Рейтинг@Mail.ru

Интеллектуально-познавательная игра по профориентации «Морской бой»

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель мероприятия: обобщить уже полученные знания и представления об огромном и многообразном мире профессий; в игровой форме подготовить учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессий.

Цели в соответствии с результатами обучения и воспитания:

Личностные:

  • формирование основ ценностно-смысловой, общекультурной компетенций, компетенции личностного самосовершенствования;
  • формулировка собственного мнения и позиции, аргументация и координация ее с позициями партнеров по сотрудничеству при выработке общего решения в совместной деятельности;

Метапредметные:

  • развитие внимания, логического мышления, памяти, познавательного интереса, самостоятельности, культуры речи;
  • формирование основ коммуникативной компетенции, развитие позитивной мотивации на работу и общение в группе;

Предметные:

  • расширение знаний учащихся о профессиях;
  • знакомство с новыми современными профессиями;
  • формирование интереса к профессиям, выбору профессии.

Целевая аудитория: учащиеся 7-8 классов

Участники игры: игроки команд и болельщики.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к игре.

Подготовительная работа: оформление раздаточного материала для игроков и жюри (игровое поле, тематика вопросов, жетоны с обозначением баллов), презентация, формирование команд, формирование и инструктирование жюри, столы и стулья для команд, жюри и болельщиков.

План проведения мероприятия:

1. Вступительная часть – “Легенда игры”

2. Мотивационная часть – “Условия игры”

3. Игровая часть – выполнение условий игры

4. Подведение итогов, рефлексия

Легенда игры

Дорогие друзья! Сегодня нам предстоит провести военное учение, которое будет называться “Морской бой”. Прежде всего, разрешите назвать вас “условными противниками”. Так во время военных маневров называют противоборствующие стороны. При этом противникам дают и соответствующие названия. Давайте не будем отходить от традиции и назовем наши команды (эскадрильи). (Дети представляют названия команд (эскадрильи) и капитанов)

Итак, уважаемые команды (название команд), сейчас вы будете сражаться друг против друга, но, конечно же, не по-настоящему. В военном деле есть такой термин – “игры на картах”. Под “картами” здесь подразумевается не колода с тузами, валетами и семерками, а топографическая карта места предстоящего сражения. К “играм на картах 2 часто прибегают командующие армиями во время продумывания и планирования боевых операций. При этом военачальники намечают как собственные удары, так и возможные контрудары противника. В мирное время, когда подобные игры проводятся в учебных целях – победа присуждается тому, кто более грамотно расположил на карте свои войска, кто более искусно спланировал удары по противнику. Точно так же в нашей игре: победит тот, кто в более короткие сроки и с большим мастерством выполнит на игровой карте условную боевую задачу. Но прежде, чем поставить перед вами эту боевую задачу, разрешите рассказать о сюжете игры, или, как выражаются военные, разрешите дать общую вводную.

Представьте себе, что на разных берегах некоего моря находятся два противоборствующих государства. Поскольку между ними нет сухопутной границы, постольку, каждый раз, когда начинаются боевые действия, все сражения происходят на море. А чтобы воевать на море, необходимо соответствующее вооружение. Оно есть у обоих противников. Каждая сторона имеет укрепленную военно-морскую базу, в гаванях этих баз располагаются равные по силе эскадры, вооруженные артиллерией, торпедами, минами – всем тем, что позволяет уничтожать корабли противника и штурмовать его береговые укрепления. И вот, когда начались очередные военные учения. Командование той и другой стороны решило заминировать подходы к своим базам. В море было установлено огромное число мин разной конструкции и разной мощности. Причем противники настолько усердно минировали подступы к своим и чужим берегам, что по морю стало невозможно плавать. Учения зашли в тупик: оба противника укрыли свои корабли в гаванях и замерли в ожидании флота противника. Но ведь нельзя выиграть сражение, отсиживаясь за береговыми укреплениями. И тогда, почти одновременно, командующие флотами приняли решение: выйти из гавани, проделать проходы сквозь минные заграждения, подойти к базе противника и уничтожить ее торпедно-артиллерийской атакой. И почти в один и тот же час две противоборствующие эскадры, насчитывающие по 12 кораблей, покинули свои базы...

