Методические указания по проведению самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по дисциплине "Основы полифонии"

Разделы: Музыка


Данные методические указания помогут преподавателям педагогического колледжа  организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и компетентностного подходов к обучению, что соответствует требованиям ФГОС нового поколения.

Виды  практических заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

  • Подготовка сообщений по творчеству   композиторов-полифонистов.
  • Подобрать русские народные песни с подголосками.
  • Анализировать многоголосные подголосочно-полифонические песни из народно-песенной хоровой культуры.
  • В музыкальной литературе найти примеры на соединение мелодических тем  и на соединение мелодической темы с контрапунктом.
  • По предлагаемой схеме сочинить восьмитактовый канон на предлагаемые темы.
  • Подготовить анализ фуг И.С.Баха, Д.Д. Шостаковича и др. 

 
Инструктаж к заданиям

Инструктаж необходим для того, чтобы помочь студентам осмыслить содержание задания, требования учебной задачи.
Инструктаж может быть вводным, текущим, индивидуальным, групповым, фронтальным, подробным, свёрнутым и т.д.
Вводный фронтальный инструктаж проводится для разъяснения цели работы, преподаватель обращает внимание на те конечные результаты, к которым должны прийти студенты.
В тех случаях, когда предполагается новое задание, вводный инструктаж помогает связать выдвинутую задачу с имеющимися у студентов опорными знаниями, опытом или действиями, усвоенными ранее.
Полнота устного инструктирования зависит от этапа обучения. На начальном этапе оно более подробное. Вводный инструктаж при выполнении   практических заданий  включает объяснение задания (что делать?), порядок его выполнения (как делать?), показ и выполнение приёмов (почему так делать?).
Письменные инструкции необходимы в тех самостоятельных работах, которые требуют строгой последовательности выполнения. Письменная инструкция представляет собой учебный алгоритм, руководствуясь которым студент решает задачу по строго намеченному пути, не допуская произвольных шагов.
Опорный конспект необходимо давать на этапе изучения нового материала, а потом использовать его при повторении.
Опорный конспект позволяет не только обобщать, повторять необходимый теоретический материал, но и даёт педагогу огромный выигрыш во времени при прохождении материала.

Педагогическое сопровождение самостоятельной  работы студентов

При анализе общей структуры дисциплины преподаватель заранее определяет:

– фрагменты темы, которые студенты могут усвоить самостоятельно;
– задания, направленные на формирование общеучебных умений;
– задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных способностей студентов.

В тематическом плане должны быть обозначены только основные виды и формы организации самостоятельной работы, отражающие логическую последовательность изучения материала.
Определить место самостоятельной работы на уроке – означает рассчитать время, необходимое для его выполнения. Наиболее эффективно эта проблема может быть решена при использовании дифференцированных заданий, определяющих нагрузку, которая соответствует индивидуальным особенностям студентов.

Контроль самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Если преподаватель внимательно наблюдает за работой студентов, он может использовать приёмы, направленные на корректирование их деятельности:
– уточняет суть задания, добиваясь понимания его всеми, если оно является общим;
– предупреждает о сложном моменте в процессе выполнения задания, чтобы предотвратить ошибку, допускаемую обычно большинством студентов;
– предлагает сообщить или показать промежуточные результаты;
– предлагает студентам самим контролировать свои действия.
         
Оценка самостоятельной работы студентов педагогом

При оценивании самостоятельной внеаудиторной работы следует учитывать  следующее:

1. Уровень усвоения студентом учебного материала.
2. Умение использовать теоретические знания при выполнении практических и ситуационных задач.
3. Уровень сформированности  общеучебных умений.
4. Обоснованность и чёткость изложения материала.
5. Оформления материала в соответствии с требованиями.
6. Уровень самостоятельности при выполнении самостоятельной работы.
7. Показатели творческой деятельности:
– видение новой проблемы в знакомой ситуации;
– самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой ситуации;
– видение возможных путей решения данной проблемы;
– построение принципиально нового способа решения проблемы.