Урок внеклассного чтения в 10-м классе «Московский вариант петербургских событий (по повести В.А.Пьецуха «Новая московская философия»)»

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (180 кБ)


Цели урока:

а) образовательные

  • расширение литературного кругозора учащихся;
  • систематизация знаний учащихся по проблематике современной русской литературы;
  • знакомство с творчеством В.А. Пьецуха,
  • пробудить интерес к чтению, к исследовательской работе.

б) развивающие

  • совершенствование навыков анализа и толкования прозаического текста.

в) воспитательные

  • воспитание уважения к старшему поколению.

В качестве домашнего задания учащимся было предложено прочитать повесть, рассмотреть его сюжетные и композиционные особенности; выяснить, в чем же перекличка повести с романом, что в ней наводит нас на воспоминание о романе Достоевского.

Оборудование:

  • текст повести В. А. Пьецуха “Новая московская философия” (журнал “Новый мир”, N 1), портрет В.А. Пьецуха, эпиграф к уроку, иллюстрация к повести.

Может быть, литература в состоянии
гораздо больше поведать о жизни, чем
жизнь о самой себе.
В.А. Пьецух

Ход урока

I. Организационные моменты.

II. Название темы, цели урока

На предыдущих уроках мы изучали роман Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”. На данном уроке речь пойдет о повести современного писателя, но разговор наш будет во многом прямым продолжением предыдущих бесед.

III. Слово учителя.

- Пьецух Вячеслав Алексеевич родился 18 ноября 1946 года в Москве в семье летчика-испытателя. После окончания исторического факультета МГПИ (1970) около 10 лет работал школьным учителем, был корреспондентом радио, литературным консультантом в журнале “Сельская молодежь”, главным редактором журнала “Дружба народов” (январь 1993 – июль 1995).

Пишет прозу с 1973 года, печатается с 1978 года.

По оценке Е.Шкловского, “большинство произведений Пьецуха обращены к русскому национальному характеру и российской истории с ее драматическими повторами, к художественному осмыслению русской почвы, чем бы и кем бы она ни была представлена - будь это город, поселок или деревня, слесарь, пенсионер или доморощенный интеллектуал”, причем “персонажи Пьецуха претендуют не только на самостоятельную философию, но и на самостоятельный, оригинальный стиль жизни. Писатель остро чувствует застывающие в формулы живые понятия общественной и нравственной жизни, которые становятся стереотипами, клише, т.е. омертвеют, и старается их разрушить, выявить их абсурдность, предупреждая о том, что они могут породить новую мифологию”.

IV. Сотрудник “Литературной газеты” в беседе с писателем назвала повесть реминисценцией.

- Каково значение этого термина? (Ответы учащихся предполагают их домашнюю работу со специальными словарями, справочниками)

Этот художественный прием обогащает и углубляет восприятие произведения.

- В чем же перекличка повести с романом, что в ней наводит нас на воспоминание о романе Ф.М.Достоевского?

- Прямые цитаты из романа. Чтение фрагмента повести (Раскольников выходит из своей каморки (стр.54); сцена убийства(стр.55); сцена поминок(стр.118); слова Мармеладова(стр.71); слова Порфирия Петровича(стр.79); жилищно-эксплуатационная контора(стр.93).

- Сходная интрига.

- Параллели между действующими лицами.

- Чтение фрагмента повести (стр.108).

- “Параллельные” ситуации.

- Избитая женщина у гастронома – пьяная девочка на бульваре, приезд Лужина из Ярославля.

- События по времени укладываются в небольшой отрезок.

- В романе Достоевского – 2 недели, в повести – 4 дня.

- Самое же главное, конечно, вопросы, над которыми размышляет автор.

К вопросам обратимся немного позже, а пока:

- Что вы можете сказать о тоне повествования?

(Можно прочитать и прокомментировать фрагменты – о Пумпянской (стр.58-59), о мужике из 22-й квартиры (стр.68).

