Арт-путешествие к базовым чувствам

Разделы: Школьная психологическая служба


Сотвори себя в искусстве.

Творческая деятельность обладает уникальным свойством: она дает возможность отреагировать всё потаённое, что мы не осознаём, и что в глубине души нас постоянно беспокоит. Арт-терапия давно уже вышла в самые широкие народные массы из врачебных кабинетов. Но, тем не менее, терапия искусством является предметом специализированным, поскольку затрагивает глубинные структуры психики. Древние как само человечество, мощнейшие по своему воздействию образы. Искусство сотворило мир. Музыка, ИЗО, театр, кино, все виды искусства обладают силой воздействия. Подтверждение этому – история человечества с древних времен и до PR-акций современности. И в своей терапевтической ипостаси арт-терапия, скорее ближе к психоанализу. А всё потому, что позволяет удовлетворить самую главную фундаментальную потребность человека — потребность в самоактуализации.

Дети всегда с удовольствием рисуют, экспериментируют с цветом, формой, в процессе рисования становятся более эмоциональными, охотно говорят, рассуждают, комментируя каждый этап рисунка. Однако не менее интересно работать и со взрослыми. Эмоциональные реакции, блеск в глазах, как правило, те же. Есть шутливое выражение: “Взрослых не бывает, есть постаревшие дети”. Наблюдая за группой взрослых людей, занимающихся рисованием, понимаешь, что, пожалуй, так оно и есть.

Начнем с привычного.

Занятия арт-терапией в группе имеют такую же структуру как и обычные занятия с психологом: вводная часть, основная, заключительная. Во вводной части занятий обычно идут упражнения на сплочение, на создание психологического настроя. Набор этих упражнений велик и не обязательно д/б связан с какой-либо арт-методикой. Это настрой, это вхождение. Здесь интересны бывают элементы психогимнастики, которая также имеет массу направлений. Это могут быть дыхательные упражнения (свободное дыхание), упражнения на снятие психологических зажимов, настрой на работу, на взаимодействие (если оно нужно). Например, упражнение “Сколько пальцев”. Одновременно покажите несколько пальцев на руке (на руках). Представьте, сколько покажут другие. Не договариваясь, и так несколько раз. Здесь же может быть использована пантомима, рисование как вспомогательное средство. Например, пальчиковая живопись в качестве разминочных упражнений.

Арт-терапевтический потенциал кино.

В основной части можно предложить уже работу серьезного характера. Хочу предложить использовать потенциал киноискусства.

Упражнение “Боггарт”.

Это упражнение дает возможность поработать с чувством, которое является одним из самых мощных и древних.- чувством страха. Мы боимся разных вещей, можно сказать, мы боимся многого. Участникам предлагается выбрать цвет для своих страхов и закрасить им лист полностью. В процессе работы вложите в цвет мысленно то, о чем вы переживаете, то, чего вы боитесь, т.е. сконцентрируйте страхи в этом листе (с целью снижения эмоциональной нагрузки на человека на этом этапе, можно предложить участником листы небольшого размера - четверть альбомного листа, половинка). Как правило, для изображения страха выбирается черный цвет. Темнота, пугающая неизвестность, тень. Реже используют темно-фиолетовый, грязно-серый, красный.

Пока лист высыхает, участникам предлагается просмотр отрывка из фильма “Гарри Поттер и узник Азкабана”, где преподаватель защиты от темных искусств профессор Люпин представляет детям боггарта. Боггарт - некая сущность, которая обретает вид того, чего человек боится. Профессор обучает учеников справляться со своим страхом, преображая боггарта во что-то вызывающее смех – сущность этого не выносит. После просмотра участникам предлагается также “заиграть”, свои страхи на листочке, отреагировать их, пофилософствовать в рисунке. Вглядитесь в свой лист, а что если это не пугающая бездна, а звездное небо, осталось только добавить звезды, солнце, кометы, веселых инопланетян в конце - концов. Это может быть даже фон для стильного узора и т.д. Отреагируйте свои эмоции.

Из практики могу сказать, что во время анализа участниками своих работ, чувств и переживаний обнаружилась одна общая тревога – люди боятся войны. В свете происходящего в мире, эта тревога накапливается. И тут же “поверх черного цвета” появляются рассуждения: я нарисовал сверху такой-то рисунок, он означает, что “Мы сильные”, “Я справлюсь”, “Русские не сдаются”. Т.е. против глобальных страхов начинают срабатывать глубинные механизмы менталитета.

Для получения арт-терапевтического воздействия можно отталкиваться не только от художественного замысла, от фантастических фильмов и придуманных сюжетов. Также могут подойти и научно-популярные.

Упражнение “Благодарность”

Для этого упражнения используется научно – популярный фильм “Вода”, фильм известный, очень завораживающий, повествование в нем ведется о воде, но работа идет с другими чувствами, столь же древними, и, по мнению философов и теологов самыми мощными по воздействию и неизвестными по своей сути.

Если есть время и желание, можно посмотреть фильм целиком, а можно использовать только отрывок, где идет замораживание молекул воды, на которые было проведено воздействие словами. Вода запоминает информацию, реагирует на нее своей структурой. Надо ли напоминать, что человек на 80 % состоит из воды. Самая совершенная структура воздействия на воду выявлена у слов “любовь” и “благодарность”.

Участникам предлагается вспомнить свое чувство любви, благодарности, вложить его в цвет (цвета), в линии, вода многоцветна, любовь многогранна, благодарность безгранична. Возьмите все цвета, которые вам нравятся, сначала один цвет, распределите по листу пятнами, линиями, как хотите, следующий, следующий не думайте об изображении, думайте о чувствах. Постарайтесь покрыть этими чувствами весь лист. Фоном к упражнению хорошо использовать спокойную, расслабляющую музыку. Эти чувства и свои работы люди обычно анализируют с большим удовольствием, однако, ведущему следует учесть, что именно здесь возможны слезы, эмоциональные реакции, т.е. необходимо продумать взаимодействие с такими людьми – как сможет поддержать вся группа, каким будет личное участие ведущего.

Пусть лошадка будет фиолетовой.

В заключение можно устроить просмотр презентации с изображением картин художников – абстракционистов. Как правило, способствует поднятию самооценки и окончательно убеждает тех, кто все еще сомневается в своих творческих способностях, что рисовать можно и нужно.

Не знаете как рисовать лошадь – и не надо, рисуйте как хотите. Экспериментируйте с цветом, с линиями, формами. Лошадь кувшин, лошадь – бабочка. Пусть они будут фиолетовые, розовые, оранжевые. Важно отпустить свое сознание и позволить себе путешествовать по безграничному миру искусства. Чьи психотерапевтические возможности, поверьте, также не имеют границ...

Приложение 1

Приложение 2