Внеклассное мероприятие для учащихся 4-го класса и родителей «Праздник Рождества Христова»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Методическое обоснование

№ п/п Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется
1 Исследовательская деятельность Подготовительный этап
2 Групповая деятельность Основной этап

Подготовительный этап

3 Коллективная деятельность Основной этап

Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся через знакомство с евангельским сюжетом о рождении Иисуса Христа и традициями празднования Рождества Христова, приобщение учащихся к культурному наследию России.

Задачи:

  • помочь учащимся осмыслить содержание и суть одного из основных христианских праздников- Рождества Христова;
  • создать условия для развития этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • воспитание у учащихся интереса к народным обычаям и истории их возникновения;

При проведении данного мероприятия у учащихся формируются следующие результаты:

Личностные:

  • духовно-нравственное совершенствование личности младшего школьника; осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование толерантного уважительного отношения к культуре других народов;

Познавательные:

  • владение первичными навыками работы с информационно- коммуникационными средствами и электронно- образовательными ресурсами;
  • участие в исследовательской деятельности и представление ее результатов во внеурочных формах занятий;

Регулятивные:

  • проявление способности к саморегуляции в процессе работы во внеурочных и внешкольных формах музыкально – эстетической, исследовательской деятельности;

Коммуникативные:

  • формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа информации, её оценки и представления в творческих формах работы (включая исследовательскую)

Формы работы: фронтальная работа, работа в группах.

Методы обучения: метод наглядности, метод поэтической характеризации, метод эмоциональной драматургии, метод художественной интерпретации

Подготовительный этап: деление детей на группы и работа с дополнительной литературой и интернет- источниками, систематизация отобранного материала; опережающее задание “Евангельский сюжет Рождества Христова”, “Традиции празднования Рождества в России и в других странах”, изготовление вертепов и рождественских открыток.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация мультимедиа, ноты “Тихая ночь” Ф. Грубера, фонограмма (-) песни “Рождество” А. Варламова.

План занятия

Этапы урока / занятия

Цели и задачи

Художественно- педагогическая деятельность учителя Художественно- эстетическая деятельность учащихся
Эмоциональный настрой

Цель:

- создание единого интонационного пространства

Задача:

-помочь почувствовать музыку

Исполнение международного рождественского гимна Ф.Грубера “Тихая ночь” Исполнение международного рождественского гимна Ф.Грубера “Тихая ночь”

Эмоциональный отклик.

Основная часть

Евангельский сюжет

Задача:

- познакомить с евангельским сюжетом о рождении Иисуса Христа

 

Задает вопросы, комментирует, помогает раскрыть содержание

 

Рассказывают евангельский сюжет. Свободно высказываются.

История празднования на Руси

Задача:

- воспитать у учащихся интерес к народным обычаям и истории их возникновения;

Задает вопросы, комментирует  

Свободно высказываются.

Исполнение рождественских колядок

Задача:

-создать условия для коллективной творческой деятельности

  Входят в художественный образ. Передают художественный образ.
История празднования в других странах

Задача:

- воспитать у учащихся интерес, уважительное отношение к культуре других народов

Задает вопросы, комментирует Свободно высказываются
Художественное исполнение песни “Рождество” А.Варламова

Задача:

- создать условия для выражения внутреннего мира через вокальное исполнение

Исполняет песню вместе с учащимися. Эмоционально откликаются, соединяются с музыкой
Итог

Личностная рефлексия

Цель:

- создать условия для личной рефлексии всех присутствующих

Задача: помочь осмыслить суть праздника Рождества Христова

 

Заключительное слово учителя

 

Личностная рефлексия

Сценарий занятия

1. Эмоциональный настрой

Исполнение учащимися международного рождественского гимна “Тихая ночь” Ф. Грубера (a capella) приложение 1

Учитель

- Здравствуйте уважаемые родители, здравствуйте дорогие дети!

- Сегодняшнее наше мероприятие посвящено традициям празднования очень светлого праздника! Рождества Христова!

- А что мы знаем об этом празднике?

