Рейтинг@Mail.ru

Технологическая карта урока на тему "Мягкий знак на конце существительных после шипящих". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: открытия новых знаний.

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода.

Представление о результатах:

- личностные:

  • создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах, в группах.

- изучение природы с помощью наблюдения, умение передавать её красоту в устной речи;

- метапредметные:

- развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, память, речь учащихся, умение анализировать свою деятельность;

- развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание.

-осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять текст

- предметные

- формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;

- выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков в устной и письменной формах;

- обобщить знания учащихся о других функциях мягкого знака;

- совершенствовать навыки синтаксического разбора предложения.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.

Ресурсы для учителя:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. учебник “Русский язык” часть 2, - М; Просвещение, 2013.

2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие мл. школьников на уроках русского языка 3 класс.- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

3. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку 3 класс - Москва. Вако.2013.

Ресурсы для учащихся:

1. Канакина В.П., В.Г.Горецкий учебник “Русский язык”, часть 2 – М; “Просвещение”, 2013.

2. Карточки для работы в группах со словами.

3. Репродукция картины И.И Шишкина “Лес”.

4. Презентация к уроку “Мягкий знак на конце существительных после шипящих”.

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные действия
1. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Цель:

Мотивировать учащихся к уч. деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Побудительная мотивация. - Встряхнулись, потянулись, улыбнулись друг другу и настроились на серьёзный лад.

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. Отгадайте куда.

В шубе летом,
Зимой – раздетый

Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу. Отгадывание загадки. Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала; актуализировать мыслительные операции.

1. Языковая разминка

- Перед вами репродукция картины И.Шишкина “Сосновый лес”. Рассказ о художнике.

- В какое время изображён лес?

- Почему вы так думаете?

- Составьте по картине несколько предложений -

Из слов, записанных на доске, составьте два предложения. Щебечут, (по,) доро...ке, за...ц, чиж..., быстр...ногий, (в), роще, и, пробежал, стр...жи. - В каких словах есть

Мотивация учащихся на изучение темы.

Рассматривают репродукцию. Составляют предложения.

Составляют предложения из слов.

Объясняют написание знакомых орфограмм.

(щ, ж, ч)

Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности и одноклассников.

Познавательные: развивают операции мышления, память.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.

Минутка чистописания

- Проведём минутку чистописания и напишем буквы, обозначающие эти звуки?

- На какие группы можно разделить звуки, обозначенные этими буквами?

- Как их назвать одним словом?

- Повторим написание букв ж.ш,ч,щ.

- Прочитайте первое предложение. Проговорите орфографически его слова.

Пишут буквы и буквосочетания : жи, ши, ча. ща.

- Всегда твёрдые, всегда мягкие, звонкие и глухие. Пишут буквы и буквосочетания : жи, ши, ча. ща

- Запишите предложение по памяти. В роще щебечут чижи и стрижи.

- Разберите предложение по членам.

Индивидуальная работа.

2 ученика разбирают по членам второе предложение.

Записывают предложение по памяти коллективно и индивидуально.

Разбирают его по членам.

3. Словарная работа.

- Из слов, записанных на доске, выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в столбик. Гласную выделите. Определите род.

К...ртоф...ль, п...льто, ночь, ландыш, учит...ль, рожь, т...традь, нож, м...рковь, мышь, кр...вать, ключ.

 

Мотивация учащихся на изучение темы.

- Какая ещё орфограмма есть в выписанных словах?

- Для чего служит мягкий знак в этих словах?

Мягкий знак – хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится,
А в слово часто просится.

- А для чего еще в слово просится ь?

Записывают словарные слова самостоятельно. Определяют род.
- Остальные слова выпишите в столбик ночь ландыш мышь ключ

- Чем похожи эти слова

- На какие группы их можно разделить

Выписывают слова с ь.

- На конце слов шипящий звук.

- Слова, в которых пишется ь и слов, в которых ь не пишется.

3. Постановка учебной задачи - Что вас удивляет? - Какой возникает вопрос? - Какая тема сегодняшнего урока? Заспорили как-то “ночь” и “ключ” какое из них написано правильно. Слово “ночь” кричит: “Я! После шипящих на конце существительных нужен мягкий знак!” Слово “ключкипятится: “Нет я! После шипящих на конце существительных не нужен ь!” - Посмотрите на слова. - Какой возникает вопрос? – Почему в одних словах пишется ь, а в других нет? Ставят цели, формулируют тему урока. Познавательные: формулирование проблемы, умение проводить сравнения по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели.

