Рейтинг@Mail.ru

Современные технические средства как инструмент обучения

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Главная задача современного процесса образования – это не просто передать учащимся набор основных предметных знаний, а сформировать у школьников желание и умение самообразовываться, уметь разбираться в многообразии информации, находить нужное для принятия решения в учебной ситуации. Для решения этой задачи можно использовать современные технические средства обучения, которые имеют большинство школ.

Современные технические, которыми оснащены школ – это компьютерные классы, интерактивные доски, наборы разнообразного лабораторного и исследовательского оборудования. Эти технические средства являются незаменимым инструментом во время процесса обучения. Рассмотрим некоторые особенности использования этих технических средств.

Мобильный компьютерный класс, который имеет широкий спектр учебных программ и виртуальных лабораторных работ. При работе с ним, ученик, не получает знания в готовом виде, а добывает их сам. Использование его возможностей позволяет учащимся составлять индивидуальный образовательный маршрут для достижения поставленной учебной цели, проводить систематизацию полученных знаний и их коррекцию. Учитель выполняет направляющую и контролирующую роль. Возможности мобильного компьютерного класса позволяют диагностировать уровень подготовки учащихся не только к уроку, но и к ЕГЭ. Мобильный компьютерный класс позволяет участвовать школьникам дистанционно в: олимпиадах, конкурсах, конференциях. Его возможности позволяют проводить тестирование по учебным предметам, обращаться к учебным сайтам и посещать странички библиотек и музеев. Мобильный компьютерный класс, является незаменимым инструментов в обучении школьников самостоятельной работе с учебной информацией.

Следующим инструментом обучения является интерактивная доска. Использование возможностей интерактивной доски в школе становится привычным и необходимым - это работа с учебными текстами, обращение к учебным сайтам, онлайн-тестирование, просмотр и создание обучающих мультимедиа приложений к уроку.

Интерактивная доска позволяет повысить уровень наглядности изучаемого материала. Многочисленные программные приложения позволяют изучать сложные процессы и явления по географии, биологии, физике и химии, которые нельзя наблюдать в реальных условиях. Программное обеспечение интерактивной доски позволяет проверять ошибки, допускаемые учениками во время работы с текстами или при вычислениях, что позволяет объективно и наглядно проверять уровень облученности учащихся.

Интересным инструментом, для развития самостоятельной исследовательской деятельности является Лабдиск. Беспроводная лаборатория Лабдиск, умещающаяся буквально на ладони, позволяет быстро и наглядно измерять: уровень громкости, освещенность, температуру окружающей среды и температуру раствора, пульс и размеры тел. При помощи GPS приёмника Лабдиск может определить координаты данной местности и работать с картой местности. Лабдиск удобный инструмент обучения при проведении лабораторных и исследовательских работ. Лабдиск легко подключается к любому компьютеру, он может производить до 10000 измерений в секунду, что позволяет наблюдать за процессами в динамике. Набор встроенных и дополнительных датчиков позволяет проводить самостоятельные исследования, находить новые знания и делать выводы о наблюдаемом явлении. Лабдиск может использоваться для кружковых и факультативных занятий как для учеников начальной школы, так и для средних и старших классов.

Современные технические средства обучения формируют у школьников способность к принятию верного решения в ситуациях выбора. Развивают интерес к исследовательской деятельности и являются незаменимым инструментом обучения. Эти технические средства позволяют организовать учебный процесс, в котором главное место отводится активной и самостоятельной познавательной деятельности школьника, что позволяет решить главную задачу современного процесса обучения.

Современные технические средства обучения способствуют увеличению объема изучаемого материала на уроке, увеличению продуктивности учебного процесса, делают более доступной и наглядной учебную информацию, позволяют подходить индивидуально к обучающемуся, с учетом индивидуальных особенностей и уровня обученности . Знания, полученные учащимися по использованию технических средств, им обязательно пригодятся в жизни и будущей профессии.

Приведу пример использования интерактивной технологии на фрагменте урока физики 9 класс по теме: “Звук”

Этап урока Действие учителя Действие учеников
Практическое применение на уроке ЛабДисков и интерактивного комплекса Тихо звучит музыка Бетховена “Лунная соната”

- Какое физическое явление вы наблюдаете?

- Что вы знаете о звуке?

-Каким органом чувств должен обладать человек для восприятия данного физического явления?

-Чем знаменито, услышанное вами музыкальное произведение?

- Это музыкальное произведение написано немецким композитором Людвигом Ван Бетховеном. Феноменальность данного факта заключается в том, что создавая это произведение, Бетховен был почти глухим.

-Как вы думаете, как композитор мог слышать звучание своих произведений?

Ученики слушают музыку

Звук

Звук очень важен для человека, так как позволяет нам с вами общаться, передавать и получать информацию, ориентироваться в окружающем нас мире.

 

Орган слуха

(варианты ответа учеников)

(возможные варианты ответов)

Формулирование проблемы урока Формулирование проблемы урока:

Как можно услышать звук, будучи глухим?

1. Для решения проблемы каждая группа будет выполнять практическую работу.

