Урок физики по теме "Физика и безопасность дорожного движения". 7-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


Цели урока:

  • Образовательная: подвести учащихся к усвоению понятий тормозного и остановочного пути через организацию полусамостоятельной и самостоятельной деятельности
  • Воспитательная: воспитывать ответственность за безопасность своей жизни и жизни своих близких, формировать активную жизненную позицию при поведении на дорогах.
  • Развивающая: развивать способность анализировать, делать выводы и прикладные навыки использования физических знаний в повседневной жизни

Тип урока: изучение новых знаний.

Оборудование:  мультипроектор, компьютер, звуковые колонки.

В качестве сопровождения к уроку подготовлена презентация в PowerPoint “Инерция и дорога”

“Человек не может изменить законы,
но он может их познать и
учитывать в жизни и практике”

Структура урока:

  1. Оргмомент – 1 мин. 
  2. Мотивация урока - 2 мин. 
  3. Пропедевтика темы- 5 мин.
  4. Статистические данные –5 мин
  5. Фронтальная беседа по ПДД и профилактике ДТП—5 мин
  6. Физкультминутка-1 мин
  7. Изучение нового материала—11 мин
  8. Решение задач—10 мин
  9. Первичная проверка знаний (тестовое задание №2)—4 мин
  10. Подведение итога урока, оценки – 1мин
  11. Домашнее задание – 1 мин.

ХОД УРОКА

Оргмомент (слайд 1)

Учитель. - Добрый день! Я очень рада вас видеть в нашем постоянном “научном центре” - физической лаборатории, где мы совершаем много новых для себя открытий. Поприветствуем друг друга улыбкой! Вот и замечательно!

- В нашей лаборатории постоянно висит очень ценный лозунг “Познать законы природы – наша цель!” Их мы изучаем и исследуем каждый раз, когда встречаемся здесь!

- Разрешите, ребята, я буду и сегодня вашим научным руководителем, наставником. Тогда - вперед!

2. Мотивация урока

Слайд 2. Сегодня наш урок посвящен взаимосвязи физики и безопасности дорожного движения. К нам в научный центр поступили проблемные вопросы:

1. Как можно изменить скорость автомобиля?

2. Почему автомобиль движется после выключения двигателя?

- Что мы должны изучить по физике, чтобы ответить на вопросы автомобилиста?

Ученики. – Исследовать механическое движение!

Пропедевтика темы (подведение к теме урока) (слайд 3.)

Учитель: чтобы определить тему урока, нам надо выполнить тесты. Выбирая правильный вариант ответа, вы должны выписать только соответствующую ему букву.

1. Механическим движением называется...

А. Движение всякого тела по земле среди окружающих

И. Изменение положения тела в пространстве относительно других тел

С. Изменение положение автобуса на дороге

2. Траекторией движения тела называется...

Н. Линия, по которой движется тело

О. След, который оставляет движущееся тело

К. Кривая линия движения молекул

3. Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени, называется.....

Е. Путь.

М. След

Т. Кривая

4. При равномерном движении тело за равные промежутки времени

Ю. Проходит разные пути

В. Движется неравномерно

Р. Проходит равные пути

5. Формула для нахождения скорости при равномерном движении Г. v = t : s

Э. v = s * t

Ц. v = s : t

6. В системе СИ скорость измеряется

С. км/ч

И. м/с

Б. км/с

7. При неравномерном движении тело за равные промежутки времени

Я. Проходит разные пути

А. Движется равномерно

Д. Проходит равные пути

Ответ: И, Н, Е, Р, Ц, И, Я (проверка результатов производиться в форме взаимопроверки с сидящим по парте

Итак, тема нашего урока “Физика и безопасность дорожного движения” (запись темы урока в тетрадь)

4. Статистические данные

Наши знания об инерции физических тел очень важны для сохранения жизни.

