Рейтинг@Mail.ru

Блокада Ленинграда

Разделы: Патриотическое воспитание


«Это имя – как гром и как град:
Петербург,
Петроград,
Ленинград».

Цель занятия: познакомить учащихся с событиями связанные с блокадой Ленинграда; показать мужество, героизм жителей блокадного города; продолжить патриотическое и гражданское воспитание учащихся.

Оборудование: стенд с художественной литературой, посвященный блокаде Ленинграда, видеофильмы о блокаде Ленинграда, о детях и их героизме, запись Седьмой симфонии Д. Шестоковича, документальные записи ленинградского радио. Ольга Бергольц

ХОД ЗАНЯТИЯ

Занятие сопровождается демонстрацией видеофильма до военного Ленинграда и блокадного города:

Рассказ учителя.

На 100 островах раскинулся могучий и неповторимый город. Гений русского народа беспримерный труд создали этот город, навеки прославили его и дали ему бессмертие. В разные периоды этот город под разными названиями появлялся на исторической арене. Наш урок посвящен великой дате: 65 лет снятие блокады Ленинграда. Итак, уже несколько месяцев идет война. 8 сентября 1941года войска группы армий «Север» захватил город-крепость Шлиссельбург и вышли на южный берег Ладожского озера, а ещё раньше перекрыли железную дорогу Ленинград-Москва. Северная столица оказалась в блокаде. Опасаясь, уличные бои в большом городе приведут к потерям и помешают перебросить дивизии с севера для наступления на Москву, Гитлер приказал взять Ленинград в кольцо.

Первый день догорал…
Как потом оказалось,
Впереди оставалось
Ещё 900.

Решением Ставки командующим обороной Ленинграда был назначен Георгий Константинович Жуков. Прибыв 12 сентября в Ленинград, он энергично взялся за укрепление обороны города. Предпринятые меры остановили противника и отбросили от ближайших окраин города. К концу сентября 1941г. фронт под Ленинградом стабилизировался, угроза захвата была ликвидирована.

В сентябре фашисты разбомбили Бадаевские продовольственные склады, крупнейшие в Ленинграде. Из-за постоянного обстрела доставлять продовольствие самолетами и судами через Ладожское озеро стало очень трудно. Зимой на льду озера действовала автотрасса, названная «дорогой жизни». Называли её также и «дорогой смерти» т.к. много машин гибло под бомбами или проваливались под лёд. Но риск оправдывал себя: Ленинград получал необходимый минимум продовольствия и боеприпасов.

Город пережил страшный голод.

Сообщения учащихся. Тяжесть блокады.

№ 1 сообщение. Самой страшной оказалась зима и весна 1942г., когда паёк для детей и стариков сократили до 125г. «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам»,– писала поэтесса Ольга Берггольц. Люди умирали на улицах, незахороненные тела заносило снегом. Тысячи трупов обнаружили по весне. Жертвами блокады стало до миллиона ленинградцев. Литературовед Лидия Гинзбург вспоминала: «В пору большого голода вопрос был прост: съедает ли человек свои сто двадцать пять сразу или в два или три приёма… Существовали дополнительные выдачи: соя, соевое молоко, кости без мяса».

№2 сообщение. Литературовед Лидия Гинзбург, перенёсшая блокаду, в «Записках блокадного человек» рассказывала о бытие той страшной поры: «Типический блокадный день начинался с того, что человек выходил на кухню или на темную лестницу, чтобы наколоть дневной запас щепок или мелких дров для времянки. Колоть приходилось ощупью, осторожно вгонять в полено косо поставленный топор, потом уже ударяя. Очень плохи были руки. Пальцы, скрючивались и замирали в какой-нибудь случайной позе. Рука теряла хватательные движения. Теперь ею можно было пользоваться только как лапой, как культяпкой или палкообразным орудием. Человек нашаривал в темноте и сгребал рассыпавшиеся по каменной площадке щепки, зажимал кучу щепок между двумя культяпками, бросал их в корзину».
Уже после окончания войны педагог Леонид Раскин, выступая перед коллегами, вспоминал о положении детей, оставшихся без родителей: «Дети лежали в постелях истощённые, с широко открытыми глазами. Едва передвигались. Ужас от перенесённого застыл в глазах. Кожа лица, рук и тела была непроницаема от грязи. Вши ползали по исхудавшим тельцам. Многие дети не видели по 15-20 дней горячей пищи, даже кипятка».