4. Построение проекта выхода из затруднения -Что вы заметили? (Проводится побуждающий диалог)

- Попробуйте сформулировать правило.

- Когда на конце существительных после шипящего звука будем писать мягкий знак, у каких сущ. после шипящего Ь писать не будем?

- Какую роль выполняет мягкий знак в этих словах?

- Сравним с правилом в учебнике на стр.31.

Составление алгоритма

1.Определить род имени существительного.

2.Вспомнить правило.

3. Записать слово, опираясь на правило.

Карточки перевёрнуты. По мере того, как дети называют пункты, учитель переворачивает карточки.

Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Высказывают свои предположения , составляют план достижения цели и определяют средства. Формулируют правило, сравнивают его с правилом в учебнике, Составляют алгоритм. Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Физминутка. - Я буду называть имена существительные с шипящим на конце слова. Если в слове есть мягкий знак, вы приседаете, если его нет - прыгаете и хлопаете над головой.

Этаж, вещь, стриж, молодёжь, лещ, тишь, камыш, мелочь, шалаш, калач, кирпич, полночь, ёрш, матч, душ, печь.

Закрепление изученного.  
6. Первичное закрепление

Цель: закрепить знания, полученные на уроке.

Упражнение №53. Написание первых 6 слов на доске с объяснением по алгоритму.

Работа в парах

- Посмотрите на остальные слова.

- Что вы можете сказать них?

- Какое задание надо выполнить

- Составим порядок действий (1 ученик выполняет на индивидуальной доске самостоятельно, остальные работают в парах по алгоритму).

Проверка.

Выполняют типовые задания с проговариванием алгоритма вслух коллективно и в парах. Работа в тетрадях.

Записывают предложения с комментированием.

Указывают форму числа, род существительных .

Проверяют выполненную работу на доске.

Выполняют самопроверку. Выполняют коррекцию ошибок.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: проверить навык усвоения новых знаний.

Выполнение задания из “Электронного приложения”. - Запишите слова под диктовку. - Определите род. Один ученик выполняет самостоятельно на индивидуальной доске. Проверка работы на доске. Взаимопроверка. Подведение итогов. - Какие слова на тему “Лес” встретились в упражнении? Проверяют индивидуальную работу ученика. Осуществляют взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения. Личностные : осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
8. Применение знаний в знакомой и незнакомой ситуации. Дифференцированная работа.

1 уровень - А сейчас группа детей отправятся на реку. - Прочитайте задание в учебнике. Выполните упражнение по заданию. - Остальные выполняют на карточке. Разбор. Самостоятельное выполнение.

Выбирают посильное задание. Выполняют самостоятельную работу, опираясь на ранее полученные знания.

Выполняют задание в учебнике с предварительным разбором.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: развивать операции мышления; развитие монологической речи

Коммуникативные: умение слушать, осуществлять контроль, самоконтроль.

Личностные: смыслообразование.

2 уровень Составление предложений

- Объясните написание выделенных слов. Определите их род..

1.ходили, лес, мальчики, часто, за, в, грибами.

2.они, в, зашли, глуш..., лесную, однажды, лесную

3.журчал, в, ключ..., овраге, только.

Составляют деформированный текст.
3 уровень Составление рассказа по опорным словам. Напиши мини-сочинение на тему “На реке”, используя слова: Петрович, пейзаж, луч, тишь, камыш, лещ, помощь.

- Определи род существительных.

- Выберите задание. Прочитайте его, определите задачу и приступайте к её решению. Проверка заданий каждой группы. Коллективное исправление ошибок.

- Кто, выполняя задание, побывал на реке?

- Кто побывал в лесу?

- Зачем люди ходят в лес?

В лесу надо любоваться красотой природы как это делал И.И. Шишкин.

- А чего нельзя делать в лесу?

Составляют мини-сочинение по опорным словам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывают о значении леса для человека, о правилах поведения в лесу.

9. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: оценить результаты учебной деятельности.

- Над какой темой мы работали на уроке?

- Расскажите о своей работе по схеме.

- Я узнал...

- Я повторил...

- Я запомнил...

- Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек:

- Кому было легко? - зеленый кружок.

- Кто испытывал затруднения? - красный кружок.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: формировать адекватную самооценку.

Регулятивные: оценивать результаты деятельности

10. Домашнее задание Упр. 57. Учитель проводит инструктаж . Читают задание, задают вопросы.