Рейтинг@Mail.ru

«Мы живём, под собою не чуя страны…» (Государственный террор в Сибири)

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс региональной истории России


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Деспотизм – вот к чему
ведет торжествующая общая воля;
а чей деспотизм – одного,
нескольких или всех,
– это уже несущественно.
Бенжамен Констан

Цель: проследить взаимосвязь террора в истории Сибири с общероссийским пространством в 30-40 годы XX века.

Задачи:

  • Проанализировать различные исторические документы, раскрывающие масштабы сталинских репрессий в Сибири и выявить экономический, политический, социологический аспекты этого явления;
  • Познакомиться с личностями палачей и жертв;
  • Проанализировать карту районов сибирского ГУЛАГа;
  • Учиться работать в группах;
  • Учиться обобщать материал, высказывать собственное мнение и записывать тезисы.

Оборудование: карта с изображением СССР в 30-40 гг., ПК, мультимедиа проектор, исторические источники с материалом по репрессиям в Сибири. Приложение 1

Основные понятия: тоталитаризм, “сталинизм”, культ личности, репрессии, политические процессы, ГУЛАГ, “враг народа”, “большой террор”.

Необходимое время: 45 минут (1 стандартный урок).

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: работа в группах, дискуссия, социологическое исследование, индивидуальная работа на рабочих листах, театрализованное исполнение песни.

Литература и источники:

  1. Конквест Р. Большой террор/Пер. с анг. Рига, 1991.
  2. Гвоздкова Л.И. Сталинские лагеря на территории Кузбасса (30-40 –е гг.). Кемерово, 1994.
  3. Папков С.А. Сталинский террор в Сибири. 1928-1941. Новосибирск, 1997.
  4. Тепляков А.Г. Портреты сибирских чекистов (1920-1953). В кн.: Возвращение памяти. Новосибирск, 1997.
  5. Исупов В.А. , Кузнецов И.С. История Сибири. Часть 3. Новосибирск, 1999.
  6. Наша малая родина. Хрестоматия по Новосибирской области. “ЭКОР” Новосибирск, 1997.
  7. “Сибирская голгофа. Ачаирский Крестовый монастырь. Омско-Тарская епархия” ОАО “Омский дом печати”.

Ход учебного занятия

1. Орг. момент.

2. Вступление – индуктор. (Эмоциональный настрой)

Звучит песня “Марш энтузиастов” (А.Д. Актиля, музыка И.Дунаевского)

На столах лежат распечатки этой песни:

В буднях великих строек,
В веселом грохоте, в огнях и звонах,
Здравствуй, страна героев,
Страна мечтателей, страна ученых!
Ты по степи, ты по лесу,
Ты к тропинкам, ты к полюсу легла родимая,
Необозримая, несокрушимая моя!

Припев:

Нам нет преград ни в море, ни на суше,
Нам не страшны ни льды, не облака,
Пламя души своей, знамя страны своей
Мы пронесем через миры и века!

После прослушивания учитель просит ответить на вопросы:

- Какой представляется страна в этой песне? (“Большая”, “бесстрашная”, “с великими стройками”, “активная”, “необозримая”)

- Такую песню может петь человек свободный и счастливый, любящий свою Родину? Нарисуйте устно его портрет.

- Подчеркните в тексте слова, доказывающие мощь и величие страны Советов.

- Какие советские песни, прославляющие счастливую жизнь советских людей, вы знаете?

- Устроим соцсоревнование и споем песню “Марш энтузиастов” от лица человека, которого вы описали.

(Данная театрализация создает атмосферу веселья и задора, что важно для дальнейшего эмоционального перехода)

- Какая страна может назвать себя сильной и мощной? (Наличие полезных ископаемых, сильная и современная армия, золотой запас и т.д.)

3. Работа с историческим источником.

В предгорьях Кузнецкого Алатау

(Из воспоминаний главного инженера Кузнецкстроя академика И.П. Бардина)

В годы первой пятилетки развернулось сражение за металл в Сибири. Здесь строился второй (после Магнитогорска) гигант черной металлургии – Кузнецкий металлургический комбинат. Весной 1932 года он выдал первый чугун.

Работали круглые сутки. Ночью площадку освещали прожектора, ночные смены не хотели снижать выработку. Когда на половине котлована вдруг обнаружились плавуны, продолжали рыть, стоя по пояс в ледяной воде... Земляные работы не прекращались и тогда, когда сильные морозы сковывали вязкую, глинистую почву... Экскаваторщики задыхались на морозе... Комсомольцы объявили субботник. Дезертиров не было. В густом морозном тумане начали колотить землю кайлами. Коченели ноги, обмерзали пальцы, но ни один боец не покинул фронт. И победили мороз, стужу, победили упрямую Сибирь...”

Бардин И.П. Жизнь инженера. М., 1938. с. 181-182.

Учитель:

Вопросы классу

- Какие качества характера проявили люди, сражаясь с природой?

- Какие экономические изменения происходили в стране в 30 – е гг.? (Индустриализация)

- Что такое индустриализация и каковы ее особенности в СССР?( Особенность в ее темпах и гигантизме. “Догнать и перегнать!”, “50-100 лет за 10!”, “Пятилетку в четыре года!” крупнейшие стройки, колхозы – гиганты, самые большие в мире гидроэлектростанции... “Как могли произойти эти колоссальные изменения... Не чудо ли это?”)

