданиями. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)

Организация пространства: фронтальная, работа в группах, индивидуальная

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

(Учащиеся перед входом в класс получают конверты красного, желтого, оранжевого цветов, в которых собран материал для индивидуальной работы – маршрутные листы – Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)

2. Работа над новым материалом

А) работа с пословицами

Учитель: У каждого из Вас на столе  в  разноцветном конверте лежит маленький белый конверт со словами. Составьте из них высказывания или пословицы. Кто первый соберет свое высказывание,  поднимите руку.
— Запишите их в маршрутные листы в задание № 1. (Учащиеся, работающие с желтыми и красными конвертами,  выбирают свое высказывание напечатанное на формате А4 и вывешивает на магнитную доску)

  • Милостивому человеку и бог помогает.
  • На свете не без добрых людей.
  • Доброе слово лучше мягкого пирога.
  • Доброму, добрая память.
  • Кто добро творит, тому бог отплатит.
  • На кого бог, на того и бодрые люди.
  • На милость образца нет.
  • Богата милостыня в скудости.

Б) Работа над лексическим значением слова милосердие
 
Учитель: О чем говориться в пословицах?
— Какие слова являются основными в пословицах?
— Выпишите их в два столбика в задание № 2 в маршрутные листы. Что у Вас получилось?

Милость
Милостив
милостыня

 

Добро
Добрые дела
Доброе слово
Добро творить
Добрые люди

-мил-

-добро-

Милый
Помиловать
Милосердный поступок

Добродетель
Добропорядочный
добрее

— Почему вы разделили так  слова?
— Подберите еще слова с этими корнями.
— Кого мы называем милым?
— А кого мы называем добрым? Откуда исходит доброта? (Из сердца) Синонимом слова добрее является слово сердечнее.
— Какое словосочетание можно составить из этих слов?  (Милое сердце)
— А какое сложное слово может получиться из этого словосочетания? (Милосердие)

В) работа над толковым значением слова милосердие

— В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование милосердия: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость,  мягкосердие».

— Пока учащиеся, работающие с оранжевыми конвертами, выкладывают свои высказывания на магнитную доску, давайте объясним значение милосердия, данное Далем.

  • Любовь без расчета на взаимность – удел милосердия. /Валерий Красовский
  • Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознагражд ении. /Хелен Келлер
  • Доброе сердце щедро на милость. /Анжелика Миропольцева
  • Милосердие – это добродетель сердца. Милосердие и подаяние – лишь проявление, а не сущность этой добродетели. / Джозеф Аддисон
  • Милосердие начинается с собственной семьи человека, но не заканчивается на ней. / Томас Фуллер

Г) Работа с маршрутными листами.

— Выполните задание № 3 в маршрутных листах, оно у всех разное (учащиеся выполняют задание и вносят свои ответы в листы).
— Кого из своих близких мы можем назвать милосердными? (слушаем ответы учащихся).

Учитель подводит итог сказанного детьми: Милосердными мы можем назвать наших бабушек, мам, пап, добрых людей, которые нам могут помочь справиться в разных житейских ситуациях, которые заботятся о нас.
Милосердные поступки героев литературных произведений: «Цветик—семицветик» Валентина Катаева /Женя отдает последний лепесток для исцеления больного мальчика; «Снежная королева» Г.Х.Андерсена / Герда спасает своего названного брата; «Маленькая принцесса» Френсис Элиза Бернетт /Сарра отдает свою булочку маленькой нищенке, хотя сама была голодна и обессилена; Миф о Прометее / Он дал огонь людям, ценой своей жизни.

Д) Работа с литературным произведением.

У Вас в конверте есть Приложение 4 — текст произведения «Уродец» (автор неизвестен, рассказ взят из журнала Лампадка № 02, февраль 2010).
Давайте его прочитаем и попробуем разобраться, можно ли говорить о  милосердии в данном произведении. (Чтение отрывка вслух учителем или хорошо читающим учеником)
— Как проявлялось милосердие человека по отношению к животному?
— На какие группы мы могли бы разделить проявления милосердия? Давайте запишем их в таблице задания № 4 и приведем свои примеры к каждому проявлению милосердия.


Примерные ответы могут выглядеть так:
Слово – утешения, поддержки, подбадривания….
Поступок (дело) – помочь в домашних делах бабушке или маме; помочь старушке перейти дорогу; позвонить товарищу — узнать о его самочувствии, если он болеет; поучаствовать в благотворительной ярмарке, подать милостыню нуждающемуся и т.д.

Е) Беседа о Сестрах милосердия

— Мы уже говорили  сегодня на уроке, что Милосердие – это любовь!  Умение оказать любовь человеку и получить взамен любовь. А когда человек беззащитен он более всего нуждается в любви. Во время войн ценой собственной жизни сестры милосердия вытаскивали с поля боя раненных солдат, перевязывали раны, писали их близким письма, читали духовную литературу. В России орден сестер милосердия основала Елизавета Федоровна Романова, сестра последней русской императрицы Александры Федоровны.  Она была женой московского губернатора князя Сергея Александровича Романова. После трагической смерти мужа она распродала свое имущество и основала  Марфо-Мариинскую обитель милосердия, в которой оказывала всем страждущим помощь. 
(Слушаем выступление одного из учащихся об Елизавете Федоровне и основанной ей Марфо- Мариинской обители милосердия)
— Очень часто мы можем видеть у стен монастырей нищих, просящих милостыню.  Два случая из жизни нищих описали в своих произведениях Я.П. Полонский и М.Ю. Лермонтов.
— Послушайте их.

Знавал я нищего: как тень,
С утра бывало целый день
Старик под окнами бродил
И подаяния просил...
Но все, что в день ни собирал,
Бывало к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам —
Таким же нищим, как и сам.

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку

— Как Вы думаете, о чем говориться в этом стихотворении? /милосердие и жестокосердие/
—  Найдите строчки в стихотворении, подтверждающие Ваше мнение.

Надо не забывать, что милосердию можно научиться. Дело в том, что милосердное сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют сердце, так и нам с вами надо закалять свою душу.
  
Сейчас мы  с Вами сделаем большое сердце и повесим его в холле нашей школы, чтобы каждый входящий видел нашу любовь и доброту. (Работаем по Приложению 5)

3. Домашнее задание

А) Прочитайте сказку русского писателя Николая Семеновича Лескова «Маланья – голова Баранья».
Б) Придумайте и нарисуйте символ милосердия.
В) Сделайте дома открытку  и подарите ее человеку, который на Ваш взгляд , сейчас нуждается больше всего в Вашем милосердном поступке и слове, Вашей любви!