№3 сообщение. Татьяна Савичеваленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке, оставшейся от её старшей сестры Нины. В этом дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких ей людей— матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Почти вся семья Тани Савичевой погибла во время ленинградской блокады в период с декабря 1941 года по май 1942 года. Сама Таня была эвакуирована, но её здоровье было сильно подорвано, и она тоже умерла. Блокаду пережили только её старшая сестра Нина и старший брат Михаил, благодаря которым дневник Тани стал одним из символов Великой Отечественной войны.
Странницы из дневника Савичевой Тани.

«Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра,1941год».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня, 1942год».
«Лёка умерла 17 марта в 5 часов утра, 1942год».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи, 1942год».
«Дядя Лёша–10 мая в 4 часа дня,1942год».
«Мама– 13 мая в 7.30 утра, 1942год»
«Савичевы умерли. Умерли все»

Мы чашу горя выпили до дна,
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город.

(Л.Панова)

Ты выбивался из последних сил,
Ты пить хотел, но воду не просил–
Солдаты просят воду перед смертью.
А ты сражался. Ты стоял. Ты жил.

(Р.Гамзатов)

Запись голоса Ольги Берггольц. Отрывок. «Февральский дневник».

Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
не плача, рассказала, что вчера
единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова?
Я тоже – ленинградская вдова.
Мы съели хлеб,
Что был отложен на день,
в один платок закутались вдвоем,
и тихо-тихо стало в Ленинграде.
Один, стуча, трудился метроном…

И стыли ноги, и томилась свечка.
Вокруг её слепого огонька
образовалось лунное колечко,
похожее на радугу слегка.

Когда немного посветлело небо,
мы вместе вышли за водой и хлебом
и услыхали дальней канонады
рыдающей, тяжелый, мерный гул:
то Армия рвала кольцо блокады,
вела огонь по нашему врагу.

Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не дает.
Нам ненависть залогом жизни стала:
объединяет, греет и ведет.

О том, чтоб не прощала, не щадила,
Чтоб мстила, мстила, мстила, как смогу,
ко мне взывает братская могила
На Охтинском, на правом берегу.

Рассказ учителя:

После снятие блокады в Ленинграде осталось около 500тыс. жителей. Остальные почти 2.5 млн. ленинградцев были эвакуированы или погибли в дни блокады от голода, болезней, бомбёжек.
Несмотря на все тяготы, город жил: продолжали работать заводы, госпитали, театры.
В блокадном Ленинграде была создана, и впервые там же исполнена, Седьмая симфония Шостаковича Д. Великий композитор посвятил свое гениальное творчество «нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду». Включается музыка.
Ставка поставила на 1944г. задачу рядом последовательных ударов окончательно разгромить главные немецкие группировки и завершить изгнание захватчиков с советской
земли. Первый удар был нанесён в январе 1944г. под Ленинградом и Новгородом. Была полностью снята блокада Ленинграда.

№5 сообщение.

27 января 1944 года Ленинград салютовал 24 залпами из 324 орудий в честь полной ликвидации вражеской блокады– разгрома немцев под Ленинградом.

Стих О.Берггольц «Ленинградский салют».

…И снова мир
с восторгом слышит
салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
освобожденный Ленинград.

…Мы помним осень, сорок первый,
прозрачный воздух тех ночей,
когда, как плети, часто, мерно
свистели бомбы палачей.

Но, мы, смиряя страх и плач,
твердили, диким взрывам внемля:
«Ты проиграл войну, палач,
Едва вступил на нашу землю!»

А та зима… Ту зиму каждый
Запечатлел в душе навек–
Тот голод, тьму, ту злую жажду
На берегах застывших рек.

Так пусть же мир сегодня слышит
Салюта русского раскат
Да, это мстит, ликует, дышит
Победоносный Ленинград!

№6 сообщение.

В мае Ленинград получил необычную грамоту.
«От имени народа США я вручаю эту грамоту Ленинграду в память о его доблестных воинах и его верных мужчинах, женщинах и детях, которые, будучи изолированными захватчиками, от остальной части своего народа и, несмотря на постоянные бомбардировки и несказанные страдания от холода, голода и болезней, успешно защитили свой любимый город в течение критического периода с 8 сентября 1941года по 18 января 1943года и символизировали этим несокрушимый дух народов Союза Советских Социалистических Республик и всех народов мира, сопротивляющихся силам агрессии».

17 мая 1944г. Ф.Д.Рузвельт.

Рассказ учителя:
Вот что писала во время войны американская газета «Нью-Йорк таймс»: «Вряд ли в истории можно найти пример такой выдержки, которую проявили в течение столь длительного времени ленинградцы. Их подвиг будет записан в анналы истории как своего рода героический миф…Ленинград, воплощает непобедимый дух народа России».

Наше занятие подошло к концу, и его я хочу закончить стихами Ю. Воронова:

Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забывалась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она,
Как сила нам нужна…