Рейтинг@Mail.ru

Урок для учащихся 9-х классов предпрофильной подготовки по курсу "Профессия и карьера"

Разделы: Технология, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (6,3 МБ)

Загрузить презентацию (2,3 МБ)


Цели.

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятиями профессия, должность, профессиональная карьера, целями профессиональной карьеры; внешними и внутренними факторами выбора профессии; учить делать выводы;

воспитательные:

  • воспитывать интерес к своему профессиональному будущему, способствовать правильному выбору; создать условия для получения информации о преобретении интересуемых профессий в ПМР;

развивающие:

  • развивать навыки мышления, слушания, внимания, анализирования, ведения конспекта.

Межпредметные связи: русский язык, литература, обществознание, история.

Тип занятия: комбинированный урок.

Вид занятия: урок-погружение

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Количество часов на тему: 2

Оснащение: конспект, мульти-медиа оборудование, бланки тестов, презентации.

Список литературы для преподавателя:

  1. Аверкин В.Н., Зайченко О.Н., Путевка в жизнь. Образование, профессия, карьера, Учебно-справочное пособие для 9, 10, 11 классов общеобразовательных учреждений, М., “Просвещение”, 2005
  2. Пряжников Н.С., Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники,8-11классы, “ВАКО”,2008
  3. Резапкина Г.В., Я и моя профессия, “ГЕНЕЗИС”,2004
  4. Рогов Е.И., Выбор профессии. Становление профессионала, М., “ВЛАДОС-ПРЕСС”,2003
  5. Технология, Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений, под ред. Симоненко В.Д., М., “Вентана-Граф”, 2004
  6. Технология, Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений, под. ред. Симоненко В.Д., М., “Вентана-Граф”, 2005
  7. Технология. Твоя профессиональная карьера, 8 (9) класс, Учебник для общеобразовательных учреждений под.ред. Чистяковой С.Н., М., “Просвещение”, 2012
  8. Технология. Твоя профессиональная карьера, Дидактические материалы, под.ред. Чистяковой С.Н., М., “Просвещение”, 2008
  9. Теленкова Н.А., Тесты на все случаи жизни, “ Астрель”, М.,2009
  10. www. dni-rebenka.ru

Список литературы для учащихся:

  1. Технология, Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений, под ред. Симоненко В.Д., М., “Вентана-Граф”, 2004
  2. Технология, Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений, под. ред. Симоненко В.Д., М., “Вентана-Граф”, 2005
  3. Технология. Твоя профессиональная карьера, 8 (9) класс, Учебник для общеобразовательных учреждений под.ред. Чистяковой С.Н., М., “Просвещение”, 2012
  4. Технология. Твоя профессиональная карьера, Дидактические материалы, под.ред. Чистяковой С.Н., М., “Просвещение”, 2008

Структура урока

1. Организационный этап.

1.1. Приветствие, отметка присутствующих, знакомство.

1.2. Техника безопасности.

1.3. Требования по курсу обучения.

2. Поготовительный этап.

2.1. Актуализация исходного уровня знаний и мотивация к изучению курса.

2.2. Ознакомление с темой и планом занятия.

3. Основной этап.

3.1. Изучение темы занятия.

3.2. Проведение практических упражнений и теста “Как вам удобнее работать?”

4. Закрепление изученной темы.

5. Выставление оценок

6. Задание на дом.

Ход урока

1. Организационный этап.

1.1. Приветствие, отметка присутствующих, знакомство.

1.2. Техника безопасности.

1.3. Требования по курсу обучения.

2. Поготовительный этап.

2.1. Актуализация исходного уровня знаний и мотивация к изучению курса.

Обсуждение и принятие правил поведения на занятиях.

Любая группа людей, собирающихся совместно проделать определенную работу и достичь цели, договаривается об основных правилах, соблюдение которых помогает получить возможный результат. Для того чтобы занятия проходили эффективно, необходимо договориться о правилах, поэтому сначала ознакомимся с теми правилами, которые обычно используются во время подобных занятий. Мы их сейчас обсудим и внесем необходимые коррективы. Каждый пункт правил принимается голосованием.

