Рейтинг@Mail.ru

Сценарий урока русского языка в 3-м классе «Имя прилагательное и его роль в русском языке»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


1. Оргмомент

- Здравствуйте, проверьте рабочие места, садитесь.

2. Подготовка к активной познавательной деятельности.

Диалог

Учитель: “Поговорим?”

Ученик: “О чём?”

Учитель:

“О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Что-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим?”

Ученик: “Поговорим! Нам будет интересно!”

3. Определение темы и цели урока

- Предлагаю определить тему разговора.

- Прочитайте слова: прекрасный, красивый, белый, цветок, весенний, нежный. Найдите лишнее слово. Докажите.

- Как назвать оставшиеся слова?

Это и есть тема нашего разговора: Имя прилагательное.

- Что же такое прилагательное?

- Многое мы знаем о прилагательном и сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны нашего языка. Нам предстоит понять роль имен прилагательных в речи. Определить её поможет стихотворение. Будьте внимательны, чтобы определить ключевые слова:

Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!

- Какие слова помогают понять роль прилагательных в речи?

- А учиться чему будем на уроке? (учиться использовать прилагательные в речи, делая её точной, красивой и выразительной).

- Нам предстоит убедиться, что им. прил. уточняют речь и обогащают.

- Отгадайте загадку:

Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож. (тюльпан)

- Как догадались?

-Ученицам 3 класса нужно было подобрать к данной картинке прилагательные. Прочитайте их: весенний, оранжевый, остролистый.

- Все ли они подходят к данному предмету?

- Подчеркните прилагательные, которые подходят к нашему тюльпаны.

- Прочитайте, почему выбрали эти слова?(уточняя.т образ)

- В чем убедились, выполняя это упр.? (прил. уточняют)

Самооценка: положите перед собой лист самооценки. 1 этап называется ТЮЛЬПАН. Критерий оценки: каждое правильно найденное слова - 1 балл, запишите набранное количество баллов.

4. Применение знаний

- В какое время года тюльпаны украшают наш город?

- Подберите прилагательные, что бы образ весны был разным.

- Весна стала разной. В каком месяце весна бывает ранней? (в марте) Звонкой? (в апреле) Нарядной? (в мае)

Групповая работа: перед уроком каждый ученик выбрал себе карточку-рисунок(кроме художников), дети заняли места в соответствии с крупным рисунком на столах;

выбор ролей- из предложенных картинок каждый выбрал себе роль.

- Дальше продолжим работу в группах. Вспомним правила.

- Предлагаю вам прочитать шаблон текста о весне. Обсудите его в группе.

Наступила весна. Светит солнце. В небе облака. Деревья стоят. Появились___________ . Птицы поют. Хороша весна!

- Что можете сказать о тексте?

- Вам предстоит стать волшебниками. Этот текст нужно будет украсить и уточнить прилагательными, но не просто так, а в соответствии с названием.

- Можно воспользоваться словами для справок.

- А так же выполнить задание: проанализировать свою работу.

- А художникам по словесному описанию весны создать иллюстрацию в программе ПервоЛОГО и Paint. Время работы 6 минут.

Тексты для группы художников.

Задание: по словесному описанию создать иллюстрацию в программе Paint.

Март.

Наступила долгожданная весна. Светит робкое солнце. В хмуром небе плывут серые облака. Деревья стоят голые. Появились первые проталинки. Птицы поют весенние песни.

Хороша ранняя весна!

Задание: по словесному описанию создать иллюстрацию в программе Paint.

Апрель.

Наступила звонкая весна. Светит ласковое солнышко. В светло-синем небе плывут лёгкие облака. Деревья стоят с почками. Появились первые весенние цветы. Птицы поют радостные песни.

Хороша апрельская весна!

Задание: по словесному описанию создать иллюстрацию в программе Перво Лого.

Май.

Наступила яркая весна! Приветливо светит тёплое солнышко. В голубом небе плывут белые облака. Деревья стоят нарядные. Появились разноцветные тюльпаны на клумбах. Птицы поют звонкие песни.

Хороша майская весна!

Задания для групп волшебников.

Группа “Подснежники”

Задание:

а) в текст №1 вставить имена прилагательные, в соответствии с названием “Март”. Можно воспользоваться словами для справок.

Текст № 1

Наступила весна. Светит солнце. В небе облака. Деревья стоят. Появились___________ . Птицы поют. Хороша весна!

Слова для справок:

весна солнце небо облака деревья песни
ранняя, долгожданная,

звонкая, апрельская, яркая, поздняя, майская

робкое, ласковое, теплое Хмурое,

светло-синее, голубое

серые, лёгкие, белые голые, зелёные, нарядные весенние, радостные, звонкие

б) выполни задание на карточке: сравни два текста, закончи предложения:

1. В текст мы добавили _____________________________.

2. Они связаны с ___________________________________.

3. В тексте они обозначают _________, ______________ и __________________.

