Рейтинг@Mail.ru

Формирование культурного пространства единого Российского государства

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Класс - 6

Используемый УМК:

1. История России. 6 класс: учебник / под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2015.- Ч. 2. – С. 107-116

2. История России с древнейших времен до начала XVI века: хрестоматия для учащихся 6 классов / сост. Е.В. Волкова. – М.: Новый учебник, 2007.

3. Атлас.

Тип - комбинированный.

Цель: формирование представлений о развитии культуры на основе фактов истории конца XV – начала XVI века.

Задачи:

  • Воспитывать интерес к истории Отечества, уважение к культуре своего народа и других народов; воспитывать стремление сохранять памятники культуры; воспитывать уважение к своим одноклассникам, не перебивая их речь.
  • Развивать навыки аналитического мышления (обобщать знания, делать выводы), внимание, память; формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний, анализировать исторический текст, делать сравнительный анализ исторических событий;
  • Формировать способность структурировать и систематизировать изучаемый материал; продолжать развивать умение работать с исторической картой: пользоваться легендой карты, описывать события;;
  • Активизировать монологическую и диалогическую речь, аргументировано отвечать на вопросы.

Планируемые результаты:

1. Проводить поиск информации в исторических текстах;

2. Использовать историческую карту как источник информации о Руси и зарубежных странах

3. Применять знание фактов для характеристики исторической эпохи, ее ключевых событий, явлений

4. Составлять описание памятников художественной культуры

Перечень оборудования к уроку:

1. Индивидуальные карточки, лист самооценки

2. Презентация к уроку

Список литературы:

1. Алексашкина, Л.Н. История. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы/Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина.- М.: Просвещение, 2014.

2. Бердинских, В.А. Россия в IX – XVI веках. Книга для чтения по истории / В.А. Бердинских. – М.: Баласс, 2004.

3. Пазин, Р.В. История развития российской культуры / Р.В. Пазин. – Ростов-н/Д.: Легион, 2013.

4. Примерные программы по учебным предметам. История. 5–9 классы. Стандарты второго поколения/под ред. Л.И. Льняной. – М.: Просвещение, 2010.

5. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Пособие для учителя/ под ред. А.Г Асмолова.- М.: Просвещение, 2011

Электронные ресурсы:

  1. http://alpan365.ru/biblioteka/istoriya-rossii-s-drevnejshix/glava-13/
  2. http://histerl.ru/materiali/krushenie_zolotoi_ordi/russkaia_kultura_14-15_vekov.htm
  3. http://www.novrosen.ru/Russia/culture/literature.htm
  4. http://www.russiancity.ru/text/mos01.htm
  5. http://progulkipomoskve.ru/publ/kreml/granovitaja_palata_kremlja/41-1-0-709
  6. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/svmos-blagoveschenie.htm
  7. http://andrey-rublev.ru/andrey-rublev-world.php
  8. http://www.famous-greeks.ru/famous/20/Feofan_Grek.php
  9. http://pandia.ru/text/77/153/18444.php
  10. http://hiztory.ru/rus13-15vek/

Технологическая карта урока

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
Оргмомент

1 минута

- Здравствуйте, ребята. Предлагаю, посмотреть на слайд и определить о чем пойдет на уроке речь? (Слайд 1)

- К какой сфере общества относится понятие “культура”?

Правильно. Тема нашего урока: “Формирование культурного пространства единого Российского государства” (Слайд 2)

- О культуре, потому что изображены на слайде скульптура, книга, картина. Культура - это, что создано человеком

- к духовной сфере общества

Р. Перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую

К. Излагать своё мнение аргументируя его, подтверждая фактами

Создание проблемной ситуации

5 минут

Обратимся к историческим документам по русской культуре XV – начала XVI века. (Приложение № 1)

Работаем с 1 источником (Слайд № 3)

- О каком событии пишет автор Сафоний Рязанец?

- Какая идея звучит в этом произведении?

Какой город является центром борьбы против ордынского владычества?

Работаем со 2 источником (Слайд № 4)

- О чем речь во 2 документе?

- Почему Новгород являлся культурным центром русских земель? (Слайд 5)

 

- Победа на Куликовом поле в 1380 году между русской дружиной Дмитрия Донского и войском наместника Западной Орды Мамаем

- Идея борьбы за свою свободу и независимость

- г. Москва

- О развитии архитектуры и живописи в Новгороде

- Монголо-татары обложили Новгород данью, но не вторгались в него, что дало Новгороду сохранить свои памятники культуры

Р. Определять проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

П. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение);

смысловое продуктивное чтение, извлечение всех видов текстовой информации.

К. высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению своих одноклассников.

Формулирование проблемы

3 минуты

Какую проблему нам предстоит решить? (Проблему записать на доске!)