Правила поведения на занятиях.

1) Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ тот, который на самом деле выражает твое мнение.

2)Лучше помолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто лгать.

3) Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит.

4) Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнаем друг о друге на занятиях и то, как разные участники ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.

5) Слушать говорящего, не перебивать.

6). Право на личное мнение есть у каждого.

7). Сообщать о трудностях, мешающих участию в работе группы.

Вы, наверное, часто задумываетесь над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы вам задают и в школе, и дома. В мире насчитывается более 50 тысяч профессий, с некоторыми из них вы знакомы, о других, наверное, даже и не слышали. Презентация №1 “Необычные профессии”.

Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Ответы на эти и другие вопросы, связаны с профессиональным самоопределением мы попробуем найти в курсе “Профессия и карьера”. Презентация № 2 “Обзорный урок”.

Поэтому, в курсе “Профессия и карьера” мы узнаем, какие существуют типы и виды карьеры, какие качества присущи профессионалу нынешнего века, как осуществить поиск работы и трудоустройства, как планировать деловую карьеру, а также научимся, как правильно преподнести себя на рынке труда.

На практических занятиях мы будем проводить тесты, ролевые игры, различные упражнения, будем учиться составлять резюме. Презентация № 3 “Введение”.

А для того, чтобы лучше себя узнать, давайте проведем тест “Найди себя на дереве”. Приложение 1, Приложение 2.

У всех человечков на дереве разные эмоции и занятия. Сначала нужно выбрать того, который, как вам кажется, больше похож на вас. А затем – того, на которого вы бы хотели быть похожим. На них указаны цифры, их необходимо записать в бланке теста. Указанные две цифры расскажут вам, целеустремленный ли вы человек, какая у вас самооценка и многое другое.

Результаты теста:

  • Если вы выбрали человечков № 1, 3, 6, или 7, значит, вы целеустремленный человек, который не остановится перед трудностями и преградами.
  • № 2, 11, 12, 18, или 19: вы коммуникабельны, всегда готовы оказать любую поддержку своим друзьям и близким.
  • № 4 – выбор человека с твердой жизненной позицией, желающего преуспеть без особых трудностей.
  • № 5 – вы часто бываете в состоянии усталости, у вас небольшой запас жизненной энергии.
  • № 8 – ваш внутренний мир – не для посторонних, вы погружены в свои размышления, но делитесь ими не охотно.
  • № 9 – жизнерадостный человек, любите развлечения.
  • №10 или 15 – вы хорошо приспособлены к жизни, в данный момент ощущаете себя комфортно.
  • № 13 или 21 – вы довольно замкнуты, часто находите причины для тревог, порой избегаете общения с людьми
  • № 14 – вероятно, вы переживаете кризис. Не забывайте, что рано или поздно любые кризисы заканчиваются.
  • № 16 – у вас тесные отношения с другим человеком, но есть вероятность, что они стали тяготить.
  • № 17 – вы чувствуете себя любимым и окруженным вниманием.
  • № 20 – обычно это выбор людей с завышенной самооценкой. Вы стремитесь занять позицию лидера, причем довольно авторитарного.

Ученые, педагоги и психологи раскрывают секреты выбора профессии, дают практические советы о тайнах и основах сложной и интересной науки – Психологии, способной проникнуть в сущность человека, влиять на его внутренний мир: характер, волю, интелект, эмоции и другие особенности личности, знание которых прежде всего и необходимы в выборе профессии. Немало важным фактором в правильном выборе профессии, является здоровье человека, что может служить условием профессиональной деятельности. Они также доверительно и искренне рассказывают о многоборазном, сложном мире человека и трудностях выбора профессии, предостерегают от возможных ошибок на пути к профессиональной карьере.

Термин “Карьера” употребляется в смысле продвижения в какой-либо деятельности, роде занятий, достижении профессионального мастерства.

Иногда говорят: жизненный опыт приобретается только собственным путем, через собственные ошибки, так ли это? Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания выбора правил профессии, отсутствие опыта в профессиональной деятельности, избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарование, даже психические расстройства... Велик и экономический урон государству. Ежегодно оно теряет миллиарды рублей, так как более трети выпускников школ поступают учиться по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества.

