Рейтинг@Mail.ru

Литературно-музыкальная композиция «На перекрестках памяти»

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс региональной истории России


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: воспитание духовной культуры молодого поколения, патриотического самосознания.

Задачи:

  • сохранение культурных и исторических традиций малой Родины;
  • воспитание уважительного отношения к героическому подвигу людей, переживших войну;
  • приобщение студентов к музыкальной культуре;
  • формирование активной гражданской позиции.

(Слайд 1)

Ведущий 1. Добрый день, уважаемые гости!

Все дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны. Но никогда не изгладятся из памяти события тех грозных лет.

Ведущий 2. Никогда не померкнет подвиг солдата, стоявшего насмерть, и подвиг труженика, ковавшего победу. Путь к Победе был очень трудным и долгим.

Июнь. Клонился к вечеру закат,
И теплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

(Слайд 2)

Ведущий 1. Сегодня у нас в гостях замечательные люди, жители Мурманска, очевидцы военных лет. Дети войны. Беззаботное время вашего детства перечеркнула война, она изменила судьбы, разрушила светлые мечты. Огромная тяжесть легла на плечи матерей, жен, сестер. Но и хрупкие детские плечи несли груз военных невзгод.

(Звучит песня “Память”, сл. Л. Лучкина, муз. С. Пожлакова)

(Слайд 3)

Ведущий 2. Дети помогали фронту. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов заменить своих родителей и по 12 часов в сутки работали, выпуская боеприпасы. На колхозных полях собирали урожай. В тылу врага ребята дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, помогали строить оборонительные укрепления.

Кто был постарше убегали на фронт и вместе со взрослыми ходили в разведку, помогали партизанам подрывать вражеские эшелоны, устраивать засады. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто рискуя жизнью.

С первых дней войны враг начал усиленные бомбардировки Мурманска и его пригородов. Бомбили причалы, железную дорогу, нефтебазу, не щадили школ, госпиталей, больниц.

(Слайд 4)

Ведущий 1. Наши гости являются членами общественной организации Мурманского городского клуба “Дети прифронтового Мурманска”. Всю войну они находились в Мурманске рядом с родителями, которые продолжали работать и помогать фронту. Предоставим им слово.

(Гости рассказывают о трудном военном детстве).

Негласным гимном вашей организации стала песня мурманского композитора Григория Малкина “Дети прифронтового Мурманска”.

(Звучит песня “Дети прифронтового Мурманска”, сл. и муз. Г. Малкина)

Ведущий 2. Гитлеровцы планировали в течение нескольких суток захватить город.

Ветераны боев говорят, что видели немецкие пригласительные билеты на банкет в мурманской гостинице “Арктика”. Но продвижение противника было приостановлено нашими войсками.

Война затронула судьбы преподавателей и учащихся Мурманского педагогического училища.

(Слайд 5)

Ведущий 1. Выпускники только получили аттестаты, строили планы на будущее.

Вы видите аттестат, выданный 21 июня 1941 года Ткачевой Надежде.

В августе 1941 года в связи с военными действиями на Мурманском направлении педучилище было закрыто. Часть учащихся направили на курсы медсестер, часть была эвакуирована в Шенкурское педучилище Архангельской области. Директор училища Филиппов Михаил Филиппович и многие преподаватели ушли на фронт.

(Звучит песня “Дороги”, сл. Л. Ошанина, муз. А. Новикова)

(Слайд 6)

Ведущий 2. Многие выпускники погибли, освобождая Родину от фашистских захватчиков. Склоним головы перед светлой памятью героев. Вспомним их имена.

  • Осминкин Василий, проявив геройство и мужество в бою под городом Воронежем, пропал без вести 20 июля 1942 года

(Слайд 7)

  • Абакумов Виктор - погиб
  • Конев Апполос - пропал без вести спустя 6 дней с начала войны.
  • Шубин Пётр. Погиб при защите Советского Заполярье в августе 1942 года в районе Западной Лицы. Его имя увековечено на мемориальной доске в Долине Славы
  • Чапурин Иван, Дьячков Анатолий - погибли
  • Сулима Фёдор, Михеев Федор - пропали без вести
  • Фомин Иван - убит в бою в октябре 1944 года на полуострове Средний. Увековечен на братской могиле на 71 км дороги Кола-Печенга.
  • Чичиланов Михаил - погиб
  • Южаков Александр – после ранения в обе ноги скончался от потери крови в 1943 году под Ленинградом, похоронен в районе Синявских высот.
  • Сергеев Семён - умер от ран 27 сентября 1941 года. Захоронен в братской могиле на 63 км дороги Кандалакша – Аллакурти
  • Абакумов Иов - погиб, защищая Ленинград

(Слайд 8)

Совершил подвиг капитан медицинской службы Машихин Иван, закрыв собой командира полка. Погиб 4 апреля 1945 г. в Чехии.

