Рейтинг@Mail.ru

Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Патриотическое воспитание


ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности.

Основой в воспитании у школьников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края, родного села, района.

Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и  соответственно, новые подходы к ее решению, как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим. Для того чтобы у наших детей появилось желание ощущать себя гражданином Отечества, появилось чувство ответственности за свое будущее, недостаточно только учебных занятий, на которых приобретаются знания, нужна система учебной деятельности и внеклассной работы, основанная на сотрудничестве учителей, учеников, родителей и общественных организаций.

В начальных классах БОУ «Черняевская ООШ» разработана своя система работы, целью которой является формирование социально активной личности гражданина и патриота.

Патриотическое воспитание осуществляется по нескольким направлениям.

В различных формах она охватывает все области жизнедеятельности детей младшего школьного возраста: творческую (фольклорный ансамбль в СДК, кружок интеллектуально-творческих игр и т.д.), спортивную, трудовую, досуговую (социально-психологическую (адаптация первоклассников), профилактика правонарушений), образовательную, информационную (стенная газета). Особое место в патриотическом воспитании мы отводим краеведению. Это определено, прежде всего, возрастными познавательными возможностями детей. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей об истории родного края, тем сильнее будет их душевная привязанность к родной природе и земле. Тем действеннее будет любовь к своему народу. Краеведческий материал, в силу его многогранности, возможно, слить воедино с учебным  материалом.

В учебных дисциплинах используется местный материал. Начиная с первых дней ребёнка в школе, через уроки обучения грамоте мы даём представление о Родине, о столице, о родном селе. В дальнейшем в течении всех 4 лет обучения в школе учебник Литературного чтения открывает тема «Устное народное творчество»: потешки, прибаутки, заклички, сказки.  Дети  сами собирают интересный материал, выполняют творческие работы. Для уроков литературного чтения  прекрасным материалом являются малые жанры фольклора  – пословицы, поговорки, загадки. Например: в тетрадях дети составляют тематические подборки на темы: пословицы, загадки народов моего края о гостеприимстве, о традиционной кухне и медицине народов моего края; зеленая аптека в традиционной кухне и медицине народов моего края. На уроках русского языка учителя использую дополнительный материал о природе родного края.  Записываем предложения о большой и малой родине. В минутки  чистописания включаются   стихи о родном крае.

Разгадываем ребусы. Пишем сочинения о тружениках тыла, о родственниках – участниках ВОВ.
На уроках математики применяется  цифровой материал, который дает информацию о протяженности рек местного характера, площади территории, норме выработки продукции местных предприятий. Используется дополнительный краеведческий материал при составлении задач в устном счёте. Во время устного счёта проводятся игровые задания, на которых дети составляют задачи, выражения, используя  красочные иллюстрации с изображением домиков, корзиночек, полотенец, сарафанов в русском стиле.

При отработке вычислительных навыков  часто используются задания на расшифровку слов, пословиц, поговорок, названий сказок и других жанров народного фольклора. Например, при закреплении приёмов сложения и вычитания с переходом через десяток ученики могут расшифровать пословицу.

После выполнения задания проводится  беседа о смысле этой пословицы. Дома учащиеся могут самостоятельно подобрать близкие по смыслу пословицы других народов. Или, например, такое задание: выпиши названия рек  Омской области в порядке увеличения их длины. Можно привести и другие примеры подобных задач. Важно, что решая примеры и задачи, учащиеся приобретают  не только предметные умения и навыки, но и узнают интересные факты, связанные с историей и культурой нашей страны. Интересные факты, которые использованы в задачах, будут способствовать возникновению у учащихся желания узнать, собрать информацию о своём крае, населённом пункте, живой и неживой природе, переложить цифровой материал на задачи, создать собственный маленький проект. Так из урока в урок у учащихся естественным  образом будут развиваться патриотические  чувства, чувство гордости  за свою большую и малую родину, а вместе с тем сформируется познавательный интерес, повысится мотивация к обучению.

Задачи из реальной жизни убедят младших школьников в необходимости изучения  математики, в том что учиться математике – это нужно и интересно.

