Применение ИКТ на индивидуальных занятиях по развитию связной речи у старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (59 МБ)


В статье представлены материалы о процессе применения на индивидуальных занятиях по развитию связной речи (составление описательного высказывания) у старших дошкольников программно – методического комплекса “Развитие речи”. Предложено планирование компьютерных игр – заданий.

Проблема формирования связной речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. К числу важнейших и трудно решаемых задач развития речи старших дошкольников относится формирование у них связной монологической речи. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения со сверстниками.

Процесс формирования связной речи у детей затруднён и требует длительной работы.

Проанализировав современную методическую литературу, мы пришли к выводу: для того, чтобы заинтересовать детей, способствовать их эмоциональному подъёму, сделать процесс познания и обучения осознанным недостаточно традиционных методов обучения. Необходимы нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

Исследования ведущих специалистов в области компьютеризации образования (Е.И.Машбиц, А.И.Яковлев, С.В.Гурьев) отмечали существенные преимущества использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями. Мы так же считаем, что в настоящее время эффективным средством воздействия выступают компьютерные технологии. Они включаются в структуру традиционного занятия как дополнительные инновационные элементы.

Исходя из поставленных задач, мы провели диагностику по выявлению состояния сформированности процессов связной речи у детей старшего дошкольного возраста, используя адаптированную методику В.П.Глухова.

Как видно из данных, представленных в диаграмме, наибольшие трудности у детей возникли при составлении рассказа – описания.

Наименьшие трудности у обследуемых детей вызвало задание по составлению рассказа из личного опыта.

Мы предположили, что коррекцию имеющихся недостатков в составлении описательного высказывания у данной группы детей нужно проводить с использованием новых методов работы. Чтобы заинтересовать дошкольников, сделать процесс познания осознанным, нужны

Документ 1.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии, облегчающие, систематизирующие процесс усвоения знаний детьми.

Улучшение эффективности формирования навыка составлять рассказ – описание было достигнуто нами с помощью включения компьютерных технологий в систему занятий по развитию речи. Мы приобрели программно – методический комплекс “Развитие речи”.

На индивидуальных занятиях использовали игры – задания из раздела “Связная речь” данного комплекса.

Образовательная деятельность по обучению навыкам составления рассказа – описания включались в систему занятий с детьми по формированию целостной картины мира (10 мин. в конце занятия, 2 раза в неделю). Занятия проводились в интегрированной форме. При подборе заданий учитывались индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Количество заданий программно-методического комплекса используется также индивидуально.

Задание № 1 “Слово – действие”

  • “Оживи картинку. Подбери к предмету действие. Составь предложение из 2-х слов”.

Задание № 2 “Подбери действие”

  • “Внимательно прослушай слова. Подбери к действиям предмет”.

Задание № 3 “Слово – признак”

  • “Оживи картинку. Подбери к предмету признак. Составь предложение из 2-х слов”.

Задание 4 “Подбери признак”

  • “Внимательно прослушай слова. Подбери к признакам предмет. Составь предложение из 2-х слов”

Задание 5 “Составляем описание”

  • “Опираясь на графическую схему, выбери из образцов те, которые описывают определённый признак нарисованного предмета. Составь рассказ – описание предмета”.

Задание 6 “Составляем рассказ”

  • “Рассмотри картинки, нажми клавишу и послушай рассказ. Расставь картинки в последовательности рассказа. Перескажи рассказ по картинкам”.

Принцип подбора игр от простого к сложному дал возможность детям постепенно овладевать навыком построения описательного высказывания.

Память детей как бы “сфотографировала” графическую схему подбора признаков предмета (по форме, размеру, свойствам, цвету, вкусу и т.д.).

Специально организованная система занятий по формированию связной речи у старших дошкольников с применением ПМК “Развитие речи”, эффективна, так как у детей значительно улучшилось качество речи. Дети более успешно, в игровой форме овладевали речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развёрнутых высказываний. У них сформировалось представление об основных элементах, лежащих в основе построения связного сообщения: адекватность содержания, последовательность изложения, отражение причинно – следственной взаимосвязи событий. Мы пришли к выводу, что в работе по формированию навыка составления описательного высказывания, применение компьютерной программы ПМК “Развитие речи” является перспективным направлением совершенствования работы с дошкольниками в области развития связной речи.

Данный комплекс был рекомендован родителям для домашнего обучения.

Список используемой литературы.

  1. Белая К.Ю. Роль педагога в процессе внедрения информационно – коммуникационных технологий в ДОУ [Текст] / К.Ю.Белая Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 8. 2012.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. инст./ А.М. Бородич. - М.: Академия, 2008. - 255 с.
  3. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников [Текст]: учебно – методическое пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов / В.П.Глухов. – М.: В. Секачёв, 2012 г. - 184 с.