Рейтинг@Mail.ru

Урок математики на тему "Проценты". 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Учебник: Математика – 5 класс. Н.Я. Виленкин и др.

Цели урока:

  • Закрепить и обобщить понятие процента; закрепить умение переводить десятичные дроби в проценты и обратно; находить процент от числа.
  • Активизировать познавательную деятельность, развивать вычислительные навыки.
  • Воспитывать коммуникативные способности учащихся при совместной работе.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, цветные карандаши на каждой парте.

Ход урока:

1. Организационный момент. Вступление.

Учитель: Для того чтобы настроиться на урок, прочитайте высказывание Томаса Эдисона (слайд 2)

“Гений – 1% вдохновения и 99% пота”

Как вы можете объяснить это высказывание?

Ученики объясняют.

Учитель: Вот и мы сегодня должны потрудиться. Открываем тетради, записываем число.

Учитель: На доске вы видите дроби (слайд 3).

Какие это дроби?

Ученики: Обыкновенные.

Учитель: Что можем с ними сделать?

Ученики: Перевести в десятичные.

Учитель: Как? Ученики отвечают.

Учитель: Переведите самостоятельно.

Взаимопроверка (слайд 3) Поменялись тетрадями. Ставим отметки: 8 верных ответов – “5”, 7 верных ответов – “4”, 6 верных ответов – “3”.

Учитель: Поднимите руки – у кого пятерка, далее – у кого четверка, далее – у кого тройка. Какой пример вызвал затруднения? Почему?

Что можно еще сделать с дробями? Сравнивать умеем? Как?

Ученики отвечают.

Учитель: Расположите дроби в порядке возрастания и расшифруйте слово (слайд 3) Какое слово получилось?

Ученики: “проценты”

Учитель: Итак, какая тема урока? (слайд 4) Ученики отвечают.

Ученик читает стихотворение:

“Процент – веселый, озорной
Пришел знакомиться с тобой!
Тебе он хочет рассказать,
Как задачи с ним решать!
А чем процент нам помогает?
Часть от числа он выявляет!
Мы видим часто объявления:
Что “43 процента населения...”
А чтоб найти проценты эти
Их в школе изучают дети”

Учитель: Где в повседневной жизни мы встречаем проценты? Ученики отвечают. Учитель: Я нашла рекламу с процентами в банке, в магазине (слайд 4). А что такое процент?

Ученики: это одна сотая величины.

Учитель: Давайте посмотрим историческую справку о процентах (слайд 5).

“Слово процент от латинского слова pro centum, что буквально означает “за сотню” или “со ста”.

Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. От римлян проценты перешли к другим народам Европы.

Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль или убыток на каждые сто рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике. Ныне процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу)”.

Хотели бы вы уметь рассчитывать свои доходы, расходы, свою выгоду, прибыль и др.? Что мы с вами будем сегодня делать? Какие цели урока вы для себя поставите?

Ученики отвечают.

Работа в парах.

Посмотрите, как врачи советуют распределить норму питания на день (слайд 6): утренний завтрак – 25%, второй завтрак – 15%, обед – 45%, ужин – 15%.

У вас на партах лежат листы с квадратом 10х10 клеток. Раскрасьте клетки, соответствующие утреннему завтраку - красным, второму завтраку – синим, обеду – зеленым, ужину – желтым цветом.

К доске идет одна пара учеников, раскрашивают на доске (либо слайд 7, либо интерактивная доска).

Итак, как у вас получилось? Как раскрасили? Почему? Какой вывод можно сделать?

Ученики отвечают.

Учитель: Вернемся к нашим примерам, которые были вначале урока (слайд 8). Что можно дальше сделать с дробями?

Ученики: перевести в проценты.

Учитель: Как? Переводим самостоятельно.

Ученики переводят, в тетради записывают ответы.

Учитель: Проверяем (слайд 8). Поднимите руки, у кого все верно? У кого 1 ошибка?

Давайте вспомним, как называется одна вторая? Ученики: половина

Учитель: сколько это процентов? Ученики: 50.

Учитель: сколько процентов в четверти? В трех четвертях? Ученики: 25%, 75%.

Работа в парах.

Учитель: У вас на каждой парте лежит лист с цветным рисунком (слайд 9). Что изображено?

Ученики: квадраты.

Учитель: Сколько цветных квадратов? Сколько процентов от всех цветных квадратов составляют красные? Какая это часть от всех квадратов?

  • Сколько процентов зеленых квадратов?
  • Сколько процентов синих и зеленых квадратов?
  • Сколько процентов зеленых и красных квадратов?

Выполните задания в парах.

Ученики выполняют.

Проверяем (слайд 9).

Учитель: Из дробей в проценты мы переводили, а обратно в десятичные дроби умеем? Заполните таблицу (слайд 10).

% 10% 100% 1% 35% 305% 30,5%
Десятичная дробь            

Проверяем.

У доски 1 ученик.

Физкультминутка.

Учитель: Встали. Я говорю утверждение, если оно верное - то приседаем, если нет – то наклоняемся (слайд 11)

  • 70% больше половины
  • 15% больше четверти
  • 75% больше пятой части
  • 100% равно десяти

Молодцы, садитесь на свои места.

Учитель: Вы говорили, что мы умеем находить процент от числа. Как?

Ученики отвечают.

Учитель: например (слайд 12) сколько 1% от 350?

Ученики: 350 : 100 = 3,5

Учитель: а 3% от 350?

Ученики: 3,5 * 3 = 10,5

Учитель: Итак, повторили. Теперь решим задачу (слайд 13)

В магазин привезли 650 кг огурцов. Первый покупатель взял для соления 2% всех огурцов, второй покупатель взял 5% всех огурцов. Кто и на сколько больше килограммов засолит огурцов?

Краткая запись на доске.

Решаем самостоятельно. 2 способа. Кто решит - показывает на доске (2 ученика у доски).

1 способ:

650 : 100 * 2 = 13 (кг) – 1 покупатель

650 : 100 * 5 = 32,5 (кг) – 2 покупатель

32,5 – 13 = 19,5 (кг)

Ответ: второй покупатель засолит на 19,5 кг больше.

2 способ:

5% - 2% = 3% - 2 покупатель больше

650 : 100 * 3 = 19,5 (кг)

Ответ: второй покупатель засолит на 19,5 кг больше.

Учитель: Какой способ рациональнее? Ученики объясняют.

Учитель: Итак, давайте вспомним, где мы встречали проценты? Ученики отвечают.

Учитель: например, в банке. Вы сделали вклад 1000 рублей. Какую сумму вы получите через год, если банк дает прибыль 14,5%? (слайд 14)

Ученики решают и отвечают - 145 рублей.

Итог урока.

Учитель: Ребята, что мы сегодня делали? Что повторили? Что узнали нового? Чему научились?

Ученики отвечают.

Учитель: Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов (слайд 15)

Домашнее задание: придумайте свою задачу из жизни на проценты.

Спасибо за урок! (слайд 16)