Всё это позволит сформировать в процессе обучения личностно-ориентированного успешного ученика, способного к продолжению образования, патриота своей Родины.Через уроки окружающего мира, начиная с 1 класса, красной нитью проходит тема «Моя  Родина» . На уроке дети узнают о гербе, флаге, их символическом значении, гимне России. Приучаю детей  к работе с дополнительной литературой при подготовке докладов о  истории  и достопримечательностях своего села, города Тара. Дети выступают со своими докладами перед детьми 1 и 2 классов. На уроках ИЗО и художественного труда дети изготавливают писанки (раскраска тушью, лаком, фломастерами яйца, сваренные вкрутую или пустые выдутые, или выточенные из дерева, лепят “жаворонков” – обрядовое печенье). Дети сами подбирают литературу, где показано изготовление красивых аппликаций в народном стиле. Рисуют праздничные открытки.

На занятиях физкультуры играют в народные игры, устраивают состязания по национальным видам спорта.

На уроках музыки изучаем колыбельные и  народные песни, разучиваем красивые движения , используя русские  народные песни. Проводим интегрированные занятия, приглашая на урок руководителя  танцевального кружка.

Эффективной формой патриотического воспитания являются   учебные занятия, проводимые у памятника погибшим  воинам.

Такие занятия выводят учеников за пределы учебников, дают возможность зримо представить и прочувствовать далекие события минувшей войны.

Познавательный материал в процессе учебного занятия усиливается выступлениями ветеранов войны и труда.
Это позволяет создать ситуацию сопереживания с их участниками. Так обучающиеся начальных классов приобщаются к героике родного края, его славным традициям, пропаганде истории великой войны. Уроки завершаются возложением цветов.

Экскурсионные прогулки и туристические походы позволяют лучше узнать свой край. В «День пожилого человека» – акция «Цветок», в «День Учителя» – подарки ветеранам педагогического труда. Во время  внеклассного  занятия «Бабушкин сундук» – дети приходят в гости к пожилым людям, рассматривают изделия, изготовленные своими руками. Проходит  операция «Самый красивый дом».  Путешествуя по улицам, дети любуются красивыми постройками жителей села и т.д. Проводится  беседа с жителями села об истории своего села и сёлах, которые существовали по-соседству (Федотово, Тутаево).  В процессе работы с историческим материалом создаются условия для совершенствования у детей умений и навыков интеллектуального труда, развития  наглядно-образного мышления, воображения, памяти, речи, элементов теоретического мышления. Включение краеведческого компонента в содержание образования способствует воспитанию у школьников любви к родине, чувства гордости за героические свершения и созидательный труд своих земляков. Бережное отношение материальной и художественной культуры. Краеведческий материал  является важным средством формирования духовно-нравственной сферы школьников.

Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространство для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества, развития и проявления одних из важных  качеств личности – патриотических.

Воспитание гражданина и патриота представлено в программе игровой модели “Космодром Непосед».

Новизна программы прослеживается в том, что лагерная атмосфера имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности.

Поэтому важно  включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для школьников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу во время лагерной смены.

Кто такой патриот? Ответов на этот вопрос можно найти множество. А самый простой ответ – это человек любящий свою Родину. А что такое любить Родину? «Любить Родину значит знать ее». Знать ее исторические этапы, выдающихся людей (истинных патриотов своей Родины) знать,  и гордится прошлым, настоящим своей Родины и с уверенностью смотреть в будущее. В этом нам помогало игровое путешествие космических экипажей на планету Земля.

В основе  лежит  сюжетно-ролевая игра «Космических Непосед»,  в котором  космические экипажи с разных планет Солнечной системы приземлились на территории нашего лагеря, чтобы узнать о  главных датах страны Россия,  города Тара и села Черняево».

Межпланетная станция «Непоседы» получила галактическое задание – собрать самую интересную информацию об истории жителей Планеты Земля для создания  календаря важных исторических событий из жизни родного края. На весь период смены территория лагеря объявляется космодромом, который принимает космических помощников с разных планет. Каждый отряд – космический экипаж определённой планеты Солнечной системы.

Детям предлагается во время смены почувствовать свою значимость в реальной жизни, познакомиться с главными  историческими событиями нашей страны, города, села.  Каждый день космостарсы  творили  полезные БОЛЬШИЕ ДЕЛА, в плане работы лагеря они помечены звездочкой. Узнавая новое и неизведанное, получали  пазлы  в виде тех мест, где они побывали.

Пазлы  наклеивались в календарь значимых событий лагеря и жизни родного края. Когда они были  собраны, космостарсы от жителей планеты Земля  получили  в подарок  этот Календарь, созданный в течение лагерной смены с подробными пояснениями. Он стал главным экспонатом, переданным директору БОУ «Черняевская ООШ» для создания исторического музея в школе.

