Рейтинг@Mail.ru

Внеклассное мероприятие "Жабаги Казаноков – адыгский мудрец"

Разделы: Внеклассная работа, Краеведение


Цели: более подробно познакомить учащихся с жизненными вехами и афоризмами Жабаги Казанокова, прославившими его как кабардинского мудреца и философа.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий 1. Здравствуйте, гости! Во все времена и у всех народов были мудрецы, учившие своих сограждан праведной жизни. Учения многих дошли до нас в письменном виде, а в случае с Жабаги Казанокове – в виде устных изречений и наставлений. Каждый из вас слышал о Казанокове Жабаги. Сегодня мы более подробно познакомим вас с эти человеком, вошедшим в историю адыгского народа как один из мудрейших и умнейших людей своего времени.

Ведущий 2. Жабаги Казаноко широко известен многим народам Северного Кавказа, его имя можно встретить во многих энциклопедиях. Он прославил адыгов своими выдающимися способностями и деяниями. Дата и место рождения адыгского мудреца точно неизвестны, но принято считать, что он родился в 1685-м и умер в 1750 году. Откуда появился этот человек? Какого он рода? Этот вопрос часто задают люди, прослышавшие об уме Жабаги Казанокова. Исследователи, опираясь на фольклор, т.к. в те времена у адыгов, естественно, не велись письменные летописи, пришли к следующему выводу о происхождении Жабаги Казанокова.

Ведущий 3. По версии сказителя Али Шогена, каждый год в Кабарду приходили татары (къэзанхэр) изготовлять саман (чырбыш ягъэжыну). Среди них была одна красивая девушка и ее засватали за отца Жабаги. Отсюда его имя – Къэзаныкъуэ.
По другой версии Жабаги – приемный сын пастуха. Считают, что Жабаги – незаконнорожденный сын князя и какой-то вдовы или холопки. Чтобы их грех не был раскрыт,  когда мальчик родился, мать отнесла его подальше от дома на пастбище, дождалась, когда пастухи уйдут с коша, и положила младенца под перевернутый котел (казан). Вернувшиеся вечером пастухи стали готовить еду и обнаружили под котлом ребенка. Усыновить его решил один из пастухов, назвав его Жабаги, а фамилию дал по имени котла-казана – Казаноков.

Ведущий 4. Архивные документы свидетельствуют о том, что уоркская (дворянская) фамилия Казаноковых уже существовала в Кабарде в первой половине XVIII века. По мнению известного кавказоведа JI.H. Лаврова, кабардинские Казаноковы и, в частности Жабаги, были бжедугского происхождения. «На могильном памятнике кабардинца Казаноко Джабаги имеется изображение его родового герба в виде асимметричной вилочки, которая идентична форме герба Казаноко-бжедуга, уроженца аула Казаны-куай Адыгеи».

Ведущий 5. О детстве и юности Жабаги известно, что он рос любознательным, с ранних лет проявлял недюжинные способности и оказал немало услуг своим согражданам. Часто его предсказания были настолько очевидными, а порой и ошеломляющими, что его стали называть «тхьэгурымагъуэ», то есть ясновидец.
Рассказывают, когда он в детстве был маленьким пастухом и пас коз на горе возле аула, то в один день заметил на склоне этой горы трещину. На следующий день он взял с собой яйцо и положил его в трещину. Посмотрел вечером – яйцо провалилось: трещина увеличилась. На следующий день он положил в нее большой камень. К вечеру и камень провалился. Понял Жабаги, что аулу грозит опасность. Спустился в аул и рассказал все односельчанам, предложил уйти с этого места. Односельчане в ответ только рассмеялись: «На этом месте жили наши предки, и никогда не было обвалов. Может нашему селу грозит опасность потому, что ты среди нас?». Но некоторые люди послушались мальчика и ушли из аула. А ночью гора обвалилась и засыпала аул. Те, кто ушел с Жабаги, основали в другом месте аул и назвали его в честь спасителя Казаноковым. Стоял этот аул на берегу реки Баксан.

