Рейтинг@Mail.ru

Охрана биологических ресурсов

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели и задачи:

  • Формирование понимания необходимости сохранности природной среды.
  • Воспитание бережного отношения к окружающей природе.
  • Расширение и углубление знаний об особо охраняемых территориях России.

Оборудование: презентация “Заповедные места России и мира”, мультипроектор, физическая карта России.

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • коллективная;
  • групповая.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • исследовательский;
  • проблемный.

1. Организационный блок.

“Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину” (М. Пришвин).

С 11 января 1997 года ежегодно отмечается “День заповедников и национальных парков”. Именно в этот календарный день 1916-го года, в тогда еще Царской России, был открыт первый российский заповедник под названием “Баргузинский”.

Ранее на Руси охраняли только угодья (заказники) для барской и царской охоты. Но Баргузинский заповедник, открытый 11 января 1916 г., имел государевы привилегии. Цель этого заповедника – охрана и увеличение численности баргузинского соболя.

В недалеком 1986 году, ЮНЕСКО присвоило Баргузинскому заповеднику значение биосферного, что позволило ему вступить в World Network of Biosphere Reserves (Всемирная сеть биосферных резервов). Теперь данный заповедник является неотъемлемой составляющей мирового наследия и так называемого заповедного ожерелья, состоящего из таких заповедников, как Байкало-Ленский, Байкальский, само озеро Байкал, а также Забайкальский национальный парк. (см. презентацию)

Итак,сегодняшний урок мы посвящаем охране биологических ресурсов.

Определение темы и целей урока вместе с обучающимися.

2. Блок изучения нового материала.

- Как же человек может спасти растения и животных, нуждающихся в охране? (Создать заповедники)

- Верно, но не только заповедники, но и заказники и национальные парки.

- Что такое заповедник?

- Заповедники - это участки территорий или акваторий, навечно изъятые из хозяйственного использования, в которых сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.

- Что такое заказник?

- Заказники – это территории, где постоянно или временно запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности.

- Что такое национальный парк?

- Национальный парк-это особо охраняемая территория с малонарушенными природными комплексами и уникальными природными и антропогенными объектами.

Наша страна насчитывает около ста заповедников, площадь которых превышает тридцать три миллиона гектар, что сопоставимо по занимаемой площади с 1.58% всей территории России. Также наша необъятная Родина имеет тридцать пять национальных парков, площадь которых равна семи миллионам гектар. Все вышеперечисленные охраняемые государством зоны помогают сохранить порядка 80% богатств нашей страны в животном и растительном исчислении.

Какие задачи выполняются при организации заповедников и заказников?

  • Сохранение живых организмов.
  • Охрана окружающей среды.
  • Предупреждение развития разрушительных процессов.

Ребята! Мы совсем недавно изучили природные зоны. Многие природные зоны сильно изменены из-за хозяйственной деятельности человека. У вас на столах лежат карточки с названиями заповедников. Мы сейчас распределим эти заповедники по природным зонам.

Каждая группа учащихся выбирает определённую природную зону, и все вместе составляем таблицу с характеристикой того или иного заповедника. (На работу в группах отводится 10 минут).

После работы в группах следует отчёт и заполнение таблицы.

По ходу заполнения таблицы смотрим презентацию.

Название природной зоны Название заповедников или национальных парков Направление охраняемой территории и охраняемые виды
Зона арктических пустынь Большой Арктический В заповеднике взяты под охрану места гнездования и линьки черных казарок, встречаются редкие виды чаек: розовая, вилохвостая, белая. Розовая чайка - редкий, малоизученный вид, эндемик России, внесенный в Красную книгу РФ. На Таймыре известна лишь одна гнездовая колония этих птиц
Зона тундры Кандалакшский, Заповедник в Мурманской области и Карелии. Один из старейших в России В водах заповедника на Белом море живут кольчатая нерпа и морской заяц, а у побережья Мурманска - серый тюлень
Зона тайги Саяно-Шушенский В заповеднике распространены виды, характерные для территории Сибири: соболь, белка, лось, волк, росомаха, рысь. Монгольские виды представлены сибирским горным козлом, снежным барсом. 
Зона смешанных и широколиственных лесов Приокско-Террасный заповедник Это один из самых маленьких заповедников России. Однако на площади около 5 тыс. га обитает 142 видов птиц и 57 видов диких млекопитающих. Главной достопримечательностью заповедника является зубр - дикий лесной бык, самое крупное копытное животное Европы, современник мамонта, 
Зона степей Центрально-чернозёмный (Курская область) Заповедник учрежден в 1935 г. для сохранения и изучения эталонных целинных чернозёмов и последних участков девственных степей с богатейшим видовым разнообразием травянистой растительности. 
Зона пустынь и полупустынь Астраханский В Астраханском заповеднике растет сказочный цветок - лотос - необычайной величины и расцветки! Он известен в дельте Волги более 200 лет, здесь его называют каспийской розой.

Проводят комплексные научные исследования природы низовий дельты Волги, охраняют массовые гнездовья птиц, места линьки водоплавающих, нерестилища рыб.

Зона высотной поясности Кавказский Изначально заповедник создавался именно с целью охраны зубров, поэтому к этим животным здесь относятся особенно трепетно. В 1999 г. территория Кавказского государственного природного биосферного заповедника включена в список Всемирного наследия.

Заповедники могут быть другими, в зависимости от презентации.

3. Блок закрепления нового материала

3.1. Ответить на вопросы:

- Как называется природная зона, расположенная в Арктике?(зона арктических пустынь)

“Арктика”-медведь. Как вы думаете, как называется заповедник, находящийся за северным полярным кругом, и какие биологические организмы там охраняются? (Большой Арктический)

- В каких заповедниках охраняются типичные животные тундры: лемминги, песцы, северные олени? (Кандалакшский, Таймырский)

- В каком заповеднике обитает снежный барс? (Саяно-Шушенский)

- При создании какого заповедника основными причинами были необходимость охраны лотосовых полей в дельте Волги, гнездовий большой белой цапли и нерестовых участков рыб? (Астраханский).

- В ходе деятельности какого заповедника выяснилось, с одной стороны, что режим полной заповедности к степным экосистемам неприменим – пастбищные нагрузки в естественном объеме являются необходимым элементом функционирования степных экосистем, в противном случае они трансформируются в луговые? (Галичья гора)

3.2. Воссоздать облик одного из заповедников или национальных парков и составить синквейн.

4. Блок: Домашнее задание: на контурную карту России нанести известные заповедники и национальные парки.