4. Имена прилагательные сделали этот текст ____________ ____________________ и ______________________.

Группа “Крокусы”

Задание: а) в текст №1 вставить имена прилагательные, в соответствии с названием “Апрель”. Можно воспользоваться словами для справок.

Текст № 1

Наступила весна. Светит солнце. В небе облака. Деревья стоят. Появились___________ . Птицы поют. Хороша весна!

Слова для справок:

весна солнце небо облака деревья песни
ранняя, долгожданная,

звонкая, апрельская, яркая, поздняя, майская

робкое, ласковое, теплое Хмурое,

светло-синее, голубое

серые, лёгкие, белые голые, зелёные, нарядные весенние, радостные, звонкие

б) выполни задание на карточке:

сравни два текста, закончи предложения:

1. В текст мы добавили _____________________________.

2. Они связаны с ___________________________________.

3. В тексте они обозначают _________, ______________ и __________________.

4. Имена прилагательные сделали этот текст ____________ ____________________ и ______________________.

Группа “Тюльпаны”

Задание:

а) в текст №1 вставить имена прилагательные, в соответствии с названием “Май”. Можно воспользоваться словами для справок.

Текст № 1

Наступила весна. Светит солнце. В небе облака. Деревья стоят. Появились___________ . Птицы поют. Хороша весна!

Слова для справок:

весна солнце небо облака деревья песни
ранняя, долгожданная,

звонкая, апрельская, яркая, поздняя, майская

робкое, ласковое, теплое Хмурое,

светло-синее, голубое

серые, лёгкие, белые голые, зелёные, нарядные весенние, радостные, звонкие

б) выполни задание на карточке:

сравни два текста, закончи предложения:

1. В текст мы добавили _____________________________.

2. Они связаны с ___________________________________.

3. В тексте они обозначают _________, ______________ и __________________.

4. Имена прилагательные сделали этот текст ____________ ____________________ и _________.

Представление результатов групповой работы.

Учащиеся рассматривают иллюстрации, которые сделали группы учащихся к готовым текстам, соотносят содержание текста и иллюстрацию.

- Я подготовила музыку из цикла “Времена года” П.И.Чайковского

- Предлагаю лидеру группы прочитать текст под музыку, а вам предстоит определить, соответствует ли полученный текст названию месяца. Приготовьте сигналы.

- Следующий рисунок.

- Итак, первичный текст был один, результаты работы разные. Почему?

5. Итог-обобщение

Группе “Подснежники”:

- Слова какой части речи добавили в текст? С чем они связаны? (в нашем тексте мы вставили имена прилагательные, они связаны с существительными)

Группе “Крокусы”:

- Что обозначают прилагательные в ваших текстах?(прилагательные обозначают признак, цвет предметов и настроение существительных)

Группе “Тюльпаны”:

- Как изменился первичный текст, благодаря этому?

(образ весны стал ярким и выразительным)

Обобщение: имена прилагательные уточняют речь, обогащают, делают яркой, красивой и образной.

Самооценка. Обсудите работу каждого в группе и оцените в листе самооценки.

- Предлагаю написать синквейн “ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ”, а художники попробуют продолжить стихотворение, подобрав рифмы (на доске).

Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Радостное утро,
Звонкая капель,
______________

Представление результатов (зачитывают синквейны)

- Я очень довольна вашей работой на уроке и хочу подарить синквейн вам, ребята.

Ученики.

Дружные, старательные.
Изучают, понимают, создают.
Я горжусь учениками.
Молодцы!

5.1. Итог оценивания работы:

- Возьмите листы самооценки. Суммируйте количество баллов и обведите оценку за урок.

Поднимите руку те, кто получил “5”, “4”, “3”.

5.2. Эмоциональная рефлексия

- На прощание предлагаю посадить на майской клумбе тюльпаны.

- Если урок был для вас интересным, вы достигли цели, которую перед собой ставили, посадите оранжевый тюльпан,

- если вы испытывали затруднения, но справились с трудностями - посадите розовый тюльпан,

- если у вас остались вопросы, потому что постеснялись их задать, посадите белый тюльпан.

Приложение 1.

Лист самооценки

Этап урока Критерии оценки Oценка
Применение знаний:

1. Прилагательные к слову “тюльпан”

3б.- за три правильных слова

2 б. за два правильных слова

1б. за одно правильное слово

1,2,3
2. Групповая работа 3б.- активно работал, с ролью справился

2б. активно работал, но допускал ошибки

1б. – пассивно работал, результат невысокий

1,2,3
Отличный результат групповой работы + 2 б.
Хороший результат групповой работы + 1б.
Оценка за урок “5” - 7-8 баллов

“4” - 5 -6 баллов

“3” - менее 5 баллов

 

Приложение 2.

Шаблон синквейна

Прилагательное

_____________________, ______________________

_________________,________________,_____________

_______________________________________________

_____________________