Рейтинг@Mail.ru

Деепричастие как часть речи. 7-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: познакомить учащихся с частью речи – деепричастие, с его лексическими и грамматическими особенностями, ввести понятия деепричастного оборота

Тип урока: изучение нового

Задачи:

Образовательная:

  • дать понятие деепричастие;
  • познакомить с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий;
  • отработка навыка определения основного и добавочного действия деепричастия с использованием современных технологий (мультимедийной презентации);
  • научиться отличать деепричастие от других языковых категорий, правильно использовать его в устной и письменной речи;
  • проверка качества усвоения учащимися данной темы;
  • проверить усвоение материала при использовании системы мультимедийной презентации;
  • формировать практические навыки при выполнении работы с использованием компьютера;
  • формировать орфографические навыки;
  • р/р провести работу с текстом;

Воспитательная:

  • воспитывать культуру речи;
  • поддерживать интерес к урокам русского языка.

Развивающая:

  • развивать логические операции изменения слов, запоминания слов, составления схем и таблиц.

Оборудование:

Для учителя

  • Учебник 7 кл.,
  • мультимедийный проектор

Для учащихся

  • Ручка, карандаш, учебник, рабочая тетрадь.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к изучению новой темы.
  3. Наблюдение над фактами языка.
  4. Обобщение структурно-семантических признаков правила/понятия.
  5. Применение понятия/правила на новом языковом материале.
  6. Д/з.

Итог урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность детей
1. Организационный момент - Открываем свои рабочие тетради, отступаем две линейки, пишем сегодняшнее число, а на следующей строке “классная работа”. Учащиеся открывают тетради, записывают число, “классная работа”, настраиваются на предстоящую работу.
2. Подготовка к изучению новой темы Выразительное чтение текста (имеется на каждой парте в распечатанном виде)

Учитель выразительно читает текст, а учащиеся слушают.

Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрная грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими ёлочками, он подпрыгнул на своём высоком мостике, показав своё белое, чистейшее бельё подхвостья и крикнул: "Чуф! Ши!"

М.Пришвин

 
- Определите тему, основную мысль.

- Найдите и назовите ошибочно опасные места.

- Определите стиль текста, назовите его приметы.

- Какими морфологическими средствами выразительности пользуется автор?

- красавец тетерев

- повествовательный; много выразительных средств

- эпитеты: синяя, чёрного, радужное; метафоры: загорелся огненным цветком, чистейшее бельё; сравнение: как мостик.

- прилагательные-эпитеты позволяют создать красочный образ, глаголы - передать действие тетерева

- Какие действия совершает тетерев?

- Какие слова похожи на глаголы?

- Чем похожи на глаголы и чем отличаются? От каких слов зависят?

- Сел, стал расцветать, подпрыгнул, крикнул.

- Устроившись, завидев, показав.

- Oбозначают действие, но у них нет привычных окончаний глаголов.

- Как вы думаете, какие из этих слов обозначают добавочное действие?

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Можно ли изменить эти слова?

- Давайте запишем последнее предложение, разберем его и составим схему.

Учитель вызывает к доске одного отвечающего, а все остальные работают у себя в тетрадях.

- Устроившись, завидев, показав.

- Что сделав?

- нет.

- Найдите в данном предложении слова, похожие на глаголы. Выпишите их отдельно на следующей строке. - завидев, показав
3. Наблюдение над фактами языка (слайд 1-3)

- Данные слова принадлежат к части речи, которая называется деепричастиями.

- В этом слове мне знакома вторая часть, что же означает первая? Она входит в состав таких слов, как деятель, дееспособный, действие. Пойду по проторенному пути, обращусь к справочнику. А это значит: если ты захочешь узнать о происхождении деепричастия, разбери его по составу - и сразу поймёшь, что оно не как-то связано с причастием, а напрямую.

До 17 века деепричастий не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь такой формы нет. Мы недавно выяснили, что краткая форма образуется только от страдательных причастий (посеянное поле- поле посеяно, выполненная работа-работа выполнена) Вот её место и заняли деепричастия.

Наблюдение над предложением (на проекторе)

 
(слайд 7)

Устроившись, стал расцветать.

- Какое действие главное, основное?

- Каким членом предложения является?

- Какое добавочное?

- Как поставить вопрос к деепричастию? Изменяется ли слово?

- Каким членом предложения является?

Вывод:

1. Деепричастие не изменяются.

2. Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

3. В предложении деепричастие является обстоятельством.

(слайд 8)

- Чтобы найти общий язык с деепричастием, чтобы оно не сбивало тебя с толку в диктантах и контрольных работах, надо научиться безошибочно узнавать его в лицо. В отличие от причастий, сделать это труднее. Почему? Даже самый легкомысленный ученик никогда не спутает причастие с глаголом. А вот деепричастие многие норовят назвать глаголом, а это так опасно!

- Причислив деепричастие к глаголу, ты отнимаешь у него не одну, а то и целых три запятых (если стоит в середине предложения). Хорошо ли это? Давай сразу выучим суффиксы деепричастий. Это избавит тебя от проблем в дальнейшем.