Слайд 4. Ежедневно любой человек, выходя из дома, становится участником дорожного движения: кто-то – в качестве водителя или пассажира, а кто-то – в качестве пешехода. Мы с вами живем в мире движения и скоростей, и эти огромные скорости все чаще становятся для людей смертельно опасными.

Слайд 5. В процессе движения иногда случаются аварии и многие люди считают, что аварии и ДТП случаются лишь по вине водителей. К сожалению, часто это бывает не так. (просмотр фотографий с места аварий - презентация)

Скажите, пожалуйста, на тех кадрах, которые вы сейчас увидели, кто чаще виноват: водитель или пешеход? (дети отвечают)

Во многих случаях виноваты пешеходы. Одни забыли, а другие, в частности дети, может и не знают законов физики.... Ведь для остановки любого транспортного средства необходимо время. Может ли водитель мгновенно остановить свой автомобиль? Конечно же – нет!

Слайд 6-7-8. Я хочу привести вам страшные цифры статистики о количестве погибших в ДТП. В России за первые шесть месяцев текущего года общее число ДТП достигло 83 тысяч 773 случаев, 106 тысяч 88 человек получили ранения и погибло в ДТП -10 тысяч 835 человек. Данные опубликованы на официальном сайте ГИБДД.

5. Беседа по ПДД и профилактике ДТП

Слайд 9. Давайте выделим, какие были наиболее распространенные нарушения пешеходов? ( учащиеся отвечают)

Слайд 10. Теперь попытаемся разобраться в причинах возникновения ДТП. Одной из основных причин возникновения ДТП является инертность тел.Инерция присуща абсолютно всем телам!

Напомните, что такое инерция и как она может проявляться в жизни, быту, на дорогах? Слайд 10.

6. Физкультминутка с музыкой. “В автобусе”. (слайд 11)

Учитель. – Мы едем в автобусе. Покачаемся!

- Автобус тормозит. Куда отклоняемся? (Вперед).

- Набирает резко скорость. (Назад).

- Поворачивает влево. (Мы - вправо).

- Поворачивает вправо. (Мы - влево).

Учитель. – Что вы заметили? Какой вывод сделали? (Меняется направление скорости. Это мы испытали на себе и наблюдали за другими).

7. Изучение нового материала

Учитель. (слайд 12)

Опыт проведем с бруском на тележке при резком её движении вперед и назад. Объясните, пожалуйста! Инерция проявляется при движении всех автомобилей и её приходится учитывать. Как? (уч-ся отвечают)

Слайд 13. Вот по этой причине едущий автомобиль не сможет резко остановиться, если перед машиной дорогу перебегает пешеход, а по инерции продолжает двигаться еще некоторое время. 

Дистанция безопасности – это наименьшее расстояние, которое водитель пройдет до остановки с момента появления препятствия в поле зрения водителя

Слайд 14.

Как называется расстояние, которое проезжает автомобиль с момента торможения? (ответы учащихся)

Путь, который проходит автомобиль при торможении с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки, называют тормозным путем

Но есть еще одно понятие: остановочный путь. В чем их различия? Давайте в этом разберемся.

Слайд 15. Остановочный путь состоит из расстояния пройденного автомобилем за время реакции водителя и собственно тормозного пути.

Другими словами остановочный путь - это длина участка, который пройдет автомобиль с момента обнаружения водителем опасности до момента полной остановки машины.

Как выдумаете, от чего зависит тормозной путь? (уч-ся отвечают)

Затем на слайд 16-17:

  • от времени срабатывания тормозной системы (0,5 - 1,5 с)
  • от начальной скорости движения
  • от максимального замедления, которое может развивать автомобиль (а это зависит от состояния шин, качества дороги и.т.д.)