Слайд 6.

Какие будут гипотезы?

(Гипотезы также схематично фиксируются на доске)

Почему именно Москва становится центром формирования единой русской культуры?

Принимаются все гипотезы

 
Этап мотивации

2 минуты

Для того чтобы начать решать проблему, вспомним нашу схему “хочу – надо – могу” Я хочу: узнать, как развивалась культура в XV — начале XVI в.; что повлияло на ее развитие.

Мне надо: вспомнить, какие события произошли на Руси в это время, кто были правители.

Я могу: работать с учебником, использовать дополнительный материал

К. Способность к созданию условий для эффективной устной речи
Актуализация знаний

7 минут

1. Давайте вспомним, кто были правители на Руси с 1359-1505 годы, какое событие произошло при них

2. Вставьте пропущенные в тексте слова. (Приложение № 2)

Взаимопроверка в парах. (Слайд № 7)

Выставление отметки за каждое задание в индивидуальных оценочных листах. (Приложение № 3)

Работа по вариантам

- Приводят в соответствие имя князя и событие, произошедшее при нем.

Вставляют пропущенные в тексте слова.

Взаимопроверка

Р. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.

П. уметь устанавливать соответствие, группировать, систематизировать факты

Поиск решения

5 минут

Какая проблема урока?

Какие направления культуры нам известны?

Чтобы мы сразу видели автора, произведение, идею, что вы можете предложить? (Приложение № 4)

Дети называют проблему

- Литература, живопись, архитектура

- Составление таблицы. (Ребята чертят таблицу)

Р. Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.
Физминутка

1 минута

Проведение физминутки под песню “Вместе весело шагать” (1 куплет и 1 припев)  
Этап решения проблемы

15 минут

Первое направление – литература. (Слайд № 8, 9)

В Древней Руси книги ценили очень высоко.

Что еще выделяем в литературе?

Заполнение таблицы первого направления с проговариванием.

В новых центрах Руси - Москве и Твери появились свои летописи.

Поэму “Задонщина”, повесть “Сказание о Мамаевом побоище”, “Хождение за 3 моря” заметки купца Афанасия Никитина, “Хронограф”, “Житие”, написанные Епифанием Премудрым о монахе-отшельнике Сергии Радонежском и митрополите Стефане Пермском.

Л. Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах: объяснять взаимные интересы, ценности, стремление к сохранению памятников культуры

Р. умение сознательно регулировать собственную деятельность в интересах обеспечения соответствия результатов поставленным целям, предъявляемым требованиям, правилам, образцам

П. умение выделять смысл изучаемого материала, выделять в нем существенное, устанавливать причины и следствия

К. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

Обратите внимание на карту, связанную с путешествием Афанасия Никитина:

- Найдите, откуда начал путь купец?

- Каким цветом обозначен путь?

- Назовите государства, в которых он побывал?

- О каких морях идет речь?

Второе направление: архитектура. (Слайд № 10, 11, 12, 13, 14)

С 1485-1495 годы были выстроены новые кирпичные стены и башни Кремля. С чем было это связано?

Работа по карте на стр. 110

 

 

 

 

Москва становится центром возрожденной Руси и Иван III приглашает лучших мастеров- архитекторов из Италии: Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари.

Ребята, какая проблема нашего урока?

Глядя на таблицу, какой вывод можно сделать по нашей проблеме?

Правильно, ребята! Какие вы молодцы! Все это способствовало формированию национальной культуры русского народа.

Дети называют проблему

- Усиление московских князей.

- Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

- Объединение территорий под властью московского князя.

- Единая православная вера русских земель.

- Стремление русских людей к единению под сильной княжеской властью.

Рефлексия

5 минут

Викторина (приложение № 5) Дополнительные баллы ставят себе в оценочный лист, где задание № 3.

На оценочном листе нарисуйте цветок, если вы поработали на все 100% - то 5 лепестков, если вы могли поработать лучше, но не получилось себя проявить – то 4 лепестка, если вы поработали всего лишь вполсилы – 50 %, то 3 лепестка. Если вам урок понравился – над цветком рисуем солнце, если не очень – то нарисуйте облако, а если совсем не понравился, рисуем как тучка плачет.

Отвечают на вопросы викторины.

Сдают оценочный лист.

Л. Умение в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Р. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.

Домашнее задание

1 минута

Параграф 27, закончить таблицу - направление живопись. (Базовый уровень).

По желанию: Вы узнали, что Афанасий Никитин совершил путешествие в разные страны. Какие земли и острова были открыты русскими людьми? (Слайд № 17)

Спасибо за урок

  Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ

Л. – личностные УУД

Р. – регулятивные УУД

П.- познавательные УУД

К. – коммуникативные УУД