Урок русского языка "Склонение имен существительных". 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: урок-закрепление

Цель урока: способствовать развитию умения определять склонение имён существительных, стоящих в косвенных падежах.

Планируемые результаты (предметные): проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как часть слова, часть речи; применяют орфографические правила.

Личностные результаты: ориентируются на понимание причин успеха в учёбе; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют доброжелательность в споре; проявляют интерес к освоению новой учебной информации.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

  • Познавательные: умеют определять познавательную задачу; извлекают необходимую информацию из учебных пособий.
  • Регулятивные: планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят коррективы в действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.
  • Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге: слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение; используют речь для регуляции своего действия.

Основное содержание темы, понятия и термины: склонение имён существительных, их основные грамматические и синтаксические признаки.

Необходимое оборудование и материалы: мультимедийное  оборудование; интерактивные задания; плакаты  по теме урока.

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Психологический настрой (Приложение 1, слайд 2)
Приветствие учащихся.

– Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.
– Что ещё может делать улыбка? (Дарит  хорошее  настроение, радость). Пусть хорошее настроение всегда будет с вами.
– Отметьте на полях, с каким настроением вы пришли сегодня на урок.
– Проверим готовность к уроку

II. Актуализация опорных знаний

1) Работа со словарными словами (3 слайд)

Даны слова: ворона, дедушка, тетрадь, болото, петух, окрестность

– Как Вы думаете, на какие группы можно распределить данные слова?  (Сущ-ые  ж.р., м.р. и ср.р. )
– Молодцы! А если опираться на тему предыдущего урока? (Склонение имён существительных)
– Объясните мне, какие существительные относятся к 1-му склонению? 2? 3?
– Распределите  по группам.

2) Работа в паре

Оцените  работу своего одноклассника (взаимопроверка ), затем сравниваем верные ответы по 4 слайду.

          I                                  II                                      III
    ворона (ж.р.)               болото  (ср.р.)             тетрадь (ж.р.)
    дедушка (м.р.)             петух (м.р.)                      окрестность (ж.р.)

 

– Как Вы думаете, какое слово может быть лишним с точки зрения орфографии (правописания?) Почему?
Дедушка (несловарное слово)
– Какая орфограмма встретилась в группе существительных 3–го склонения?
Окрестность (непроизносимый согласный – опасное место в сочетании стн; проверочное слово – кресты)
– Кто справился с этим заданием  без ошибок? Кто ошибся?
Оцените свою работу.

III. Постановка учебной задачи 

1) Работа по учебнику (с.41)

– Откройте учебник.
– К какому блоку относится данный урок?  (Как устроен наш язык)
– Значит, сегодня мы с Вами будем исследователями
Перед нами рубрика «Давай подумаем» (один из учеников читает)
– Какова тема урока? (Склонение имён существительных)
– Это первый урок по теме? (нет)
5 слайд
– Какова цель урока? (Научиться определять склонение имени существительного, если оно стоит  не в форме именительного падежа)

2) Задание 1 (6 слайд)

Задание читает один из учеников.
– Попробуй определить склонение выделенных слов
Прогноз погоды, увидел медведя
– Как Вы думаете, что нужно сделать сначала? (поставить в начальную форму )
– Объясните мне, что значит начальная форма имени существительного?
(Форма именительного падежа единственного числа)
– А что потом? (Определить род)
– А дальше? (Выделить окончание)
Потом определить по роду и окончанию склонение (слайд 7)

Алгоритм определения  склонения имени существительного

  • Прочитай слово.
  • Поставь  его в начальную форму.
  • Определи род.
  • Найди и выдели окончание.
  • Определи склонение имени существительного.

– Сравните свой вывод с материалом в рубрике «Обрати внимание» (8 слайд)
– Сейчас Вы, ребята, сами составили алгоритм определения склонения существительных в косвенных падежах.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий (работа с учебником)

1) – Ребята, прочитаем задание (9 слайд).

Упражнение 1. Определи падеж и склонение выделенных имён существительных.

– Можем выполнить поставленную задачу? (Нет)
– Что мешает? (Нет выделенных имён существительных)
– Я бы хотела предложить вам существительные, у которых мы будем определять падеж и склонение.
– Кто мне подскажет, что ещё нам поможет выполнить правильно задание?
(1) алгоритм определения склонения существительных в косвенных падежах; 2) падежные вопросы)

Образец: ведро (для чего?) для воды (Р.п.) – (что?) вода (ж.р., 1-е скл.)
угостил конфетой (Т.п.,1 скл.), иду с другом (Т.п., 2 скл.), стакан молока (Р.п., 2 скл.), встречались у площади (Р.п., 3 скл.), растёт около реки (Р.п., 1 скл.).

Дети проговаривают по очереди  словосочетания (комментированное выполнение упражнения 1).

2) Рубрика «Тайны языка» (стр. 41)

– Прочитаем рубрику (10 слайд).
– О чём мы с вами узнали? (О склонении)
– Что нового узнали? (Склонение – это изменение имён существительных по падежам в единственном и во множественном числе.)
 
V. Физминутка (повторение изученного материала)

Я буду называть существительные.
Если оно относится:
к 1-ому  склонению, вы хлопаете в ладоши,
ко 2-ому – приседаете,
к 3-ему склонению – прыгаете на месте.    
                                    
Верблюд (прис.), медведица (хлопок), подруга (хлопок), мешок (прис.), шапка (хлопок), лягушка (хлопок), морковь (прыжок), стрекоза (хлопок), храбрость (прыжок), пень (прис.), фасоль (прыжок), жизнь (прыжок), картофель (м.р., прис. ), шампунь (м.р., прис.), дедушка (хлопок), лекарство (прис.)

