Аннотация к рабочей программе по ИЗО (из опыта работы учителя). 1–4-й классы

Разделы: МХК и ИЗО

Классы: 1, 2, 3, 4


Программа по изобразительному искусству для 1-4 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 5-е издание, М. Просвещение 2012. 

Место предмета в базисном учебном плане, количество часов для реализации.
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.
Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Всего – 135ч.

Составили: Коллектив учителей изобразительного искусства.

Программа  утверждена на заседании МИОО школы

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника.

Учебники:  1. Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: учеб. Для 1 кл.нач.шк./Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2013    2. Изобразительное искусство: искусство и ты: учеб. для 2 кл.нач.шк./Е.И.Коротеева; под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2011    3. Искусство вокруг нас: учеб. Для 3 кл. нач.шк./Н.А.Горячева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.: под ред.Б.М. Неменского. М.: Просвещение2013.     4.  Каждый народ художник: учеб.для 4 кл.нач.шк.под ред. Б.М. Неменского М.:  Просвещение2012.

Методическое обеспечение: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., «Просвещение», 2010.Программы: Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочие программы под редакцией Б.М. Неменского("Школа России").

Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс. Поурочные планы Изобразительное искусство. 1 – 4 класс. По учебнику под редакцией Неменского Б.Н.

Основные образовательные технологии.
В процессе изучения дисциплины  используется как традиционные, так и инновационные технологии проектного, игрового, ситуативно-ролевого,  объяснительно-иллюстративного обучения.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения изобразительного искусства к концу учебного года ученик должен

1 класс.
Знать/понимать –
названия цветов и  оттенков, три основных цвета; правила смешивания красок и получения составных цветов; выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; начальные сведения о графике, живописи, скульптуре, декоративно – прикладном искусстве; значение изобразительного искусства в художественной культуре.
Уметь –
правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку; свободно работать карандашом, проводить линии различной толщины; правильно располагать лист бумаги в зависимости от характера изображения; стараться правильно форму, пропорции, положение предметов; передавать в тематических рисунках пространство; выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного мира, геометрических форм; рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приемы росписи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Восприятия и оценки произведений искусства; самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

2 класс.
Знать/понимать –
разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности;  разнообразные выразительные средства • цвет, линия, объем, композиция, ритм;  отличия рисунка с натуры от рисунка по памяти и от декоративного рисунка;
• правила расположения рисунка на листе бумаги;  имена художников, чье творчество связано с природой и сказками: Айвазовский, Левитан, Васнецов, Врубель. 
Уметь – пользоваться доступными художественными средствами и материалами;  в доступной форме использовать художественные средства выразительности; владеть навыком смешения красок, выразительно использовать теплые и холодные цвета, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки, согласовывать цвет декоративных элементов и цвет фона в узоре; использовать первые представления о передаче пространства на плоскости; выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Восприятия и оценки произведений искусства; самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

3 класс.
Знать/понимать –
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;  основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; наиболее крупные художественные музеи России и мира; значение изобразительного искусства в художественной культуре.
Уметь –
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция); ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Восприятия и оценки произведений искусства; самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

4 класс.
Знать/понимать –
первоначальные сведения о  художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет,
колорит), их роль в эстетическом восприятии работ; простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке.
Уметь – выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над  сюжетной композицией, образом,  портретом, панно; работать с натуры и по памяти в живописи, карандаше над сюжетной
композицией, образом, портретом, фигурой человека; добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Восприятия и оценки произведений искусства; самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Формы контроля. Диагностические работы, конкурсы и выставки, обсуждение работ в классе; четвертные оценки.

Критерии системы оценки знаний обучающихся

Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
1. Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа, устный опрос.
2. Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
4. Заключительный контроль. Методы диагностики –  конкурс рисунка, проект, викторина, тест.

Критерии выставления отметок

1 класс: Безотметочная система обучения.

2-4 класс:

Отметка

Характеристика ответа

5 (от 90%)

Поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна

4 (70-90%)

Поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

3 (50-70%)

Поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки

2 (менее 50%)

Коммуникативная задача не выполнена.

Аннотация к рабочей программе по ИЗО 5-7 класс.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского.
Программа по изобразительному искусству для 5-7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 5-е издание, М. Просвещение 2012. 

Место предмета в базисном учебном плане, количество часов для реализации.

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 5 — 7 класса. Предмет изучается: в 5 —7 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю). Всего – 102ч.

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5-7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 5-е издание, М. Просвещение 2012. 

Составили: Коллектив учителей изобразительного искусства.

Программа  утверждена на заседании МИОО школы

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.  В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Учебники: 5класс: «Изобразительное искусство» Горяев Н. А., Островская О.В., под редакцией Б. М. Неменского, «Просвещение», 2012 год. 6 класс:  Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Неменская Л.А. «Просвещение», 2012 год. 7-8 класс: Учебник «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 класс»  Гурова Г. Е., Питерских А. С., под редакцией Б. М. Неменского, «Просвещение», 2008 г

Методическое обеспечение: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и  науки Российской Федерации. — М., «Просвещение», 2010.  Программы: Изобразительное искусство. 5-9 классы. Рабочие программы под редакцией  Б.М. Неменского("Школа России"). Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией  Б.М. Неменского. 1-9 класс. Поурочные планы Изобразительное искусство. 5 – 9 класс.  По учебнику под редакцией Неменского Б.Н.

Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины  используется как традиционные, так и инновационные технологии проектного, игрового, ситуативно-ролевого, объяснительно-иллюстративного обучения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения изобразительного искусства к концу учебного года ученик должен:

5 класс: знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); знать несколько народных художественных промыслов России; различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века); различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.); выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора; умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи); владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);

6 класс: знать о месте и значении изобразительных искусств  в жизни человека и общества; знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи; понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ; знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве; понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения; знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа; пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать технику коллаж; видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;  видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;  создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;  активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

7 класс: знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;  знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве); понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;  знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле; чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории; знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста; знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации; называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий; иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника; иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке; получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению; научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне; развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности; получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.

Формы контроля. Диагностические работы, конкурсы и выставки, обсуждение работ в классе; четвертные оценки.

Критерии системы оценки знаний обучающихся.

Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
1. Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа, устный опрос.
2. Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
4. Заключительный контроль. Методы диагностики –  конкурс рисунка, проект, викторина, тест.

Критерии выставления отметок. 5-7 класс:

Отметка

Характеристика ответа

5 (от 90%)

Поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна

4 (70-90%)

Поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

3 (50-70%)

Поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки

2 (менее 50%)

Коммуникативная задача не выполнена.