Степень окисления неорганических соединений

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Класс: 8

Базовый учебник: О.С. Габриелян, Химия. 8 класс. Дрофа 2013 г.

План-конспект урока

Цель: знакомство учащихся со степенями окисления химических элементов в бинарных соединениях.

Задачи:

1. Повторение видов химических связей;

2. Определение существования зарядов химических элементов в соединениях, их особенностей;

3. Формирование навыков определения степени окисления химических элементов в бинарных соединений и написания их названий;

4. Воспитание коммуникативности, развитие навыков работы в группах.

Тип урока: урок усвоения новых навыков и умений.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Используемые технологии - ИКТ, проблемно-диалоговое обучение, здоровьесбережение. Активные формы обучения - практическая работа, разминка.

Необходимое техническое оборудование - мультимедийная установка, диски CD, мяч для разминки.

Таблица 1. Структура и ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Время
(в мин.)
Организационный момент

Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок

Приветствует учащихся, просит их проверить готовность к уроку Приветствуют учителя, осуществляют самопроверку готовности к уроку 2
Актуализация опорных знаний урока.

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала.

В начале урока я вас попросила достать наши карточки с химическими элементами. Найдите и положите перед собой четыре химических элемента — Натрий, хлор, водород и магний. Чтобы нам определить тему нашего урока и определить его цель, нам нужно будет выполнить задание и вспомнить все, что мы с вами уже знаем про химические соединения. (Презентация.ppt - Слайд 4). Работать будем по парам, Из 4 химических элементов составить 4 химических соединения с разными химическими связями.

Давайте укажем, какими химическими связями обладают простые вещества Mg и H2. (Презентация.ppt - Слайд 5 и 6). А теперь рассмотрим схемы образования сложных веществ NaCl, HСl. (У доски работают два человека.) Итак делаем вывод: в первом случае связь ионная: атом натрия передал свой внешний электрон атому хлора и превратился в ион с зарядом +1, а атом хлора принял электрон и превратился в ион с зарядом -1. (Презентация.ppt - Слайд 10). В молекуле же HCl связь образуется за счет спаривания неспаренных внешних электронов и образования общей электронной пары атомов водорода и хлора. (Презентация.ppt - Слайд 10). Но так как атом хлора более электроотрицателен, то он притягивает общую электронную пару к себе, и за счет этого атом водорода заряжается положительно, а атом хлора отрицательно частично. (Презентация.ppt - Слайд 10). Условный заряд атомов химических элементов в соединениях называют степенью окисления. Показываю на “Конструкторе молекул”, как выглядит молекулы этих веществ в пространстве.

Выслушивают задание, делятся на пары, обсуждают, выполняют задание.

 

 

 

 

 

Предлагают варианты соединений с разными химическими связями: Mg, H2, NaCl, HСl.

Говорят о химических связях простых веществ и объясняют образование связи в веществах.

10
Мотивация к изучению нового материала

Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности

Специальными знаками на приведенных учащимся формулах показываю условный заряд-степень окисления химических элементов Таким образом логическими выводами подвожу учащихся к формулированию темы и цели урока: только ли эти химические соединения обладают условным зарядом? Как определить степень окисления у других химических элементов? Существуют ли правила определения степени окисления? Можно ли составлять химические формулы и называть химические соединения? Высказывают свои мнения, формулируют предположения по определению темы и цели урока. 3
Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.

Записываем тему в тетрадь и фиксируем на доске. В учебнике (О.С. Габриелян, Химия. 8 класс. Дрофа 2013г.) на стр. 103 есть определение степени окисления, прочитаем и запишем это определение в своих тетрадях. Подчеркните у себя в тетрадях, что это условное обозначение. (Презентация.ppt - Слайд 11)

Разбираем, какие степени окисления бывают, записываем правила определения степени окисления (Презентация.ppt - Слайд 12,13).

Физкультминутка. (Игра с мячом.)

Записываю на доске примеры химических соединений:  

Na2O; O2; H2SO4; N2; S; H2O; Al; Cu; HNO3; F2; Ca.

Объясняю способы определения степени окисления химических элементов в этих соединениях (Презентация.ppt - Слайд 13). Определение степени окисления начинаем с записи известных степеней окисления, например, H2SO4, нам известна степень окисления водорода +1 и степень окисления кислорода -2, неизвестна степень окисления серы, обозначим ее за “х”, решаем уравнение +1Х2 +Х + (-2Х4) = 0; Х = +6, следовательно, степень окисления элементов в формуле серной кислоты равна H2+1S+6O4-2.( Презентация.ppt - Слайд 16)

Разбираю на доске два примера на определение степени окисления у веществ: BaSO4; Zn; H2CO3.

Знать степень окисления элементов необходимо и для того, чтобы правильно называть химические соединения. (фрагмент видео с учебного диска) Название бинарных соединений состоят из двух слов – названий образующих их химических элементов. Первое слово обозначает электроотрицательную часть соединения – неметалл, его латинское название с суффиксом –ид стоит всегда в именительном падеже. Второе слово обозначает электроположительную часть – металл или менее электроотрицательный элемент, его название всегда стоит в родительном падеже. (Презентация.ppt - Слайд 17)

По мере изучения делают записи в тетрадях. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Работают с материалами ЭОР, учебником. Фиксируют новые термины и понятия в тетрадях. Слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы 20
Первичное закрепление изученного материала

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Даю задание определение степени окисления у химических элементов в химических соединениях (карточки);

Через 3 минуты выясняю степень выполненного задания и вместе определяем причины затруднения при выполнении задания;

Еще раз повторяем правила определения степени окисления химических элементов;

Проверяем по шаблону, исправляем ошибки.

Выполняют задание письменно;

Проверяют, анализируют, ищут причину затруднения;

Проверяют по шаблону, исправляют ошибки.

5
Рефлексия учебной деятельности Еще раз вспоминаем все правила определения степени окисления в форме беседы. Отвечают на вопросы по цепочке. 3
Подведение итогов

Выявление качества и уровня овладения знаниями..

Оцениваю работу учащихся, комментирую оценки. Комментирую д-з:, параг. 18, стр. 106 № 1,2,5. О.С. Габриелян, Химия. 8 класс. Дрофа 2013г. Слушают, оценивают себя и других. Записывают домашнее задание. 2

Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ

Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
“Степень окисление неорганических соединений” Файл Презентация Microsoft Office Point - Презентация.ppt
Конструктор молекул Виртуальная химическая лаборатория 8 класс CD диск (фирма “Новый диск”)
Химия. Базовый курс 8-9 класс 1С Образовательная коллекция CD диск