(Ответы детей, родителей)

2. Основная часть

– Давайте узнаем историю этого праздника

Учащиеся (рассказывают по ранее проведенным исследованиям)

(Слайд 1) Когда- то очень давно, в стране Иудее правил царь Ирод. И страна, и царь находились под властью Римской империи.

Император Август повелел провести перепись в Иудейской земле. (Слайд 2) Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки. Родители Девы Марии и Иосифа, происходили из Вифлеема. Мария ждала ребенка. И когда Марии пришло время родить, они отправились в Вифлеем.

Мест ни в домах, ни на постоялых дворах не было, поэтому они остановились за городом, в пещере, куда пастухи иногда загоняли скот в ненастную погоду. Это место называлось “вертеп”. (Слайд 3)

Ночью у Девы Марии родился младенец- Сын Божий, Спаситель мира. Мария спеленала его и положила в ясли, куда кладут корм для скота.

Тем временем в Иерусалим прибыли из далекой восточной страны волхвы, или мудрецы- ученые люди, занимавшиеся наблюдением и изучением звезд. (Слайд 4)

Они увидели, как на небе возникла новая необычная звезда. Увидев ее, волхвы поняли, что ожидаемый Спаситель мира родился. Мудрецы поспешили в Иерусалим, чтобы узнать, где родился царь и поклониться ему.

Звезда, появившаяся на востоке, двигаясь по небу, шла перед ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус. (Слайд 5)Волхвы вошли в пещеру и поклонились Иисусу до земли. Они принесли ему дары. Золото, смирну и елей. (Слайд 6)

Учитель

- Давайте посмотрим видеосюжет о тех давних событиях, которые произошли более 2000 лет тому назад.

2.1. Видеосюжет о Рождестве.

Учитель

2.2. - Рождество Христово по праву можно считать одним из самых светлых и добрых праздников в христианстве. В этот день люди празднуют рождение Иисуса Христа. Католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные 7 января. Такое отличие объясняется разными системами летоисчисления: католики пользуются григорианским календарем, а православные – юлианским. У разных народов существуют свои традиции празднования. Но пожалуй есть одна общая традиция. Накануне Рождества многие народы украшают в домах рождественскую елку.

- Кто знает, что символизирует вечнозеленая ель?

(ответы детей, родителей)

- Ребята! Вечнозеленая ель и не только она. Можжевельник, лавр, омела - это символ обновляющейся жизни. Поэтому и стали у нас украшать еловыми ветками дома и храмы.

- А сейчас давайте рассмотрим традиции празднования Рождества на Руси.

Дети ( по проведенным ранее исследованиям)

2.3. История празднования на Руси.

История Рождества Христова в России уходит корнями в далекое прошлое.

Рождество в Киевской Руси стали отмечать очень давно, еще в 10 веке.

В летописях, относящихся к этому периоду времени, даже можно найти точную дату, когда на Руси в первый раз отмечали Рождество – 25 декабря 988года.

Учитель

- Как вы думаете почему именно в 10 веке? (Ответы детей, родителей)

- Потому что в 988 году произошло Крещение Руси. А может быть кто-то знает при каком киевском князе произошло крещение Руси? (князь Владимир в народе его называли “Красно солнышко”)

Дети

С Крещением Руси постепенно ушли в прошлое языческие праздники и традиции. Началась христианская история российского государства.

День, перед Рождеством, называется Сочельник . Название произошло от слова "сочиво" (буквально “растительное масло"). Сочиво - это каша с растительным маслом и овощами. Ее полагалось есть накануне Рождества и никакой другой пищи вплоть до сумерек, есть не разрешалось. Такой запрет сохранялся вплоть до восхода Вифлеемской звезды – звезды, под которой родился Иисус Христос.

Утром в Сочельник, в избах было принято мыть потолки и стены, скоблить пол и натирать его можжевельником. Затем все шли париться в жаркую баню. А вечером пели коляду. Ее пели собравшись большими компаниями, разукрасив лицо, вывернув одежду, и посадив на сани Коляду. Так звалась кукла или девушка, одетая поверх шубы в белую рубашку.