Безусловно, мы слышим порой ироничный, порой язвительный тон сатирика.

- Согласны ли вы с тем, что это сатира?

Сам автор сказал: “Сатира здесь – лишь повод завести речь, да темы гораздо более глубокие”.

- Какие же?

Добро и зло, их история и диалектика. Литература, ее роль в жизни и в борьбе добра и зла.

- Как отметил критик Лев Аннинский, “Пьецух исследует распад почвы....откуда берется внутренне потерянный, готовый на все, духовно слабый человек”.

- Историческая миссия нашего общества. Итак, вечный вопрос – добро и зло.

- Кого из героев повести этот вопрос очень волнует?

- Кто они? В чем суть их философских споров? С каким злом они сталкиваются? Хотят ли с ним бороться? Как?

Ответить на круг этих вопросов могут 2 учащихся, получившие индивидуальное задание. Тем более что уяснение сути споров Чинарикова и Белоцветова требует обстоятельного внимания. В сообщении учащимся необходимо затронуть такие моменты: какова история зла, почему оно существует; есть ли в нем смысл; вечно ли оно; в чем смысл построения Белоцветова – жизнь человека – это модель истории общества.

- Как вам кажется, оптимист или пессимист здесь автор?

- Кто носитель конкретного зла в повести?

Десятиклассник Митя Началов.

- Как относится к нему автор? Почему наши герои-философы называют его неандертальцем?

- Способен ли Митя осознать, что он совершил?

Чтение по ролям диалога Мити и Любови (ч.4, гл.2 ).

- Считаете ли вы, что этот эпизод является моментом духовного прозрения и возрождения души Мити?

Вряд ли это так, ведь вскоре после этого диалога Митя показывает еще одно привидение – на этот раз Лужину.

По причине всего содеянного жизнь, можно сказать, загоняет Митю в угол. Угол этот – ванная комната. Митя, как Раскольников (правда, в несколько пародийном плане), отдалился от людей. И вот здесь, в конце повести, впервые звучит название великого романа Ф.М. Достоевского.

Чтение эпизода: Митя, Любовь, Белоцветов (ч.4, гл.4. стр.123).

- Каково значение обращения к роману “Преступление и наказание” в этом эпизоде?

- Каков взгляд автора повести на значение литературы?

Ответ на этот вопрос может дать заранее подготовленный ученик.

Итак, Пьецух считает, что “в счастливом случае литература может взять на себя функции вероисповедания, отмененного уже почти восемь десятилетий назад”. Обратимся к мысли Л.Аннинского об исследовании писателем распада почвы

Митя и Люба дают “краснознаменное воспитание” маленькому брату Любы – Петру.

- А что можно сказать о воспитании всего населения квартиры? Почему старушка Пумпянская – чуждый для всех человек?

Чтение фрагмента – Митя Началов: “Я нашу теорию разделяю...”

- Так в чем же заключается новая московская философия?

Чтение фрагмента – слова Белоцветова на поминках о назначении нашего общества.

- Не показалась ли вам эта мысль уже знакомой?

В упрощенном виде это мысль о мессианской роли русского общества.

- Что можно сказать о композиции повести? О языке повести, о стиле?

- Рассмотреть иллюстрацию, сравнить с повестью. Что вы знаете о коммунальной квартире? Есть в Нефтекамске коммунальные квартиры?

Итог урока.

Иронизируя над тем, что измельчали люди, и страсти уже не те, не тот накал их кипения, автор повести все же утверждает оптимистический взгляд на дальнейшее развитие нашего общества, на возможность его возрождения и даже способность а дальнейшем стать оплотом духовности.

Так реминисценция, вызывая сложные ассоциации, обогащает наше восприятие современной повести.

Домашнее задание: прочитать рассказ В.А.Пьецуха “Наш человек в футляре”; найти чеховские образы и мотивы в рассказах В.А.Пьецуха.