(слайд 9)

- Давайте прочитаем стихотворение Р. Саути “Лодорский водопад” и посмотрим, какое разнообразие деепричастие существует в нашей речи. (Слайд 10)

 

- Стал расцветать

- Составным сказуемым

- Устроившись

- что сделав?

- нет

Стал расцветать (как?) устроившись - обстоятельство

4. Обобщение структурно- семантических признаков правила / понятия

(слайд 10-20)

Самостоятельная работа учащихся с учебником “Теории”- параграфы 141, 142.

Беседа по вопросам.

- Что такое деепричастие?

 

- Признаки каких частей речи совмещены в деепричастии?

 

- Какие признаки глагола имеет деепричастие?

- Какие признаки наречия имеет деепричастие?

- Назовите общее грамматическое значение деепричастия.

- Каковы морфологические признаки деепричастий?

- Назовите морфемные признаки деепричастий.

- Каковы синтаксические признаки деепричастий.

- Сделаем общий вывод.

Учитель показывает слайды с выводами.

(Слайд 3-6)

 

 

 

- неизменяемая форма глагола, самостоятельная часть речи,

- соединяет в себе признаки глагола и наречия

- вид и залог

- неизменяемость,

- обозначает дополнительное действие при основном, отвечает на вопрос что делая?, что сделав? синтаксическая роль обстоятельства)

5. Применение понятия/правила на новом языковом материале

(Слайд 11-21)

Задание № 1.

- Найдите деепричастия, обратите их в глаголы, от которых они образованы:

Держа указку

Рассматривающий картину

Пригибаясь к земле

Проверив себя

Вернувшаяся из поездки

Громко крича

 

 

- держать

- рассматривать

- пригибаться

- проверить

- вернуться

- кричать

Задание № 2.

От данных глаголов образуйте деепричастия с помощью известных тебе суффиксов. От всех ли глаголов образуются деепричастия?

Показаться -

Бегать-

Сделать -

Знать -

Жечь -

Шить

 

 

 

- показавши

- бегая

-сделав

- зная

- нельзя образовать

Задание № 3.

- Найдите среди перечисленных словосочетаний те, в которых есть деепричастия.

Сделанная работа, возвращаясь домой, любимый город, проблема не решена, отправив письмо, вещь ценна, не нарушая тишины, улыбавшиеся девушки.

 - Напишите цифрой количество деепричастий в предложениях.

Черная птица, промчавшись над песками, скрылась во мраке. (1)

Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, Яшка стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху. (3)

А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром. (1)

Хорошо, когда, радуя глаз, светит солнце, когда, перегоняя друг друга, плывут по чистому небу облака. (2)

Почувствовав свое превосходство, он очень скоро заставил относиться к себе с уважением. (1)

- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

(Слайд 15).

Готовясь к экзаменам,

1) выучите сначала теорию.

2) преподаватели провели консультации.

3) требуется много времени.

4) у вас должны быть конспекты.

Пользуясь толковым словарем,

сначала читается вступительная статья.

меня поразило богатство нашего языка.

обратите внимание на иллюстративный материал.

многие слова покажутся вам неизвестными.

- Почему вы так считаете? Докажите.

 
- К предложенным фразеологическим оборотам подберите подходящие фразеологические обороты из слов для справок.

скрепя сердце - ........................................................

через пень-колоду - ..................................................

сломя голову - ..........................................................

засучив рукава - .......................................................

как сыр в масле катается - ......................................

лежать на боку - .......................................................

Слова для справок: не покладая рук, стиснув зубы, спустя рукава, очертя голову, высунув язык, не разгибая спины, продавать глаза, собак гонять, сидеть сложа руки, валять дурака, живет припеваючи.

- Если не знать о коварстве русского языка то тебе будут казаться правильными такие фразы. Необходимо исправить их, чтобы они звучала по-человечески.

1. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

2. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

3. Возвращаясь домой, пошёл дождь.

 

 

1) скрепя сердце - стиснув зубы;

2) через пень-колоду - спустя рукава;

3) сломя голову - очертя голову- высунув язык;

4) засучив рукава - не покладая рук - не разгибая спины;

5) как сыр в масле катается - живет припеваючи;

6) лежать на боку - валять дурака - сидеть сложа руки - продавать глаза - собак гонять.

6. Д/з - Запишите д/з.

- Выпишите отрывок художественного или публицистического текста и найдите в нем деепричастия.

(Слайд 22)

 
7. Итог урока - Какова тема нашего урока?

- Какую особенность деепричастия вы знаете?

- Что обозначает деепричастие?

- Каким членом предложения является?

- Какой вопрос задается к части речи деепричастию?

(Слайд 23 )

- Хорошо, на этом наш урок окончен. Вы свободны.

- Деепричастие как часть речи.

- Деепричастие не изменяются.

- Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

- В предложении деепричастие является обстоятельством.

- Когда? Что сделав?