Вот такая предыстория у нашей игры. Из нее вы уже поняли, что сражение, которое вам предстоит, будет морским, и что вы – не просто условные противники, а две противоборствующие эскадры. В каждой эскадре по 12 кораблей – столько же, сколько человек в команде. Ваша задача – сквозь минные заграждения подойти к базе противника и уничтожить ее.

Условия игры

А теперь обратимся к карте боевых действий. Взгляните на нее... (Приложение №1)

(Карта представлена в презентации к игре, также на бумаге есть у каждой команды)

  5 3 3 3 5 5 3 3 3 5  
3 10 3 5 10 10 5 3 10 3
3 3 10 5 25 25 5 10 3 3
3 5 5 10 25 25 10 5 5 3
БАЗА

200

5 3 10 25 50 50 25 10 3 5 БАЗА

200

5 3 10 25 50 50 25 10 3 5
  5 5 5 10 25 25 10 5 5 3  
3 3 10 5 25 25 5 10 3 3
3 10 3 5 10 10 5 3 10 3
5 3 3 3 5 5 3 3 3 5

 ... Вот база эскадры (название команды), а вот база эскадры (название команды). Все пространство между ними разбито на квадраты, и в каждом квадрате стоит цифра. Это означает, что каждый участок поверхности моря заминирован, причем все мины не похожа одна на другую, у них разные конструкции, разное по степени сложности взрывное устройство и разная мощность. Цифрой “3” обозначены самые простые мины, число “50” говорит о том, что это супермина огромной взрывной силы.

Правила игры таковы. Сейчас по жребию мы определим, какая команда сделает первый ход. В дальнейшем команды будут ходить поочередно. Чтобы “сделать ход”, команда должна решить, на какую клеточку игрового поля она хотела бы двинуть свою эскадру. Как вы понимаете, первая клеточка расположена возле вашей родной базы, все последующие клеточки должны соприкасаться с предыдущими, т.е. ходить можно только вправо-влево, вверх-вниз, нельзя – по диагонали, нельзя перепрыгивать через квадраты. Когда вы примите решение, куда сделать ход. Я зачитаю вам вопрос, соответствующий тому баллу, который обозначен в клеточке игрового поля. После того, как вопрос прозвучит, у вас будет 30 секунд для поиска ответа. Если через 30 секунд вы дадите правильный ответ, это будет означать, что вы успешно обезвредили мину и продвинулись вперед навстречу цели – базе противника. При этом наши наблюдатели, (представление жюри), дадут вам жетон (Приложение №2) – эти жетоны вам очень пригодятся на завершающем этапе игры, но об этом чуть позже... Если же через 30 секунд вы не ответите или дадите неправильный ответ, это будет означать, что вы не смогли обезвредить мину и она взорвалась. Причем, взорвалась под днищем одного из кораблей вашей эскадры. А подорвавшийся корабль, как известно, идет ко дну. По правилам игры это будет выражаться в том, что один человек покинет вашу команду. И так будет всякий раз: если нет ответа. Команда уменьшается на одного игрока. При этом клеточка, на которую вы хотели передвинуться, останется за вами, ведь вы ее все-таки “разминировали”, хоть и очень дорогой ценой; а жетон, который был на клеточке игрового поля, я вам не отдам, жетоны командам я буду вручать только при наличии правильных ответов. Если же наши “наблюдатели” (болельщики) смогли дать правильный ответ, жетоны будут вручаться им.

Вот так, обезвреживая мины или теряя корабли, вы будете продвигаться к базе противника. Давайте договоримся: чтобы в пути ваши эскадры не пересеклись, один караван пусть двигается по верхней части игрового поля, а второй – по нижней. Эти половинки игрового поля абсолютно одинаковы.

После того, как вы проделаете проход в минных заграждениях и подойдете к базе противника (если при этом в команде еще останутся игроки), начнется второй этап игры. Ведь базу еще нужно уничтожить. База будет считаться уничтоженной, если у атакующих ее будет в арсенале 200 очков. Вот тут-то вам и пригодятся те жетоны, что вы получили по ходу игры. Здесь можно будет прибавить и те жетоны, которые получили наши “наблюдатели”, в зависимости от того, какой команде они подарят свои жетоны. Вы подсчитаете баллы, и если их сумма будет равна числу 200 (или более), это будет означать, что вы взяли базу с ходу – она просто капитулировала, увидев ваше морское могущество. Если же сумма набранных вами баллов будет меньше двухсот, вам придется производить торпедно-артиллерийскую атаку. Это значит, вам придется отвечать на мои дополнительные вопросы, каждый достоинством в 20 баллов.

