Рейтинг@Mail.ru

Предметный конкурс «Умники и умницы» как одна из форм интеллектуального развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (26,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Целью образования в коррекционной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностно ориентированного подхода в обучении и постепенного перехода к личностно деятельному, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям нестабильного социума. Если учащиеся общеобразовательных школ имеют возможность участвовать в различных предметных конкурсах и олимпиадах, то в системе коррекционного образования этот вопрос до сих пор остаётся практически открытым.

Успешное овладение знаниями в начальных классах коррекционной школы невозможно без воспитания положительной мотивации.Одним из средств привития любви и внимания к учебным предметам в нашем учреждении является предметный конкурс “Умники и умницы”, который ежегодно весной проводится в рамках ГОУ школы-интерната № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга с 2007 года. Конкурс предполагает развитие у школьников с ограниченными возможностями здоровья не только познавательного интереса к предмету, пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, но и помогает определить их уровень знаний педагогам.

Предметный конкурс является одной из форм учебной деятельности, которая влияет на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальную сферу своего развития.

Цели предметного конкурса “Умники и умницы”:

  • активизировать учебную мотивацию учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • способствовать социальной адаптации учащихся коррекционных школ.

Задачи предметного конкурса “Умники и умницы”:

  • пропаганда научных знаний и развитие у учащихся с ограниченными возможностями здоровья интереса к учебной деятельности;
  • активизация работы кружков, секций и других форм внеклассной и внешкольной работы в коррекционном учреждении.
  • повысить качество образования учащихся начальных классов. [1]

Конкурс – это не один день интеллектуальной работы педагогов и учащихся, подготовительная работа начинается задолго до его проведения. В ней задействованы учителя начальных классов, воспитатели, педагоги дополнительного образования, а также родители.

Наш конкурс дает возможность выявить результаты обучения, установленные Федеральным Государственным образовательным стандартом, не только предметные (результаты, достижение которых обеспечивается преимущественно за счёт освоения учебных программ по отдельным предметам), но и личностные и метапредметные результаты, достижение которых обеспечивается всей совокупностью учебных предметов, включая внеурочную деятельность. Подготовительная работа к конкурсу начинается задолго до его проведения. В ней задействованы учителя начальных классов, воспитатели, педагоги дополнительного образования, а также родители.

Конкурс проводится по предметам “Русский язык”, “Математика”, “Окружающий мир”. При разработке материалов предметного конкурса нами учитывались возрастные и психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и требования программы по начальному образованию Федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

Согласно программе обучения в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья, подбирались разноуровневые занимательные и нестандартные задания, разнообразные по форме и характеру вопросов. При этом их тематика и идейная направленность сходны для вариантов всех параллелей 2-4 классов, хотя и построены на разном текстовом и лексическом материале.

В коррекционных школах учащиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают большие затруднения при изучении программного материала по русскому языку. Воспитание любви к русскому языку – серьёзная и ответственная задача педагогов. Любовь к родному языку воспитывается через пробуждение у школьников интереса к предмету “Русский язык”, возникающего как на классных занятиях, так и во внеурочной работе.

Все задания предметного конкурса по русскому языку подразделяются на 3 типа:

1. Задания игровой лингвистики (ребусы).

2. Задания, основанные на научных теоретических проблемах русского языка, предполагают демонстрацию глубины знаний предмета.

3. Задания из области речевой культуры.

Все типы заданий направлены на развитие навыка звукобуквенного и слогового анализа, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, способствуют расширению кругозора, совершенствуют умственные способности младших школьников.

Предметный конкурс по математике пробуждает у учащихся интерес к предмету, учит их оригинально мыслить, принимать верные решения в сложных жизненных ситуациях.

Материал для предметного конкурса по математике разделен на три типа заданий:

1. Задания занимательной формы.

2. Задания геометрического характера.

3.Задания, направленные на развитие критического и творческого мышления, логического рассуждения, учат маленьких школьников делать логические умозаключения.

Задания по сложности выстраивались так, что решение первых задач основывались на знаниях программного материала, далее уровень трудности постепенно увеличивался.

Все задания формулировались четко, с использованием известных школьникам терминов. Они предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации. При выполнении таких заданий ученик может проявить способность к логическому и абстрактному мышлению, т.е. умение классифицировать, обобщать, сопоставлять по аналогии, прогнозировать результат, “включая” интуицию и воображение.

Материал предметного конкурса по окружающему миру занимает особое место в системе предметных конкурсов. На уроках школьники, главным образом, получают общие представления о некоторых закономерностях развития природы и жизни людей, расширяют свой кругозор, заинтересовываются связями природы. Здесь следует отметить, что учебная программа направлена на формирование у учащихся целостного представления о природе во всем ее многообразии. [1, 2]

Необходимость проведения предметного конкурса по окружающему миру диктуется не только желанием детей узнать нечто новое, но и способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, развитию речи детей, повышает уровень языкового развития младших школьников.