Ведущий 1. Но наибольшую известность принес Жабаги следующий случай. К верховному судье Кабарды обратились три пасечника с жалобой на четвертого своего товарища. Оказывается, они вчетвером договорились летом работать на своих объединенных в одну пасеку ульях. Как-то к ним приблудился козленок. Они решили, что если не объявится его хозяин – вырастить козленка и затем съесть его. Заранее поделили его на части: каждому досталось по ножке. Но резвый козленок поломал одну ножку. Хозяин этой ножки перевязал ее тряпицей. Поломанная нога не остановила козленка: прыгая, он нечаянно подобрался слишком близко к очагу, и тряпица зажглась. Козленок в ужасе стал метаться по пасеке, и огонь, распространяясь, уничтожил все вокруг. Хозяева целых ножек стали требовать с хозяина поломанной ножки возмещения их ущерба. Мужчина очень расстроился, так как был очень бедным и не знал, как расплатиться с ними. Но верховный судья решил, что правы хозяева здоровых ножек и обязал четвертого выполнить их требования. Когда об этом случае услышал Жабаги, он не побоялся указать верховному судье на ошибочность решения. Все удивились смелости молодого тогда Жабаги. Ведь у кабардинцев считается позором вмешиваться в решения старших и указывать на ошибки. Но когда Жабаги сказал: «Я считаю, что ты неправильно решил дело о козленке. Суди сам: ты обвинил во всех бедах перебитую ножку и приговорил ее обладателя к возмещению убытков от пожара. Разве это справедливо? Я говорю, нет и нет. Если бы козленка не понесли здоровые ножки, ничего бы не случилось, верно? Не загорелись бы пчелиные ульи. Получается, что виноваты здоровые ножки, а больная тут ни при чем. А если так, то убыток должны возместить владельцы здоровых ног», – верховный судья удивился уму молодого Казанокова и согласился с его решением. С тех пор за Жабаги закрепилась слава мудреца.

Ведущий 2. Рассказывают, что приехали однажды к Жабаги гости издалека, чтобы побеседовать со знаменитым мудрецом. Когда они въехали во двор, их поразило то, чем были заняты Жабаги с женой. Они пропалывали лук в огороде. Как же так? Такая знаменитость, а занят таким неблаговидным для горца делом. У людей эпохи средневековья были свои представления о достоинствах мужчины-горца, и поэтому прополка лука и другие действия мудреца были, конечно, нонсенсом.
Жабаги любезно согласился на просьбу одного из гостей объяснить свой «странный» образ жизни.
– Всякому свое время,– сказал мудрец,– был мал – на лозе скакал. Наездником стал – помогал сверстникам, за плуг держался, трудов не боялся, сено косил и воду возил. Теперь вот постарел, силы стали сдавать, стал жене помогать лук пропалывать.
Беседу он закончил словами: «Нет маленьких дел, есть маленькие мужи», то есть недостойные дел мужчины, по другому варианту: «Человек и в малом должен быть велик».

Ведущий 3. Сородичей озадачивало и удивляло отношение Жабаги к жене и к женщине вообще. Он весь в заботах о жене: помогает ей в домашних делах, расчесывает ей волосы. Для него жена прежде всего такой же человек, как и мужчина, она достойна уважения к себе, ибо от нее зависит благополучие мужа и семьи. «Тот не мужчина, кто не помогает жене».
В воспоминаниях о Жабаги повествуется о том, как он повел себя при встрече с молодыми девушками. Он сидел под тополем и мирно беседовал с соседом. В это время мимо проходили две девушки. Увидев их, он прервал разговор и, приподнявшись, поклонился им.
– Что ты делаешь, старец? – воскликнул удивленный собеседник.– У них на губах материнское молоко не обсохло еще, а ты им поклоны отвешиваешь!
– Это я своей чести поклонился,– ответил мудрец.