Социально-экономические образования в нашей стране предопределили появление рынка труда и конкуренции на нем, а это значит, что каждому из вас надо постигнуть премудрости своей психики, нервной системы, темперамента, здоровья, чтобы научиться выгодно предлагать свою кандидатуру работодателю.

2.2. Ознакомление с темой и планом занятия.

Тема занятия – Введение

План занятия

1. Общая характеристика профессиональной карьеры

2. Цели карьеры

3. Образование и карьера

3 Основной этап.

3.1. Беседа. Для того, чтобы подвести учащихся к определению понятия: профеесия, должность, профессиональная карьера – задать вопросы:

- знакомо ли вам понятие “Профессия”?

- по какому принципу вы выбираете для себя профессию?

- как вы думаете, почему некоторые люди меняют профессию несколько раз за свою жизнь?

- какие ошибки совершаюит люди при выборе профессии?

- знакомы ли вам понятия “карьера”, “профессиональная карьера”?

- как вы относитесь к людям, которых называют карьеристами?

Традиционно у нас сложилось негативное отношение к людям, целеустремленно делающим свою карьеру. А так ли уж плох подобный тип? Проаналоизировав ответ учащихся, подвести к определению понятий и записать.

Презентация № 3 “Введение”

Запись. Профессия – (от латинского слова profession – объявляю свое дело) – род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования (пример: слухачи, дегустатор воздуха и т.д.).

Должность – это положение, обязанности кого-нибудь в учреждении. За хорошие успехи в работе, трудолюбие, профессионализм человека могут повысить в должности – это карьера - успешное продвижение в какой-либо сфере деятельности, в профессии или по должности.

Карьера – это успешное продвижение по выбранному пути, и как следствие, получение более высокого статуса, больших полномочий, власти, денег.

Карьера – это сознательный способ организации профессиональной жизни, включающий продвижение к намеченному профессиональному, должностьному или социальному статусу, что в широком смысле способствует самореализации, саморазвитию, самоутверждению человкека в профессии и жизни.

Решить ситуационную задачу.

Представьте ситуацию, когда два друга окончив медицинскую академию, пришли на работу в больницу. Прошло 5 лет: один из них стал заведующим терапевтическим отделением этой больницы, а другой все эти годы лечил больных, занимался научной работой, разрабатывал новые методы лечения, защитил кандидатскую диссертацию. Прошло еще 7 лет: первый стал заместителем главного врача больницы, а второй продолжал свою научную работу, защитил докторскую диссертацию, стал профессором, начал преподавать в медицинской академии.

Вопрос:

- кто из них “сделал карьеру?” (оба)

- чем, по - вашему, карьера одного друга, отличается от карьеры другого.

3.2. Цели карьеры Презентация № 3 “Введение”

Внешние факторы выбора профессии

Внешние факторы — это престиж профессии, ее востребованность на рынке труда, высокая заработная плата, реальная возможность получить профессию, мнения и желания близких.

Престиж профессии является основным фактором выбора для большинства молодых людей. Действительно, престиж — важный мотив. Однако на волне популярности может возникнуть переизбыток специалистов в престижной профессии, что создаст сложности при устройстве на работу.

О востребованности можно сказать то же. Те профессии, которые востребованы сегодня на рынке труда, могут оказаться невостребованными завтра и наоборот. Например, спрос на строительные специальности растет при высоких темпах строительства и падает в ситуации экономического кризиса. Поэтому в этом вопросе лучше ориентироваться на прогнозы специалистов, чем на существующую ситуацию.

Заработная плата в выборе профессии не может играть решающей роли, поскольку обычно оплачивается не профессия, а должность. Высокая заработная плата, связанная именное профессией, как правило, отражает степень риска. Рассматривая фактор заработной платы, важно обращать внимание на возможность карьерного роста. Для одних работ стартовая заработная плата может быть весьма высокой, но со временем она не будет повышаться; для других она растет с годами, и через какое-то время вторые значительно обгонят первых.