2. Далее внимательно прочитайте задания, предложенное вашей группе и выполните их.

Учащиеся выполняют задания:

1 группа

1. Выведите на экран измерение звука и построение графика. (Лабдиск)

2. На штативе закрепите нить с небольшим шариком.

3. Ударьте по камертону молоточком, и, когда он зазвучит, поднесите шарик к ветви камертона.

4. Измерьте с помощью Лабдиска частоту и амплитуду процесса на графике.

Ответьте на вопросы:

-Что вы наблюдаете на экране ПК?

-В какой среде проводится опыт?

5. Проделайте этот же опыт, изменив силу удара по камертону. Измерьте уровень громкости и частоту при этих ударах. Ответьте на вопрос:

-Как изменилась громкость звука и амплитуда на графике?

Сделайте вывод:

- В какой среде вы проводили опыт?

- Что происходит, во время звучания камертона?

-Что происходит с телом при звуке?

- В каком случае звук был громче?

- В каком случае амплитуда колебаний была больше?

- Что такое звук?

-Какова частота колебаний?

2 группа Выведите на экран измерение звука и построение графика. (Лабдиск)

Перед вами аквариум с водой и камертон. Поместите камертон в аквариум.

Ударьте по камертону вначале слабо. Посмотрите на поверхность воды и измерьте уровень громкости звука с помощью Лабдиска.

Рассмотрите график колебаний, выведенный на экран ноутбука. Измерьте амплитуду и частоту на графике процесса.

Ответьте на вопросы:

- Слышите ли вы звук?

- Что вы видите на поверхности воды?

- Какой вид имеет график этого процесса на экране компьютера?

5. Повторите опыт, сильнее ударив по камертону. Измерьте уровень громкости и частоту Лабдиском.

Ответьте на вопросы:

-Как изменились волны на поверхности воды?

-Как изменился уровень громкости?

Сделайте вывод:

- В какой среде вы проводили опыт?

- Что происходит при звуке с поверхностью воды?

- Как связаны громкость звука и амплитуда колебаний?

- Что такое звук?

-Какова частота колебаний?

3 группа Выведите на экран измерение звука и построение графика.

Перед вами деревянная линейка, барабан и зерна гречки. Поставьте барабан на деревянную линейку.

Положите на поверхность барабана зерна гречки.

Ударяйте по барабану с небольшим усилием и поднесите к линейке Лабдск. Измерьте по графику амплитуду и частоту процесса.

Ответьте на вопросы:

-Слышен ли звук барабана , если приложить ухо к линейке?

-Фиксирует ли Лабдиск звук в линейке?

-Какой средой является линейка?

-Что происходит с зернами в течение времени, пока звук слышен?

-Какой вид имеет график процесса?

5. Повторите опыт, сильнее ударив по барабану.

Ответьте на вопросы:

- Изменился ли график на ПК?

-Изменилась ли громкость звука?

Сформулируйте общий вывод.

- В какой среде распространялся звук?

- От чего зависит громкость звука?

-Как связана громкость звука и амплитуда колебаний?

- Что такой звук?

-Какова частота колебаний?

Поочередно группы делают вывод:

- звук – это колебание;

- звучащее тело совершает колебания;

- чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук;

- звук может распространяться только в упругой среде (твердом теле, жидкости и газе)

- не всякое колеблющееся тело издает звук.

Подведение итогов практической работы Обобщим результаты ваших исследований:

звук – это колебания с частотой от 20 до 20000 Гц;

звук распространяется в упругой среде;

чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук.

(звучит музыка “Лунная соната”)

-Вернемся к началу нашей работы и теперь мы сможем ответить на вопрос:

“Как композитору, который не слышит, удалось написать это произведение?”

- Знание законов физики помогло Бетховену создать это прекрасное произведение.

Бетховен использовал свойство звука

распространяться в твердой среде: один конец деревянной трости он упирал в музыкальный инструмент, а другой в кости головы. Звук передавался по трости к нервным окончаниям, что позволяло Бетховену услышать звуки инструмента. Так Бетховен создавал свои гениальные музыкальные произведения.

- А какие знания вы сегодня приобрели?

- Что помогло вам получить эти знания?

- С помощью каких экспериментов были выявлены условия возникновения звука?

- Где можно применить полученные знания?

Учитель: Звук – это очень важное явление, которое нам позволяет ориентироваться в окружающей среде. Большая роль отводится свойствам звука и на железной дороге. С помощью звуковых сигналов люди получают информацию о передвижении поездов, времени остановок, опасности, которая может возникнуть. Эти знания вам пригодятся в вашей будущей профессии и жизни.

Варианты ответов детей

Список литературы.

1. Приезжая М.Н. Основные приёмы использования интерактивной доски в учебном процессе http://www.infologics.ru/present/page.phtml?page_id=209 (обращение 18.10.2015)

2. Инновационные решения в образовании. http://iro-ufa.ru/stati/32-mobilnaya-tsifrovaya-laboratoriya-s-multisensornym-registratorom-dannykh-labdisk