Какой путь больше тормозной или остаточный? Почему?( уч-ся отвечают)

Слайд 18. Время реакции водителя - психологическое качество водителя принимать решение и реагировать на изменение дорожно-транспортной ситуации. Другими словами, водитель, увидев какое-либо препятствие, должен осознать опасность и принять решение об остановке или замедлении скорости автомобиля, перенести ногу с педали газа на педаль тормоза и нажать ее. На все это уходит от 0,3 до 1,7 с! Первое число - это показатель спортсменов, второе - неопытного водителя, в некоторых ситуациях оно может быть еще больше - например, водитель испугался, запутался в педалях и т.д.

Даже у одного человека время реакции может изменяться. Пагубное действие оказывает алкоголь: небольшие его дозы увеличивают время реакции в 2-4 раза. Как подтверждают многочисленные исследования, в случае появления неожиданного препятствия время реакции увеличивается более чем в 2 раза.

Сделайте вывод с точки зрения физики от чего и как зависит тормозной путь автомобиля.

Вывод: почему опасно перебегать дорогу с точки зрения правил дорожного движения? (уч-ся отвечают)(Теперь мы с вами понимаем, насколько опасно переходить, а тем более перебегать дорогу, если мы не убедились в том, что водители нас видят и пропускают, и скорость транспортного средства такова, что мы успеем безопасно перейти дорогу.)

Для безопасного нахождения на любых дорогах, все мы должны соблюдать правила дорожного движения и знать те дорожные знаки, которые в первую очередь касаются пешеходов.

Слайд 19-20. Давайте посмотрим, а как вы знаете эти знаки и правила дорожного движения. Предлагаю дать названия следующим знакам (учитель показывает дорожные знаки, а учащиеся отвечают).

Напомните основные ПДД для пешеходов. Слайд 21.

Итак, делаем вывод сегодняшнего урока.

Памятка раздается каждому ученику

В жизни много опасностей и одна из них - дорога, чтобы уберечь свою жизнь мы должны знать правила дорожного движения и выполнять их, ведь жизнь - самое ценное, что есть у человека.

Слайд 22. Наша жизнь в наших руках! И ни одно, даже самое важное дело, не стоит вашей жизни.

8. Решение задач

Решите задачи: (слайд 23-24)

1. Во время движения пассажиры и водитель должны быть пристегнуты ремнями безопасности !Почему? (При столкновении или резкой остановке тело по инерции начнет движение вперед, и вы ударитесь о рулевую колонку, если вы водитель, либо о лобовое стекло, если вы пассажир.)

2. (расчетная задача) Мальчик играл с мячом около дома. Неожиданно мяч выскочил на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 6 секунд. Какой путь пройдет за это время машина, движущаяся со скоростью 40 км\ч, 60 км\ч?

3. (расчетная задача)Утром по дороге в школу ученик 7 класса Антон собирался переходить улицу и увидел проезжающую машину. Ширина улицы 10м, Антон находится на расстоянии 6м от края дороги, машина - на расстоянии 100м от Антона. Стоит ли ему переходить через улицу или подождать и пропустить машину, если его скорость 80м/мин, а скорость машины: 60 км/ч?

4. Исследовательская работа ученика.(слайд 25) Легковой автомобиль движется со скоростью 20 м/с за грузовым, скорость которого 16,5 м/с. В момент начала обгона водитель легкового автомобиля увидел встречный международный автобус, движущийся со скоростью 25 м/с. При каком наименьшем расстоянии до автобуса можно начинать обгон, если в начале обгона легковая машина была в 15 м от грузовой, а к концу обгона она должна быть впереди на 20 м?

Решение. Задача решается на основе принципа относительности Галилея. Решим её в два приёма, рассматривая движение легкового автомобиля: 1) в системе отсчёта “грузовик”, причём движение автобуса рассматривать не будем совсем; 2) в системе отсчёта “автобус”, а движение грузовика рассматривать не будем.