Задания предметного конкурса строились на основе занимательности, под которой подразумевается качество, способное возбудить у школьников интерес и вызвать стремление к получению новых знаний. Такой вид работы привлекает учеников своей новизной и необычностью.

Материал предметного конкурса по окружающему миру разбит на 4 типа заданий:

  • Задания, основанные на знании программного материала.
  • Задания, требующие логического размышления.
  • Задания, направленные на эрудицию и знания, полученные из собственных наблюдений и дополнительной литературы.
  • Творческие задания, направленные на воспитание бережного отношения к окружающей среде и здоровью человека.

Предметный конкурс по окружающему миру служит основой формирования самостоятельных обобщений и выводов, развивает мышление и наблюдательность.

Предметный конкурс по каждому предмету проводим в два тура:

  • I тур – внутришкольный,
  • II тур – городской.

Каждый конкурс по предмету по времени не превышает 40 минут. При проведении предметного конкурса создаём для учащихся комфортную атмосферу, чётко организуем работу. После каждого этапа для участников конкурса проводим дружеское чаепитие с целью социальной адаптации учащихся разных школ для налаживания добрых отношений, служит воспитанию толерантности.

Для удобства материал конкурса по каждому предмету расположен на отдельном листе формата А4. В каждом туре - по 12-15 заданий. Организаторы раздают детям задания, а учащиеся пишут в них ответы.

Рис. 1

Обязательно предупреждаем участников, что отвечать на вопросы они могут в любом, удобном для них, порядке. После выполнения заданий каждый ученик оценивает свою работу, поставив на одной из ступенек “лесенки успеха” отметку.

При разработке раздаточного материала мы учитываем разные образовательные потребности участников (бланки конкурсных работ для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, слабовидящих, слепых, выполненная шрифтом Брайля). При необходимости к каждому такому участнику прикреплён тьютер.

Рис. 2

Победителями считаем учащихся, набравших наибольшее количество баллов или ответивших на наибольшее количество вопросов.

Подведение итогов проводится в торжественной обстановке. На гала-концерте участники конкурса демонстрируют свои творческие способности. Победителей и призёров награждаем дипломами, грамотами и призами. Команда школы, получившая наибольшее количество баллов, получает главный приз конкурса – “Умную сову”.

Рис. 3

 

Рис. 4

Рис. 5

Первоначально участниками конкурса являлись учащиеся только школ VII вида. Сейчас в него влились дети с совершенно разными проблемами, но все они хотят быть успешными. Наша задача – поддержать их.

Ощущение успеха рождается у ребёнка, сумевшего преодолеть свой страх, заниженную самооценку, своё неумение, застенчивость, непонимание, робость, растерянность, затруднение. Ситуация успеха – некий взлёт для человека, своеобразный прыжок на ступень выше в своём личном развитии. Результаты конкурса следует рассматривать шире, не ограничиваясь только вопросами учебной деятельности. Ребенок, стремящийся к достижениям, способен добиться больших успехов в дальнейшей жизни и личном развитии.

Полученные результаты предметных конкурсов позволяют нам:

Планировать конкретную работу с конкретными учащимися по определенной теме программы.

  1. Знакомить педагогов с новыми технологиями и использовать их для интеллектуального развития детей на уроках и на коррекционных занятиях.
  2. Помогать учащимся узнать нетрадиционные задания и вопросы, направленные на привитие интереса к изучаемым предметам и общее развитие личности.
  3. Помочь родителям учащихся увидеть перспективы индивидуального развития своего ребенка.
  4. Помощь ребёнку может быть по настоящему действенной, когда мы верим в ценность его личности, как бы она ни была своенравна, принимаем ребёнка таким, какой он есть, и делаем всё зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию.

Литература.

  1. Коробченко Т.В., Розова Ю.Е. Предметный конкурс “Умники и умницы” в коррекционной школе как одна из форм внедрения интеграционных инноваций в специальном образовании” / Сборник материалов научно-практической конференции “Современные тенденции в системе образования лиц с ограниченными возможностями здоровья” // Под ред Н.Н. Яковлевой – СПб: АППО, 2011.
  2. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Предметный конкурс “Умники и Умницы” - форма интеллектуального развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования/ Современные проблемы коррекционного образования, логопедии, педагогики и психологической помощи : Сб. научн. трудов // Под общ. ред. доц. Черных Л.А. – Луганск : Изд-во Луганского университета имени Тараса Шевченко, 2015.