Рейтинг@Mail.ru

Правописание числительных

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Класс 4

Оборудование: Мультимедийный проектор. Раздаточный материал: карточки с заданиями.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цель: Углубить имеющиеся знания о числительном, познакомить с правилами написания числительных.

Задачи:

  • Закрепить знания о числительном, как части речи, различении количественных и порядковых числительных, познакомить с понятиями “простое” и “сложное” числительное, учить правильному написанию числительных.
  • Развивать аналитическое мышление, произвольное внимание, формировать умение рассуждать, активизировать мыслительную деятельность учащихся;
  • Учить работать в группах и парах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.

Ход урока

I. Организация класса.

- Тринадцатое марта.

Классная работа.

- Какое слово относится к изучаемой нами теме?

- К какой части речи относится это слово?

2. Минутка чистописания.

П П Пер Па Пя Пу Т Т Тя Тщ То Те трудолюбие

Приобрёл я для жирафа
Тридцать три огромных шарфа,
Чтоб он горло завязал,
Чтоб в мороз не замерзал.

- Какое числительное встретилось в стихотворении?

Какое это числительное?

3. Словарная работа

Восемь, одиннадцать, двенадцать

- К какой части речи они относятся? К какой группе относятся? (порядковые или количественные)

- Составьте предложения с этими числительными.

4. Актуализация опорных знаний.

- Запишите слова: речь, дочь, тысяча, мелочь, дичь, ложь, молодёжь, горечь, мощь

- Найдите лишнее слово.

- Почему оно лишнее?

- Что общего у всех имён существительных?

- Задача сегодняшнего урока – обобщить и систематизировать всё, что вы знаете о числительном, проверить, умеете ли вы применять на практике свои знания о числительных.

- Расскажите об имени числительном как части речи.

(Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.) (Слайд 2)

- Какие бывают по значению имена числительные?

(По значению слова этой части речи делятся на два разряда: количественные и порядковые.) (Слайд 3)

- На какие вопросы отвечают порядковые числительные? Приведите примеры.

(Порядковые числительные отвечают на вопрос КАКОЙ? И указывают на порядок предметов при счете (пятый номер, первый вопрос, пятисотый маршрут).)

- На какие вопросы отвечают количественные имена числительные? Приведите примеры.

(Количественные числительные отвечают на вопрос СКОЛЬКО? И обозначают количество предметов (двенадцать лет, пять штук).)

Морфологические признаки числительных. (Слайд 4)

- Как могут изменяться количественные числительные?

(Количественные и порядковые числительные изменяются по-разному.

Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют.)

- Как могут изменяться порядковые числительные?

(Порядковые числительные изменяются и по родам, и по числам, и по падежам.)

Простые, сложные и составные числительные. (Слайд № 5)

- Какие бывают числительные по особенностям строения?

(По особенностям строения числительные бывают трех видов: простые, сложные и составные.)

- Какие числительные простые? Приведите примеры.

(Некоторые числа обозначаются одним словом, в котором есть только один корень, например, два, пять, сто. Такие числительные называются простыми.

- Какие числительные сложные? Приведите примеры.

(Есть числа, которые обозначаются одним словом, но в этом слове есть несколько корней, например, пятьсот, шестнадцать, трёхсотый. Такие слова называются сложными числительными.)

- Какие числительные сложные? Приведите примеры.

(Третий вид чисел – это те, которые обозначаются несколькими словами, причем каждое из этих слов может быть в свою очередь и простым, и сложным. Например, сто двадцать три, двести шестнадцать. Такие числительные называются составными.)

5. Мягкий знак на конце и в середине числительных. (слайд 6)

Мягкий знак в числительных иногда пишется в середине, иногда – в конце слова.

- В каких числительных мягкий знак пишется на конце слов? Приведите примеры.

(В числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать на конце пишется мягкий знак для обозначения мягкости конечной согласной.

В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать мягкий знак не пишется.)

- В каких числительных мягкий знак пишется в середине слов? Приведите примеры.

(В числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак. Например: пятьсот, девятьсот.)

Чтобы запомнить эти правила выполните упражнение. (слайд 7)

6. Работа в парах (2 человека работают у доски).

  • 1 вариант просклонять по падежам числительное – восемьсот.
  • 2 вариант просклонять по падежам числительное – пятьдесят.

Взаимопроверка.

7. Физминутка: Если в числительном есть Ь в середине – сделать хлопок над головой, если на конце слова – присесть.

- 17, 50, 600, 15, 800, 80, 19, 900, 16, 500.

8. Работа по учебнику.

1. Выполнение упражнения № 1.

- Запишите числительные в 2 столбика:

1) с мягким знаком для обозначения мягкости согласного;

2) с разделительным мягким знаком.

2. Выполнение упражнения № 2.

- Письменно ответь на вопросы, используя имена числительные.

9. Работа в группах. Работа с ребусами. (слайд 8)

Прочитайте зашифрованные слова: СМОР1А, ПО2Л, ЭЛЕЗК, 100л, ВИ3НА, ПА3ОТ, 05, 100РОНА, 100ЯНКА, ПИ100ЛЕТ, 7Я, 100П, 100Н, 40А. (Смородина, подвал, электрик, стол, витрина, патриот, опять, сторона, стоянка, пистолет, семья, стоп, стон, сорока.)

А сейчас вы встретитесь с числительным, о котором расскажет польская поэтесса В.Хотомская. Попробуем догадаться, какое числительное “спряталось в этом стихотворении”. (Учитель читает стихотворение)

У про100го 100рожа -
Непро100рный дом:
Ча100 в нём 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух непро100
Вычистить все 100,
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!
У про100й 100ножки
100тоит по100ять
И у той 100ножки
Опыт перенять!!!

10. Закрепление знаний по правописанию числительных. (задание на карточках) (Приложение 1) (слайд 9)

Вставьте мягкий знак в числительные там, где это необходимо.

Проверка. (слайд 10)

11. Упражнение в правописании имён числительных. (задание на карточках) (Приложение 2)

В данных задачах впиши числительные прописью, реши их и ответ запиши прописью.

12. Проверка изученного материала. Тест. (задание на карточках) (Приложение 3)

13. Итог урока.

Оценка результатов работы.

14. Рефлексия.

Обобщение знаний об именах числительных. (слайд 110

- Какую роль играет в речи имя числительное?

- Зачем нужно изучать имя числительное?

- Сегодня на уроке мы повторили всё, что нам известно об именах числительных. И это удалось сделать в результате вашей активной работы. (слайд 12)