1. Для определённости за положительное направление примем направление движения легкового автомобиля и грузовика. Тогда в системе “грузовик” легковая машина будет двигаться относительно грузовика со скоростью лг = л – г. С этой скоростью ей придётся проехать расстояние s до грузовика и расстояние l (которое из соображений безопасности оговаривается правилами дорожного движения [5]), чтобы оказаться перед грузовиком. На прохождение расстояния s + l потребуется время . (4)

2. Рассмотрим движение легкового автомобиля в относительной системе отсчёта “автобус”. В ней скорость легковой машины относительно автобуса ла =| л – а| = л + а. Пусть первоначальное расстояние между легковым автомобилем и автобусом L. Его автомобиль пройдёт за время:

3. Обгон считается безопасным, если легковой автомобиль в конце обгона окажется на 20 м впереди грузовика, не доехав при этом до автобуса:

(6)

Рассчитаем минимальное расстояние между легковым автомобилем и автобусом, когда ещё можно начать обгон:

Проанализируем формулу (6). Очевидно, что обгон возможен, если легковой автомобиль движется быстрее грузовика: л > гр, иначе расстояние l получается отрицательным. Также бессмыслен обгон при равных скоростях: л = гр. Итак, поставленная задача решена в рамках теории относительности, законов равномерного прямолинейного движения и, наконец, с рассмотрением принципа независимости движений. Посмотрите на знаки и скажите, что они означают. (Приложение 1. Слайд 13)

Проверочная работа: выполните тестовое задание №2 (слайд 26-27, проверка - слайд 28)

1. Почему в населенных пунктах существуют ограничения на скорость движения транспорта?

А. Так положено.

Б. При больших скоростях легко остановиться перед пешеходным переходом или на перекрестке.

В. При больших скоростях трудно остановиться перед пешеходным переходом или перекрестке.

2. Какие места на дорогах требуют особого внимания от водителя?

А. Дворовые территории.

Б. Места около школ, детских садов и пр.

В. Нерегулируемые перекрестки.

3. Как зависит длина тормозного пути от скорости движения?

А. Чем больше скорость, тем меньше тормозной путь.

Б. Чем больше скорость, тем больше тормозной путь.

В. Тормозной путь от скорости не зависит.

4. По какой стороне должен двигаться пешеход по дороге, где нет тротуара?

А. По правой, в сторону движения транспорта.

Б. По левой, навстречу транспорту.

В. Не имеет значения.

5. С какого возраста можно ездить на велосипеде по улицам и дорогам?

А. С 12 лет.

Б. С 14 лет.

В. С 16 лет.

6. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

А. Можно перебегать, если быстро бегаешь.

Б. Ни одна машина мгновенно остановиться не может.

7. Вы вышли из автобуса, как вы будете переходить дорогу?

А. Обойдете автобус впереди.

Б. Обойдете автобус сзади.

В. Дождетесь, когда автобус уедет, и только тогда перейдете дорогу.

8. Какое правило нужно соблюдать, находясь в автомобиле в качестве пассажира?

А. При движении можно открывать дверь автомобиля.

Б. При движении автомобиля нельзя отвлекать водителя разговорами.

В. При движении автомобиля нельзя открывать окна.

Проверка по слайду. Поднимите руки, у кого нет ошибок, у кого 1-2 ошибки? Молодцы!

9. Организация рефлексивного пространства. (слайд 29)

Формула успеха – Удивляться! Действовать! Думать!

Ответить на вопросы из презентации.

1. Что Вас сегодня удивило на уроке?

2. Что открыли на уроке в нашей лаборатории?

3. Как выполнили свою цель? Оцените необходимость сегодняшнего знания по предмету для жизни по 10-балльной шкале!

Оценки за урок

Учитель.

– У вас хорошее настроение!

Физика! Какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика опора и основа
Всех без исключения наук!!!

10. Домашнее задание (слайд 30)

Составить кроссворд содержащий основные физические понятия и понятия из правил дорожного движения.

11. Итоги урока (слайд 31)

Спасибо вам за урок! Желаю успехов! Физика – это не просто сухие законы и четкие формулы. Физика помогает вам ориентироваться в окружающем мире, физика должна сделать вашу жизнь безопасной.