– Если кто-то ошибся, выяснить почему он так сделал? Докажи!

VI. Закрепление знаний и способов действий (слайд 11)

1. Рубрика «Давай подумаем» (с.42) (решение проблемного вопроса)

Работа в группе.
Даны имена сущ-ые в форме Д.п. мн. числа (радуюсь) чему? озёрам, дорогам.
Мы видим, что у этих слов одинаковые окончания (– ам).
Можно ли сказать, что эти слова одного склонения?
– Подскажите мне, что вы смогли бы сделать, чтобы ответить на поставленный вопрос?
– Может, вы мне подскажите?

В ходе рассуждений учащиеся могут сделать следующие выводы:

  1. Надо поставить имена сущ-ые в начальную форму (И.п.,ед.ч.);
  2. В форме дательного падежа мн. числа окончания сущ-ых 1-го и 2-го склонения совпадают.

Подсказка: И.п. ед.ч. озеро (2 скл.), дорога (1 скл.) (слайд 12)

2. Прочитаем задание к упр.3 (слайд 12).

Спиши. Определи склонение имён существительных.

в снегах (2 скл.), на столах (2 скл.), о мышах (3 скл.), в городах(2 скл.), в сёлах (2 скл.), в облаках (2 скл.), о выставках (1 скл.)

Обратите внимание,  какой стоит знак? (Работа в группе)
– Обсудите в группах, что вам нужно сделать сначала? Потом? (вспомнить алгоритм определения склонения)
– Выполните упражнение в тетради (можно посмотреть образец к упр.1)
– Сравните свои ответы с верными на слайде 13
– Подскажите, а какой здесь мы можем сделать вывод?
– Какой общий признак? (1. Существительные в форме предложного  падежа мн. числа; 2.  одинаковое окончание – ах)

В ходе рассуждений учащиеся могут сделать следующие выводы:

  1. Надо поставить имена сущ-ые в начальную форму (И.п.,ед.ч.);
  2. В форме предложного  падежа мн. числа окончания сущ-ых 1-го, 2-го и 3-го скл. совпадают.

3. Обсудите в группах предложенный материал на стр.43.

– Подскажите, а какой здесь мы можем сделать вывод? (слайд 14)
В форме творительного  падежа мн. числа окончания сущ-ых 1-го, 2-го и 3-го скл. совпадают.
– Ребята, обсудите в группах, к какому общему выводу мы с вами подошли, разобрав материал в учебнике? (Склонение надо определять по форме именительного падежа единственного числа)
– В каком падеже стояли имена существительные в упр-ии 3 и в рубриках «Давай подумаем»? (В Д.п., в Т.п., П.п.)
– Можно ли сказать, что слова были одного склонения? (Нет)
Рубрика «Обрати внимание» (стр. 42)
– Сравните свой вывод с материалом в рубрике «Обрати внимание» (15 слайд)

“Во множественном числе окончания имён существительных разных склонений  могут совпадать. Но ты знаешь, что склонение надо определять по форме именительного падежа единственного числа.”

VII.  Вспомним пройденное

1) Задание (слайд 16)

– Допиши мягкий знак после шипящих там, где это необходимо.

Футбольный   матч__,  мозаичный витраж__,  едкая   щёлоч__,       конская упряж__,   яркий  кумач__,    неприятная гореч__.

– Сравни свои ответы и верные ответы (слайд 17).

Футбольный матч, мозаичный витраж, едкая щёлочь, конская упряжь, яркий  кумач, неприятная горечь.

– Что тебе помогло определить  правильность написания в тех случаях, когда тебе был неизвестен род имени существительного? Слайд 18
– Проверь себя: определить род имени существительного и решить, писать мягкий знак или нет, тебе должны были помочь окончания имён прилагательных (слайд 19).

2)Выполняют упражнение в рабочей тетради  “Учусь писать без ошибок” (с. 48, упр. 106)

Вставь, если необходимо, ь

Лучше  горькая правда, чем красивая лож_.
Хороший товарищ_  – отрада для души.
День да ноч_ – сутки прочь.
Не кирпич_, а человек города строит.
Взаимопроверка

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

– Давайте вспомним, какие задачи ставились на уроке?

Задачи урока:

  • закрепить умение определять склонение имён существительных;
  • отработать умение определять склонения существительных, стоящих в формах косвенных падежей.

– Достиг ли наш урок желаемых результатов? (Выслушиваю ответы детей)
– Что ещё мы узнали об имени существительном? (Если у слов одинаковые окончания, будут ли они относиться к одному склонению?)
– Где нам пригодятся полученные знания?
– Оцените свою работу на уроке  (слайд 20 ):

+ – знаю и умею применять
! – знаю, но не всегда могу применить
? – не уверен в своих знаниях
– –  не знаю и не умею

– На полях покажите свое настроение.

Учитель выставляет оценки, учитывая мнение ребят.

VII. Домашнее задание:  учебник с. 43 упр.4

Дидактическое обеспечение урока: Программа по русскому языку С.В.Иванова, М.И.Кузнецовой, А.О.ЕвдокимовайМ.: Вентана-Граф, 2012

Список учебной и дополнительной литературы

  • Русский язык:3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Ч. 2. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2012. (Начальная школа XXI века).
  • Пишем грамотно:3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: Ч.2/ М.И. Кузнецова. – 3-е изд., исправл. – М.: Вентана-Граф, 2012. –(Начальная школа XXI века).
  • Русский язык: комментарии к урокам, 3 класс, С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, М.: Вентана-Граф, 2012.