Культурно-досуговая деятельность космодрома  состояла  из общелагерных и отрядных мероприятий: творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы. Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводило  к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывалось на изменении личностного поведения каждого члена коллектива. Патриотическое воспитание включало  в себя проведение в течение лагерных смен акций «Обелиск», «Как живешь, ветеран?», и др. мероприятий патриотической направленности.

Ролевая игра,  стала по-настоящему жизнеспособной при переносе школьных  дел на жизнь «космодрома». Граждане  «космодрома»  изучали права,  учились  выполнять свои обязанности, любить Родину, заботиться  о близких.  В нашей программе работает, действует каждый ребенок, ибо воспитывают детей не слова, даже самые прекрасные, а его собственные действия, а также действия и поступки тех, кто его воспитывает: родители, учителя.

Важным звеном патриотического воспитания является  посещение музея.

Музей открывает широкие возможности для воспитания в детях гражданственности и патриотизма, любви к Родине, он не только знакомит учащихся с теми или иными фактами, он раскрывает славную историю своего края, страны через судьбы конкретных людей. Во время каникул и в лагере дневного пребывания мы постоянно посещаем музеи.

Посещение краеведческого музея (в лагере дневного пребывания и в школьные каникулы) оставило много воспоминаний: это знакомство с историей родного края, конкурс стихов о рождестве, путешествие со сказочными персонажами  за народной мудростью, рождественские гадалки. Дети узнали много интересного о родном крае, о жизни людей в далёкие времена.

К участию в мероприятиях  гражданско-патриотического направления привлекаются выпускники школы, родители, специалисты, учреждения дополнительного образования, библиотеки, учащиеся школы.

Важное место во внеклассной работе  начальных  классов  отводится изучению жизни народа, их традиций. Воспитание с опорой на национальные традиции, традиции народа, его культуру, потому что это не только кладезь мудрости и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и корни.

Внеклассные мероприятия проводятся в виде праздников,  вечеров, посиделок, конкурсов знатоков народных традиций, месячников.

Одним из источников изучения жизни народа служат проведение праздников с определенными обрядами, песнями, играми и драматизациями. Доброй традицией стало проведение таких праздников, как “Черняевские посиделки”, “Черняево – край родной”, “Коляда”, “Масленица. «Рождество.

Замечательно прошёл и праздник «Троица», дети много интересного узнали об этом празднике, затем водили хоровод вокруг берёзки, украшали её лентами, загадывали желание, его понятиями о нравственности, его верованиями, его историей и поэзией.

Проходят месячники правовой культуры, в рамках которых проводятся классные часы: “Поговорим о правах и обязанностях”,  “Я – гражданин России” и т.д., встречи с участковым Черняевского поселения.

Традиционным стало проведение  в школе военно-патриотических игр, смотров:  “Аты-баты шли солдаты”, “Рыцарский турнир”, командные конкурсы.
Проводится  исследовательская работа.  Собрали материал о ветеранах труда, о народных умельцах. Оформили стендовый материал «История села Черняево», «Мои бабушка и дедушка»,   написали сочинения «Что значит для меня моя малая родина». Ребятами 3класса был собран богатый материал о ветеранах В.О.войны и труженицах тыла. Заочная встреча  с ветераном войны Сталинградской битвы Марфой  Андриановной.

Гражданско-патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций.  За последние годы определился круг мероприятий,  который стал «визитной карточкой»  школы:  «День Знаний», «Посвящение в первоклассники», «Прощание с  азбукой», «День здоровья», «День учителя», «Вечер встречи выпускников», «День защитников Отечества», «День Матери», «День Победы», «Масленица». И завершают учебный год торжественная линейка «Последний звонок» и «Выпускной вечер».Встречи с интересными людьми.

Ребята 1-4 классов активные участники  школьных, городских, районных, областных, всероссийских конкурсов. Дети – активные участники спектакля, посвящённого 70-летию Победы.

Благодаря такой системе работы происходит становление норм демократической культуры, формирование навыков игрового общения и деятельности, развитие гражданских и патриотических чувств растущего организма, чувств сопричастности с происходящим в окружающем мире
Чтобы проводить гражданско-патриотическую работу с детьми 7-11 летнего возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной.

Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.