Ведущий 4. Молодые годы мудреца совпали со временем наибольшей активности Крыма и Турции в борьбе за захват Кабарды. На рубеже XVII—XVIII веков турки и крымские татары шесть раз вторгались в Кабарду. Но самым опасным было вторжение в 1707—1708 годах. Для отпора адыги мобилизовали все силы и нанесли сокрушительный удар неприятелю. Битва произошла возле горы, которую позже назвали Хъанжал, а русские переименовали в Кинжал. В августовскую ночь 1708 года адыги не знали, как им сразиться с войском крымского хана Каплан-Гирея I, которое превышало их войско в несколько раз. Говорят, что это Жабаги Казаноко придумал военную хитрость: не ждать утра, а сейчас ночью напасть на крымцев, используя эффект неожиданности и страха: взяли около трехсот осликов, подогнали по возможности тихо поближе к вражескому войску и подожгли охапки сена на спинах этих осликов. Животные от боли заревели и дружно кинулись вперед, прямо на стан крымцев. За ними бросились кабардинские дружины. Шум стоял ужасный. Вражеские воины спросонья, ничего не понимая, не думая о сражении, кинулись кто куда. Но везде натыкались на кабардинские клинки и гибли. Основная масса пыталась отступать, но позади них была пропасть этой горы. Так что те, кто не погибли от кабардинского оружия, нашли смерть под горой. Почти все войско крымского хана было разбито этой ночью. Сам хан с небольшой группой верных янычар сумел-таки выбраться из этой мясорубки. В честь этой битвы ранее безвестную гору назвали Хъанжал – «смерть хана». Неизвестно, чем бы закончилось сражение между кабардинцами и крымцами, если бы не хитрость и мудрость Жабаги.

Ведущий 5. Длительное время Жабаги служил советником владетельного князя Кабарды Асланбека Кайтукина и в этой должности снискал себе славу дипломата. При этом утверждается, что Кабарда достигла своего могущества и процветания во время правления Асланбека Кайтукина, во многом благодаря его советнику – Жабаги. Его звали в советчики и цитировали, ссылались на его авторитет и искали у него моральной опоры. Ему поручали важные дипломатические миссии. Так, в 1722 году, во время персидского похода Петра I, Жабаги вместе с Асланбеком Кайтукиным ездил к российскому императору для переговоров. Встреча проходила в императорской ставке на Сулаке. В состоявшихся переговорах Казаноко выступал как советник князя. Он был также в составе дипломатической миссии, которая посетила Астрахань, а затем Москву.

Ведущий 1. Также он руководил народными собраниями, на которых обсуждались вопросы внутренней жизни кабардинского общества, его связи с другими народами Кавказа, а также с Россией, Ираном, Турцией. О судебных решениях Жабаги рассказывают легенды. Однажды на суд к Жабаги пришли две женщины, каждая предъявляла права на ребенка. Он сказал: «Встаньте по разные стороны реки, а я брошу дитя в стремнину. В чью сторону ребенка вынесет поток, та и будет ему матерью». Одна из женщин в ужасе отказалась рисковать ребенком. Ее Жабаги и признал матерью. Ведь настоящая мать никогда не станет рисковать своим ребенком.

Ведущий 2. Жабаги спросили, сколько нужно иметь сыновей. Он ответил: «Станет хорошим – мне хватит одного, станет плохим – хватит всей Кабарде».
На вопрос: «Кто здесь главный?» – Жабаги ответил так: «Если вам нужен седобородый – вот вам белый козел, если большой – вот вам верблюд, если человек – вот я».
Однажды Жабаги спросили: «Какое расстояние между правдой и ложью?». «Четыре пальца», – ответил мудрец. А в ответ на недоуменные вопросы уточнил: «Что видели твои глаза, то правда, что услышали твои уши, то ложь».

Ведущий 3. Быть сдержанным на язык, считал Жабаги, особенно важно. Слова легки и тяжелы одновременно, и не оружие вызывает войны, а слово. Эта тема постоянно присутствует в преданиях о мудреце и философе. Как-то, проходя мимо кладбища, мудрец остановился и задумался. Кто-то из прохожих окликнул его:
– Почему так пристально смотришь ты в сторону кладбища?
– Смотрю и думаю: как много там лежат навредивших себе несдержанностью в словах.– Немного подумал и добавил: – Трудно, когда язык есть, но к нему нет головы. Сколько людей погубили себя из-за слов, которых не стоило высказывать. От болезней умирает меньше, чем гибнут от ненужных слов. Трудно жить в этом мире большом, если язык велик, а ум мал.