Дети гуляли по деревне со звездой, сделанной из лучины и бумаги и напевали под окнами (или зайдя в дом) колядки - песни, восхвалявшие хозяев, за что получали разные подарки: конфеты, пирожки, деньги.

- Ребята, а ведь мы с вами тоже знаем колядки! Давайте их исполним!

2.4. Исполнение рождественских колядок (исполняют группами).

Коляда, коляда,
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубль, хоть пятак,
Не уйдем из дома так!
А можно и монетку,
Не жалейте ничего
Накануне Рождество!

Ангел с неба к нам спустился,
И сказал: Христос родился
Мы пришли его прославить,
И вас с праздником поздравить!

Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!

Знают взрослые и дети:
Для добра живем на свете!
Днесь святое Рождество,
На планете торжество!

Сею, вею, посеваю,
С Рождеством вас поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле — копнами!
На столе — пирогами!
С Новым годом,
С новым счастьем, Хозяин, хозяюшка!

Пришел малец, молодой удалец,
Песенки играет, ребяток забавляет.
А вы, хозяева, смотрите, да угощенье несите!
Конфеты и орехи, для моей потехи

Учитель

- Ребята вы знаете, что Рождество празднуют не только в России.

У разных народов существуют свои традиции празднования. Давайте о них узнаем

Дети (по ранее проведенным исследованиям)

2.5. Рождество в Венгрии (Слайд 7)

Венгерский Санта Клаус приходит к детям с подарками 6 декабря – в день Святого Николая. По сложившейся традиции дети чистят обувь и выставляют ее на улицу, перед тем как отправиться спать.

А на следующее утро там появляются сладости и подарки, заботливо уложенные в красные мешочки. Иногда рядом с подарками Санта Клаус оставляет золотую розгу для тех детей, которые плохо себя вели и не слушались. Но это скорее шутка и веселый намек, чем реальная угроза.

Рождество в Австрии (Слайд 8)

В Австрии любят украшать елку не гирляндами и игрушками, а шоколадом и марципаном. Австрийцы наряжаются в самые лучшие наряды и держат двери дома открытыми, чтобы в любой момент к ним могли присоединиться друзья.

Рождество в Испании (Слайд 9)

В Испании, как и других испаноязычных странах, очень весело отмечают Рождество. Центральные улицы крупных городов Мадрида и Барселоны, в день праздника просто забиты поющими и танцующими людьми, наряженными в национальные костюмы.

Перед началом рождественской службы испанцы собираются у центрального входа в собор или церковь и танцуют, взявшись за руки. В церковь приходят практически все. После церковной службы праздник проводится в кругу любимых людей и близких родственников за праздничным столом .

Рождество в Англии (Слайд 10)

В Англии Рождество — настоящий семейный праздник. В этот день все собираются в родительском доме за столом, дарят друг другу подарки и просматривают свои семейные фотографии. Традиционным блюдом является индейка и пудинг. А пьют в этот день исключительно чай .

Исполнение песни “Рождество” А.Варламова (Слайд 11)

Учитель

- Ребята! Вы молодцы! А сейчас давайте все вместе споем песню о Рождестве.

Итог занятия (рефлексия).

Учитель

- Рождество – это день, символизирующий начало, это праздник, несущий свет и покой, день, когда нужно задуматься о своем месте в жизни и дать себе обещание стать добрее, душою чище и лучше. Давайте каждый пообещает себе стать лучше, милосерднее и добрее. Рождество – это праздник света, праздник всепобеждающей любви ко всем людям. Мы сегодня с вами прикоснулись к традициям празднования Рождества, надеемся, что 7 января вы отпразднуете этот светлый праздник со своими родными и близкими.

В заключении нашего мероприятия, приглашаем вас оценить выставку работ, которую подготовили ребята (выставка рождественских вертепов и открыток)

Желаем вам всего самого доброго!

ФОТОМАТЕРИАЛЫ