(Звучит песня “Москвичи”, сл. Е. Винокурова, муз. А. Эшпая)

(Слайд 9)

Ведущий 1. Жизнь в городе продолжалась, несмотря на бомбардировки. Из воспоминаний руководителя Мурманской области в годы войны Максима Ивановича Старостина: “На огородах города большое оживление. Прокурор области тов. Власов с седой головой разделывает две грядки на коллективном огороде: сажает редис, репу, морковь и др. Недалеко от него блестит лысина редактора газеты “Полярная правда” тов. Кулбышева, который разбрасывает навоз по огороду. И аналогичная картина по всему городу. Опасаюсь, что скоро будут поступать от жителей заявления с претензиями, что их огород разбомбили фашисты”.

1944 год. Война продолжается, но фашистские самолеты в небе над Мурманском появляются все реже.

(Слайд 10)

Воспоминает выпускница педагогического училища 1947 года Мария Павловна Лисицынская: “В октябре 1944 года начались первые уроки в педагогическом училище. Тетрадей не было. Из архивов нам выдавали старые книги, и содержание уроков записывали между строчек.

После уроков небольшими группами шли в госпитали. Там мы мыли полы, раковины, писали письма раненым под их диктовку. Радовали бойцов чтением стихов, простыми танцами, песнями”.

(Звучат песни “Моя любимая”, сл. Е. Долматовского, муз. М. Блантера;

“В землянке”, сл. А. Суркова, муз. К. Листова).

Выпускница 1947 года Ольга Максимовна Тарасова вспоминает: “Война застала меня под Ленинградом в пионерском лагере. Всех детей срочно эвакуировали в Тобольск. Здесь мы учились и много трудились. У нас был девиз: “Двойка – это помощь немцам”. Считалось позором получить двойку.

В соседнем совхозе выращивали черно-бурых лисиц. Мы рвали крапиву, обжигая руки, сушили, перетирали в порошок. В таком виде она шла на корм лисицам. Это был наш вклад в победу. На сданный мех страна получала валюту и строила танки, самолеты.

Мы много выступали с концертами в поселке, в госпитале, а выучивать тексты песен не успевали. Поэтому писали их крупными буквами на обоях и прикрепляли где-нибудь. Пели военные песни, народные, лирические”.

(Звучат песни “Случайный вальс”, сл. Е. Долматовского, муз. М. Фрадкина;

“С чего начинается Родина?”, сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера;

“Друзья мои”, сл. Т.Черновой, муз В. Попова)

Ведущий 2. Во время Второй мировой войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей!

На листах вашей души память запечатлела незабываемее страницы истории.

Трудная доля и трудная участь досталась вашему поколению.

Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.
Нужны были и смелость и отвага,
чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла где неприятеля нога.
В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.

Сейчас прозвучит песня мурманских авторов, которые посвящают ее всем детям, пережившим войну.

(Звучит песня “Дети военного Мурманска”, сл. Т. Черновой, муз. Е. Ростовской)

(Слайд 11)

Ведущий 1. За годы войны вражеская авиация совершила 792 налета на город, сбросила более 185 тысяч зажигательных и фугасных бомб. В среднем на каждого жителя Мурманска пришлось по тридцати одному килограмму взрывчатки и по семь зажигательных бомб. Но город перенес все трудности военной поры, выстоял. В 1985 году стал городом-героем.

(Звучит песня “Мурманск – город-герой”, сл. Т Черновой, муз. Е. Чугунова)

Долгая дружба связывала авторов этой песни с участниками клуба “Дети прифронтового Мурманска”.

(Слайд 12)

Ведущий 2. Дорогие наши гости! Вы сумели пронести через всю жизнь любовь, веру в добро. Мы благодарны вам за мужество, терпение, стойкость.

Пусть будет мир!
Мир нужен на земле всегда!

(Звучит песня “Мурманские лестницы”, сл. Н. Колычева, муз. В. Попова).