Изучение возможностей практического применения методов активного обучения на уроках ОБЖ. 8–9-й класс

Разделы: ОБЖ, Коррекционная педагогика


Педагогические возможности системы методов активного обучения.

Методы активного обучения   рассматриваются нами как   система методов, обеспечивающая полноценное участие школьника в процессе учения, направленная на возможности быстрого и качественного достижения целей образования и развития.

Чтобы осуществлять целенаправленное планирование и использование на уроке системы методов активного обучения для обеспечения полноценного участия школьника в процессе успешного учения, нами была предпринята попытка сопоставить общепринятую классификацию типов уроков с целевой установкой на создание условий для решения конкретных дидактических и воспитательных задач урока с использованием МАО.

Тип урока

Цель использования системы МАО

Методы активного обучения

Изучение нового материала

Создание условий для:
1)  предоставления информации
 
2) и (или)вовлечения опыта и знаний учащихся

1) Презентация; Демонстрация; Диалог, Работа в малых группах; Дерево решений

2) Вопросы-ответы; Мозговой штурм, Case Study; Аквариум

Обобщение изученного материала

Создание условий для:
1) изменения убеждений и ценностей
2) и (или) вовлечения опыта и знаний учащихся

1) Ответы по кругу; Групповая дискуссия; Ролевая игра; За-против

2) Вопросы-ответы;   Дебаты;  Форум

Формирование
практических умений

Создание условий для:   
1) отработки умений  на последующей практике
2) и (или) изменения убеждений и ценностей

1) Проекты, реализуемые на практике;  Деловая игра

2) Ролевая игра; Case Study

 

Проверка уровня усвоения учебного материала

Создание условий для:   
1) вовлечения опыта и знаний учащихся
2) и (или) изменения убеждений и ценностей

1) Вопросы-ответы; Мозговой штурм, Дебаты;  Форум; Case Study
2) Ответы по кругу; Групповая дискуссия; Ролевая игра; Аквариум; Дерево решений

Применение тех или иных методов не является самоцелью. Поэтому для преподавателя любая классификация имеет практический смысл в той мере, в какой помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетания для решения конкретных дидактических задач.

Ховард Гарднер разработал теорию множественного интеллекта. По его мнению, любой интеллект, так же как и мышцы, можно развить с помощью ежедневных тренировок. Применение методов активного обучения, в некоторой степени реализует «потребность в тренировке  интеллекта», вовлекая учащихся в активную познавательную деятельность, заставляя их обращаться к имеющимся знаниям и опыту, активизируя мышление, взаимодействие учащихся, тем самым обращаясь ко всем видам интеллекта учащихся, способствуя их развитию.

Ниже приведена таблица соотношения видов интеллекта и характера деятельности учащегося по Х. Гарднеру.

Таблица. «Виды интеллекта  по Гарднеру»

Виды интеллекта

Характер деятельности

Вербально-лингвистический  интеллект

Включает чтение, письмо, говорение, общение на родном и иностранных языках. Это могут быть задания, связанные с чтением интересной книги, словарной игрой, использованием различных текстовых редакторов, дискуссионных форм.

Логико-математический интеллект

Включает числовые и компьютерные умения, узнавание образцов, шаблонов, взаимосвязей, временных интервалов, числового порядка. Предполагает умение решать логическим путем проблемы разного уровня. Это могут быть задания на классификацию и последовательность действий, числовые и логические игры, решение различных пазлов.

Визуально-пространственный интеллект

Включает визуальное восприятие окружающей действительности, способность создавать  и использовать  воображаемые образы, а так же ориентацию в пространстве. Он может быть развит посредством опыта в графическом и пластическом искусстве,  совершенствования наблюдательных способностей,  решения  лабиринтов и других пространственных задач и упражнений на образное восприятие и активное воображение.

Телесно-кинестетический интеллект

Включает физическую координацию и ловкость, использование мелкой и крупной моторики,  и самовыражение  или обучение посредством  двигательной, физической активности. Он может быть развит  через конструирование,  танец, различные виды спорта и подвижные игры, пантомиму, а также использование различных приспособлений и инструментов для решения проблем и обучения.

Музыкальный интеллект

Включает понимание и выражение себя посредством музыки и ритма, а также или композиторской, исполнительской и дирижерской деятельности. Он может быть развит посредством слушания музыки, включения в различные ритмические игры, пение, танец или игру на различных музыкальных инструментах.

Естественно-научный

Включает понимание мира природы (растений, животных), умение заметить их характерные особенности и распределить по категориям;  он в целом включает острую наблюдательность и умение классифицировать также и другие вещи. Он может быть развит через исследование природы, составление различных коллекций,  изучение и группирование их.

Внутриличностный  интеллект

Включает понимание собственного внутреннего мира мыслей, эмоций, чувств; и совершенствование собственных способностей контролировать их и работать с ними осознанно. Он может быть развит через выполнение самостоятельных проектов, творческую деятельность, различные способы рефлексии.

Межличностный интеллект

Включает эмпатию, понимание способов взаимодействия с другими людьми, умение работать сообща. Он может быть развит  через участие в коллективных играх, групповых проектах, дискуссиях,  в процессе межкультурного взаимодействия,  в инсценировках и ролевых играх.

Экзистенциональный

Включает поиск смыслов. Размышление о сущем. Ответы на вопросы: Зачем мы живем? «Что движет Солнце и светила…»
Он может быть развит, когда есть повод задуматься об этом, есть ситуация, когда подобные рассуждения и размышления будут уместны.