- В 30-е гг. распространилась модель созидателя Нового мира: “индустриальный человек”, “научно организованный человек”, “усовершенствованный коммунистический человек”. И. Сталин провозгласил окончательный идеал – винтик:

“Я подымаю тост за людей простых, обычных, скромных, за “винтики”, которые держат в состоянии активности наш великий государственный организм”.

Предположите, какую характеристику можно дать “человеку - винтику”? (Ответы детей: послушный, тихий, незаметный, молчаливый, выносливый, покорный, беззвучный)

- Вспомните характерные черты СССР в 30 –е годы? (Ответы детей)

  1. Господствовала однопартийная система. Коммунистическая партия была стержнем политической системы.
  2. Существовало физическое устранение политических оппонентов.
  3. Партийный аппарат выполнял функции государственного аппарата.
  4. Существовала система массовых общественных организаций.
  5. Культ личности Сталина .
  6. Репрессии.
  7. Обработка сознания населения СССР.

Учитель:

- Признаки какого политического режима были перечислены? (Тоталитарного)

- Вспомним определение тоталитарного режима. (Использование приема “Лингвистический конструктор”, суть которого в том, что раздаются вразброс напечатанные слова. Задача обучающихся: сложить понятие. В данном случае – “тоталитаризм”)

- О каком регионе нашей страны идет речь в документе? (О Сибири)

- Предположите, мог ли тоталитаризм “обойти” Сибирь?

Проблемный вопрос учебного занятия: сибиряки – это “винтики” или “счастливые герои и мечтатели”, как поется в песне? И какую роль отвели Сибири советские руководители?

Творческое задание для групп.

Группа №1. Какие категории населения Сибири подвергались репрессиям?

Группа №2. Какие регионы Сибири стали “вторым домом” заключенных и спецпереселенцев?

Группа №3. В каких отраслях промышленности использовался труд заключенных ГУЛАГа?

Группа №4. Наше село в годы правления И. Сталина.

На работу отводится 15 минут. По ходу обсуждения, заполняется таблица №1,№2 в рабочем листе. Приложение №2

Выступление рабочей группы, подготовившей домашнее задание – презентацию “Сибирь – край ГУЛАГа”. (Группа – помощники учителя, при подготовке к учебному занятию. Выступление ребят подводит к заключительному этапу занятия).

Презентация

Заключение.

Учитель:

- Правление И.Сталина – противоречивое время. С одной стороны, люди искренне верили в светлое будущее и на примере комсомольцев с предгорья Алатау мы видим, как они работали. О счастливой жизни можно судить по песням того времени. Но параллельно с этой жизнью была и другая: страх, аресты, обвинение в шпионаже, расстрелы, концлагеря. Авторитет вождей перерождался в культ. Обожествление Ленина завершилось после его смерти. Обожествление Сталина происходило при его жизни. Тайна... “Советский Союз – это тайна, обёрнутая в загадку и спрятанная в секрет”, - сказал У. Черчилль. Тайной были реальные показатели экономики, личная жизнь вождей, кто будет арестован завтра, куда пропадают соседи и где похоронен муж или отец. Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание Бенжамена Констана “Деспотизм – вот к чему ведет торжествующая общая воля; а чей деспотизм – одного, нескольких или всех, – это уже несущественно”. Деспотизм и циничность исполнителей репрессий и расстрелов завершился для них таким же расстрелом. В течение 1938 года были расстреляны почти все начальники управлений НКВД в Сибири: Заковский, Алексеев, Миронов, Успенский, Гречухин, Горбач, Залпетер, Валухин. Одним из последних, в 1941 году, был казнен начальник Иркутского управления НКВД Малышев. Сотни рядовых следователей оказались в пыточных камерах.

Вернемся к вопросу учебного занятия: сибиряки – это “винтики” или “счастливые герои и мечтатели”, как поется в песне? (Ответы детей)

Составление коллажа “Роль Сибири в истории страны 30-40-х годов XX века”.

Задача обучающихся: выбрать из предложенных фото, карикатур, плакатов, песен и т.п. одну репродукцию, объяснить символом чего, на их взгляд, она является и прикрепить на карту Сибири.(Например, вышка – символ охраны заключенных, колючая проволока – символ неволи, ель – символ лесоповала, фото Сталина – символ террора и репрессий, автомат – символ расстрела, храм – место колонии и т.д.)

Возможные ответы детей:

- террор кардинально изменил социально-политическую обстановку в Сибири. Отныне край стал неотъемлемой составной частью огромного тоталитарного государства, возглавляемый Сталиным;

-Сибирь в период террора превратилась в своего рода полигон НКВД, место ссылки спецпереселенцев и средоточие лагерей и колоний ГУЛАГа, где томились сотни тысяч заключенных;

- всякая способность людей к самостоятельному осмысленю событий, к инакомыслию и сопротивлению сталинской тирании была парализована страхом. Страх долгое время оставался важной подпоркой коммунистического режима;

- огромные человеческие потери понес каждый общественный слой: крестьяне, рабочие, интеллигенция, военнослужащие.

Самые активные участники учебного занятия награждаются “Орденом Ленина”, “Почетными грамотами”, “Сталинской премией”.