Ведущий 4. Жизнь и поступки самого Жабаги сродни его нравственным установкам. Он проявлял завидное самообладание во многих жизненных ситуациях. Когда один из влиятельных князей оскорбил Жабаги в присутствии посторонних лиц, мудрец, не проронив ни слова, вернулся домой, подумал и решил: буду ждать, когда князь сам одумается, извинится. Если же этого не произойдет, приму ответные меры согласно принципу: «Первым не бей, ударившего не жалей». Князь через некоторое время понял, что поступил опрометчиво, вскоре последовали извинения: моральную победу в этом нравственном поединке одержал мудрый Жабаги. Такие поучительные победы создавали ему славу мудреца. Безусловно, он обладал великой способностью влиять на общественное мнение, поведение людей, и, когда его спрашивали, как же это ему удается, он отвечал: «У кого есть ум, тот становится рядом со мной, у кого его нет – я становлюсь рядом с ним».

Ведущий 5. Благодаря ему у кабардинцев пропали такие правила, как брить голову, оставляя только чуб. Чуб этот служил определенную роль у мужчин. Когда мужчина погибал в схватке или на войне, его соратники привозили родственникам голову погибшего, привязывая ее за чуб к седлу. Это видели женщины и дети, что особенно возмущало Казанокова. Он не хотел, чтобы дети воспитывались на таких примерах жестокости.
Также, это Жабаги добился искоренения кровной мести. Он указывал на то, что кабардинский народ стал малочисленным «благодаря» не только постоянным войнам с соседними странами, но и правилам кровной мести. Ее заменили на денежный или какой-либо другой откуп.

Ведущий 1. Точная дата рождения Казаноко не известна – за основу принят 1685 год. Целых три населенных пункта – Заюково, Аушигер и Кенже – считают его свои земляком. Точно также имеется несколько селений, где будто бы находится его могила: 1) в ущелье Кенже под Нальчиком, 2) у хутора Атажукина, 3) у селения Аушигер. Почему так произошло, ведь умер мудрец сравнительно недавно – в 1750 году? Дело в том, что в конце XIX века надгробные стелы Жабаги и его супруги были перенесены в Нальчик и уже в наше время – в 1957 году установлены в садике Свободы у здания медфака КБГУ. В причинах и дате этого переноса много неясностей и нестыковок, но факт остается фактом – под стелами нет праха выдающегося мудреца.

Рис.1

Рис.1

Ведущий 1. По признанию краеведов-исследователей Котляровых, они нашли развалины казаноковского дома и едва заметные надмогильные холмики далеко на с первого раза. Путем изучения многочисленных документальных свидетельств Котляровы пришли к выводу, что аул Казанукой – это хутор Атажукин. Некогда он располагался на правой стороне Баксана недалеко от нынешнего селения Заюково (бывшего Атажукино), но до наших дней он не дожил. И местность с 1750 года, последнего года жизни Жабаги, сильно изменилась. Так что с огромным трудом исследователи отыскали и разбитые камни фундамента домика, где жил кабардинский мудрец, и чуть заметные холмики над двумя могилами. На этом месте благодарные потомки воздвигли памятники Жабаги Казанокову и его жене.

Рис.2

Рис.2

Рис.3

Рис.3

Ведущие по очереди.

Знаменитые афоризмы и советы Жабаги Казанокова:

  • Истинный мудрец лишь тот, кто смотрит далеко вперед.
  • Человек врачует человека.
  • Нет маленьких дел, есть маленькие мужи.
  • Ум гнездится в умении учиться.
  • Глупого я обхожу, умный обходит меня.
  • Широкий рот и скудный ум – какое несчастье.
  • Близкое соседство дороже дальнего родства.
  • Кто за оружие возьмется, тому кровью отольется.
  • Богатством осень славится.
  • Гневом подстрекаемый никуда не ходи.
  • Эмоциям не давай себя увлечь.
  • Подумай и ответь, осмотрись и садись.
  • То за правило слывет, что народ признает.
  • Не с кем держать совет – спроси свою папаху.
  • Не гляди, что вид убогий, не узнав, что в нем от Бога.
  • Верность слову – чести основа.

Ведущий 2. Много историй о Жабаги Казанокове можно еще привести, многие из его афоризмов стали «крылатыми» и живут по сей день. Так давайте же жить так, как говорил наш знаменитый мудрец и философ Казаноков Жабаги: «Ум гнездится в умении учиться»!