Пример: Если вы набрали 80 баллов, вам надо успешно ответить на 6 дополнительных вопросов, т.е. набрать 120  баллов. Если вы набрали 173 балла, вам надо дать верный ответ на 2 дополнительных вопроса, чтобы общая сумма ваших очков превышала 200.

Время на ответ будет таким же – 30 секунд. Если вы ответите на вопрос – это значит, ваш снаряд или торпеда попали в цель, если нет – выстрел был неудачным. Правда, при неудачном выстреле, т.е. при не ответе на дополнительный вопрос, игроки уже не будут покидать команду, как это было во время движения через море. Правда и другое, – вы ограничены в использовании снарядов и торпед, вы не можете стрелять по базе противника бесконечно. Дело в том, что каждый корабль имеет на борту только 4 торпедных снаряда. А это значит, что число дополнительных вопросов, на которые вы вправе рассчитывать, равно четырем, умноженным на число оставшихся в строю кораблей.

Пример: Если у вас осталось 6 кораблей, я могу задать вам 24 дополнительных вопроса, если у вас осталось только 2 корабля, я задам вам не более 8 вопросов.

Отвечать на дополнительные вопросы, т.е. стрелять по вражеской базе, вы будете по очереди с ходами соперника, независимо от того, штурмует ли противник вашу собственную базу или все еще пробивается сквозь минные заграждения. Как долго вы будете штурмовать базу противника, зависит прежде всего от вас: чем быстрее вы наберете 200 очков, тем быстрее противник выбросит белый флаг.

Таковы правила нашей игры. Победителем станет тот, кто быстрее уничтожит базу противника (наберет 200 очков). Однако может случиться, когда все корабли эскадры подорвутся на минах, не дойдя до цели, или когда штурм базы будет крайне неудачным и весь запас снарядов окажется выпущенным в “молоко”. В этом случае победа будет присуждена той команде, которая сохранит больше кораблей (игроков).

Тематика вопросов к игре “Морской бой”

Все вопросы посвящены теме “Профессии. Выбор профессии”

I этап

1. Вопросы достоинством в 3 балла – загадки о профессиях. (Приложение №3)

2. Вопросы достоинством 5 баллов – пословицы, поговорки, частушки о профессиях. (Приложение №4)

3. Вопросы достоинством 10 баллов – угадай профессию по описанию. (Приложение №5)

4. Вопросы достоинством 25 баллов – ребусы о профессиях. (Приложение №6)

5. Вопросы достоинством 50 баллов – новые профессии. (Приложение №7)

II этап

Вопросы достоинством 20 баллов – логиконы, профессии знаменитых людей. (Приложение №8, Приложение №9)

Всего вопросов – 130, из них 100 соответствуют количеству клеток игрового поля, 30–20-балловых вопросов предназначены для взятия морских крепостей противника.

Теперь, когда вы знаете не только правила игры, но и тематику вопросов, вы можете продумать тактику своих боевых действий. Что лучше: двигаться осторожно, сохраняя игроков, но не набрать перед решающим сражением нужного количества очков, или идти на сближение с самыми коварными минами, рискуя при этом потерять игроков и ничего, кроме шага вперед. Не получить взамен? Все теперь зависит от вас и ваших продуманных действий.

Итак, мы начинаем игру...

Используемая литература и интернет-ресурсы

1. С.П. Афанасьев. Серия “Клуб эрудитов”, выпуск № 6; интеллектуально-познавательные игры – Кострома 1996г. МЦ “Вариант”

2. http://www.myshared.ru

3. http://zanimatika.narod.ru/Narabotki14_3.htm

4. http://ezhva34.ru/index.php?catid=77:2012-02-20-17-37-55&id=247:-xxi-&Itemid=70&option=com_content&view=article

5. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2011/11/14/stsenariy-proforientatsionnoy-igry-v-mire

6. http://spring.xxbb.ru/viewtopic.php?id=2641

7. http://vev.ru/blogs/byvshie-professii-znamenitostey.html