Реальная возможность получить профессию может быть ограничена отсутствием материальных условий, сложностью поступления и т.д. Для решения этой проблемы следует направить усилия на изменение ограничивающих условий — воспользоваться кредитом, найти альтернативное учебное заведение и т.д.

Мнения и желания близких, особенно родителей, — самое неоднозначное условие выбора. С одной стороны, представители старшего поколения обладают опытом, который необходимо использовать, нос другой — они не всегда хорошо разбираются в структуре и динамике современною рынка труда. Чужие мнения следует учитывать, но при этом понимать, что окончательное решение необходимо принимать самому.

Внутренние факторы выбора профессии

Внутренние факторы — это возможности, способности и интересы самого человека.

Идеальным является вариант, когда профессия соответствует всем заданным условиям. Однако чаще всего возникает необходимость пожертвовать какими-то из них. Все факторы довольно весомы, и провести их градацию по степени важности невозможно, так как для разных людей значимы разные факторы.

Внутренние факторы касаются самой личности — того, что она может и хочет. Поскольку итоговый выбор — это выбор личности, который может оказать решающее влияние на всю последующую жизнь, на внутренние факторы следует обращать особое внимание.

Возможности следует обязательно учитывать в числе внутренних факторов. Ряд профессий закрыт для людей с болезнями. Например, человек с больным сердцем не сможет стать летчиком, а аллергик — химиком. Для некоторых профессий нужна быстрая реакция, которая проверяется при помощи специальной аппаратуры. Дегустаторы должны иметь развитые вкусовые рецепторы, музыканты — слух и т.д.

Способности, как правило, проявляются в ходе обучения. Очевидно, что программирование для человека с плохими оценками по математике будет не лучшим выбором, а человек без видимых актерских способностей вряд ли сделает карьеру кинозвезды. Исключения существуют, но они довольно редки.

Интересы и предпочтения чрезвычайно важны в выборе. Работа должна быть интересной и проходить в тех условиях, которые наиболее комфортны. Для творческого человека не самым лучшим выбором будет ранний подъем и работа с восьми до пяти, а для человека, увлеченного техникой, — политическая или артистическая деятельность.

Беседа с элементами самостоятельной работы.

Запись в тетрадях - основные цели карьеры:

1. высокая заработная плата, получаемая работником за высокую должность;

2. высокая заработная плата, получаемая работником за высокую квалификацию;

3. власть, дающая человеку возможность управлять другими людьми;

4. благоприятные условия труда и жизни;

5. независимость, возможность жить так, как хочется, не обращая внимание на окружающих;

6. высокий уровень компетентности, т.е. знани, умений и навыков; то, что является основанием для уважения со стороны других людей;

7. компромисс между личными и профессиональными потребностями

Упражнение: Цели карьеры

Цель: определение трех, наиболее важных целей.

Предложить учащимся выделить из списка 3 цели, которые наиболее близки им (обвести в кружок, подчеркнуть, выделить).

Обсудить причины выбора конкретных целей.

3.3. Образование и карьера.

Пример: медсестра – старшая медсестра – врач – зав. отделением – главврач – министр здравоохранения. Презентация № 3 “Введение”.

Получение образования: Тираспольский медицинский колледж, Бендерский медицинский коллежд, ПГУ им Т.Г. Шевченко, Тираспольский межрегиональный университет.

Воспитатель детского сада – заместитель заведующей по образовательной деятельности – заведующая детским садом – главный специалист по дошкольному образованию.

Получение образования: Бендерский педагогический колледж, ПГУ им Т.Г. Шевченко.

И другие

4. Закрепление изученной темы.

Вопросы:

1. Дайте определение, что такое:

- профессия,

- специальность,

- должность

- карьера

2. Назовите цели карьеры.

3. Приведите примеры получения карьеры в какой-нибудь профессии?

4. Приведите примеры карьеры ваших родителей, родственников, знакомых.

5. Выставление оценок.

6. Задание на дом.

  • Выучить тему.
  • Представить карьерную лестницу своей будущей профессии на 10 лет жизни – рисунок с комментариями.