Ниже приведем пояснения видам интеллекта по Х. Гарднеру.

Лингвистический интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях). Центральными аспектами лингвистического интеллекта являются чувствительность к оттенкам значения слов.
Другой аспект языка – это его роль при объяснении.  Многое в преподавании и учении происходит посредством языка – с помощью устных объяснений, причем зачастую на примере стихов, афоризмов, пословиц и поговорок; и очень часто с помощью  письменных заданий. Бесспорный пример этого аспекта мы находим в языке науки. Несмотря на очевидную важность логико-математических доказательств и символических систем, язык остается самым оптимальным средством для выражения основных концепций, теорий, научных взглядов. В дополнение следует отметить, что язык снабжает нас метафорами, которые являются ключевыми в объяснении и ясном понимании новых научных явлений, открытий, разработок.
Лингвистический интеллект – один из самых распространенных доминирующих типов человеческого интеллекта.

Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за качественные характеристики звука.

Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.

Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.

Телесно-кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
Основная особенность этого интеллекта – способность искусно и разнообразно использовать свое тело в целях выражения своих чувств и эмоций, а также для других целенаправленных действий. Г. Гарднер указывает на непременное развитие  двух основных способностей – умения управлять движениями тела и мастерски обращаться с предметами.

Внутриличностный — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.  Г. Гарднер изучает развитие внутренних аспектов личности, центральное место здесь занимает доступ в сферу чувств: способность различать и определять чувства, облекать их в символы. Внутриличностное знание, по мнению автора, позволяет определять и адекватно выражать сложные и высоко дифференцированные группы эмоций.

Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей. Главное положение здесь занимает способность замечать и распознавать отличительные особенности других людей, их настроения, черты характера, мотивы и намерения. Элементарная форма этого интеллекта – способность ребенка различать людей вокруг него, а также все разнообразие их настроений. Развитая форма межличностного интеллекта дает возможность опытному человеку предсказывать намерения и желания других людей.

Интеллект естествоиспытателя – способность распознавать и классифицировать природные объекты. Человек с преобладающим интеллектом естествоиспытателя проявляет интерес к природе, природным явлениям, животным, растительности, демонстрирует способность понимать мир природы  и т.д.)

Экзистенциональный интеллект – способность человека размышлять о вечных вопросах бытия, о судьбах мироздания. Это попытка осмыслить глобальную сущность изучаемого явления. Это трансформация темы в масштабах человечества.
Гарднер считает, что все нормальные индивидуумы в той или иной степени способны проявлять все разновидности интеллекта, но каждый характеризуется уникальным сочетанием интеллектуальных способностей, развитых в большей и меньшей степени, чем  объясняются индивидуальные различия между людьми.
Ниже в таблице приведены выявленные нами возможности использования системы методов активного обучения на уроке в зависимости от типа урока с учетом теории множественного интеллекта Х. Гарднера.

Таблица. «Использование системы методов активного обучения на уроке в зависимости от типа урока».

Тип урока

Цель использования системы МАО

Методы активного обучения

Проведенные уроки

Виды интеллекта

Изучение нового материала

Создание условий для:
1)предоставления информации
 
2) и (или) вовлечения опыта и знаний учащихся

1) Презентация; Демонстрация; Диалог, Работа в малых группах

2) Вопросы-ответы; Мозговой штурм, Case Study; Имитационная игра.

Закаливание организма

Вербально-лингвистический  интеллект

Межличностный интеллект

Внутриличностный  интеллект

Обобщение изученного материала

Создание условий для:
1) изменения убеждений и ценностей

2) и (или) вовлечения опыта и знаний учеников

1) Ответы по кругу; Групповая дискуссия; Ролевая игра

2) Вопросы-ответы;   Дебаты;  Форум; Броуновское движение

Причины и последствия пожаров в жилых и общественных зданиях

Логико-математический интеллект

Визуально-пространственный интеллект

Формирование
практических умений

Создание условий для:  
1) отработки умений  на последующей практике
2) и (или)изменения убеждений и ценностей

1) Проекты, реализуемые на практике;  Деловая игра

2) Ролевая игра; Дерево решений;

Первая помощь при ожогах химическими веществами

Телесно-кинестетический интеллект

 

Межличностный интеллект

 

Проверка (диагностика) уровня усвоения учебного материала

Создание условий для:  
1) вовлечения опыта и знаний учеников

2) и (или)изменения убеждений и ценностей

1) Вопросы-ответы; Мозговой штурм, Дебаты;  Форум; Case Study; Аквариум

2) Ответы по кругу; Групповая дискуссия; Ролевая игра

Правила безопасного поведения при радиационных авариях

Экзистенциональный
Вербально-лингвистический  интеллект
Логико-математический интеллект

Список литературы:

  1. Даутова, О.Н. Крылова, А.В. Мосина. Традиционные и инновационные технологии обучения студентов.–СПб., Эпиграф, 2007–99с.
  2. Смолкин А.М. Методы активного обучения [текст]: науч.-метод. пособие / А.М. Смолкин — М.: Высш. шк., 1991.— 207с.
  3. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности [текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 050100 "Естеств.-науч. образование" (профиль подгот. "Безопасность жизнедеятельности")/ Л.А.Михайлов, Э.М.Киселёва, О.Н.Русак, А.В.Старостенко и др.; отв. ред.  Л.А. Михайлов. – М.: Академия, 2009. – 288 с. – (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). – ISBN 978-5-7695-5358-5 [Гриф]: 366-63.