Авторская программа факультативного курса по географии "Путешествуем по странам и континентам"

Разделы: География


Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Путешествуем по странам и континентам» разработана для  учащихся 7-9-х классов.

Данный курс не изучается в школьной программе. Современная жизнь общества – это  жизнь, связанная с туризмом. Открыты границы стран, предлагаются интересные познавательные маршруты в своей стране и мире. Туризм – это перспективное направление.  Люди могут делать для себя  удивительные открытия, попадая в мир уникальных творений природы и  рук человека. Данный курс будет интересен  обучающимся.

В 1972 году на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция об  охране всемирного культурного и природного наследия.  Это особо значимые объекты мирового значения. Необходимо привлечь внимание подрастающего поколения к проблеме сохранения всемирного наследия. Знакомство с объектами, входящими в Список всемирного наследия, помогает узнать о  культурных ценностях,  о народах, создавших эти объекты.

Цель курса: развитие познавательного интереса, расширение  знаний  об  объектах всемирного культурного наследия.

Задачи курса:

  • Изучение  влияния  туризма на объекты всемирного культурного  наследия.
  • Формирование умения анализировать статистические данные по вопросам  сохранения объектов всемирного наследия.
  • Развитие  творческого мышления обучающихся.
  • Изучение  критериев включения объектов в список всемирного наследия.
  • Расширение знаний о странах мира.

Виды деятельности учащихся: диалог, виртуальные экскурсии, игры, выставки, викторины, проекты, олимпиады.

Курс «Путешествуем по странам и континентам» обеспечен литературой, справочниками по данной теме, DVD и видеофильмами, компьютерным классом с выходом в Интернет,  сетевой инновационной образовательной программой “Как прекрасен этот мир”, в которой представлены достопримечательности по странам мира.

Учащиеся должны знать:

  • страны мира, в которых находятся Объекты всемирного культурного наследия;
  • известные достопримечательности.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с различными источниками информации;
  • ориентироваться по карте;
  • свободно рассказывать об объектах Всемирного наследия.

Термины для изучения: туризм и виды услуг, менталитет, рекреационные ресурсы, достопримечательности, ЮНЕСКО, культурные и природные Объекты Всемирного Наследия.

Количество часов  для изучения курса – 34 часа (1 час в неделю).

В процессе изучения данного курса выполняется 2 зачетные (промежуточные) практические работы и 1 итоговая – на последнем занятии.
2 зачетные работы – роль экскурсовода по объектам всемирного наследия ЮНЕСКО.
Итоговая зачетная работа – проект.

Тематическое планирование факультативного курса
“Путешествуем по странам и континентам ”

Тема занятия

Форма занятий

1.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Критерии отбора.

Игра «Самый умный»

2.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в РФ.

Работа с картой

3.

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников

Экскурсия

4.

Исторические памятники Новгорода и окрестностей

Игра.

5.

Девственные леса Коми

Изучение литературы.

6.

Озеро Байкал

Творческая мастерская.

7.

Вулканы Камчатки

Фотовыставка, работа в Интернет, создание презентации

8.

Западный Кавказ

Изучение литературы.

9.

Геодезическая дуга Струве. Объект 9 стран.

Работа в Интернет, создание презентации

10.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в Европе. Великобритания.

Игра.

11.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО  Германии: кафедральные соборы.

Виртуальная  экскурсия.

12.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО  Греции: археологические памятники.

Фотовыставка, работа в Интернет, создание презентации

13.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО  Испании: старинные города.

Игра

14.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Италии: исторические центры городов.

Виртуальная экскурсия

15.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО: Венеция и её лагуна.

Создание презентации

16.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Нидерланды: ветряные мельницы, концентрические каналы

Зарисовки

17.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Франции: дворцово-парковые комплексы.

Творческая мастерская

18.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Франции: исторические центры городов.

Работа с картой

19.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Чехии: исторический центр Праги.

Виртуальная экскурсия

20.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Австралии: национальные парки.

Игра

21.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Австралии: Большой Барьерный риф.

Сообщения

22.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Израиль: старый город в Иерусалиме и его крепостные стены

Творческая мастерская

23.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Индии: храм солнца, пещерные  храмы.

Рассказ

24.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Китая: дворцы.

Виртуальная экскурсия

25.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Китая: Великая китайская стена.

Изучение литературы

26.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Таиланда: резерваты дикой природы.

Виртуальная экскурсия

27.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Японии: Мемориал Мира в Хиросиме.

Рассказ

28.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО: город Бразилиа.

Творческая мастерская

29.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Канады: национальные парки.

Фотовыставка, работа в Интернет.

30.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Мексики: доиспанский город Чичен-Ица.

Знакомство с памятниками по фотографиям, чтение исторических очерков

31.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Перу: Мачу-Пикчу,  Куско.

Знакомство с памятниками по фотографиям, чтение исторических очерков

32.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО  США: национальные парки.

Виртуальная экскурсия.

33.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Африки.

Работа с журналами ГЕО.

34.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО

Защита проектов.


Список литературы, использованной для составления  факультативного курса «По странам и континентам»

  1. География. Еженедельная методическая газета для учителей географии  Издательского Дома “Первое сентября».
  2. Журналы: Вокруг Света, Гео,  География в школе, Геоленок, National geographic, Путешествие по свету.
  3. Зорин И. В.,Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. М.: ФиС, 2000.
  4. Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира.  М.: Вече, 2003.
  5. Я познаю мир. Страны и народы.  Москва, 2005.
  6. Википедия.