Рейтинг@Mail.ru

Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Решение задач. Путешествие в Ошевенск. 6-й класс

Разделы: Математика, История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс региональной истории России


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (35,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: Урок закрепления знаний

Формируемые результаты:

Предметные: формировать умение решать текстовые задачи с помощью пропорций; продолжить формирование понятий “прямая пропорциональность”, “обратная пропорциональность”, “пропорция”; повторить понятие “объем”; продолжить отработку вычислительных навыков;

Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания; формировать умение работать в коллективе; развивать у учащихся кругозор, научное мировоззрение; прививать любовь к родному краю и его истории.

Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации; формировать умение использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся решать задачи с помощью пропорций, заинтересуются изучением истории родного села.

Оборудование: мультимедиа, сигнальные карточки (4 цвета), распечатки приложений, мензурка, емкости для воды, весы, образец диорита

Конспект урока

1. Организационный момент. Мотивация. Слайд 3.

Здравствуйте, ребята!

2. Вводное слово:

Много гостей из всех волостей приезжают к нам в село. Все знают, что своим названием и широкой известностью обязано село преподобному Александру Ошевенскому – монаху “пришедшему в эти края для пустыннического жития” и основавшего у реки Чурьега Александро-Ошевенский монастырь.

Много интересного можно увидеть в Ошевенске: курные (то есть топящиеся по-черному) избы Халуя, ушедшую под землю речку, камни-следовики, действующую церковь Богоявления, которая является памятником архитектуры 18 века, часовни, поклонные кресты.

Давайте, ребята, посмотрим пытливым математическим взглядом на наш монастырь.

3. Актуализация опорных знаний. Целеполагание. Слайд 4.

Перед нами ворота монастыря с надвратной Никольской церковью, построены в 1834 г. Чтобы открыть ворота нужно ответить на вопросы.

Понятием пропорция мы овладели, как мы будем применять наше умение решать пропорции? Чем мы займемся на уроке?

Возможно, решая задачи, мы узнаем что-то новое об истории нашего края.

4. Устный счет. Слайд 5, 6, 7.

Перед нами четыре угловые башни - часовни. Осмотрим их.

Найдите неизвестный член пропорции. Ответ сообщите с помощью сигнальной карточки. За правильный ответ “+” на листке результатов.

5. Организация дополнительной индивидуальной работы. Слайд 8.

Сейчас в монастыре много работы. Если в течение урока у вас будет свободная минутка, помогите убрать мусор. Решить задания нужно на Листке помощи (приложение 1).

6. Обобщение и систематизация знаний. Решение задач. Слайд 9.

Из жития Александра Ошевенского мы узнаем: родители его Никифор и Фотиния, по прозвищу Ошевни, переселились в Каргопольский край.

“И обрете место лесно над рекой Чурьега, и возлюби е. И тако тут приселися и прозвана та весь и доныне слобода Ошевнева”. Сюда и пришел инок Александр и на другом берегу реки “нашел место, около же блата и дебри, и поставил крест, и дал обещание построить храм во имя Николая Чудотворца и поселиться здесь навеки”.

Слайд 10.

В нашу местность инок Александр пришел пешком. Интересно, сколько времени он был в пути?

Ответ: 9 ч 12 мин.

Конечно, Александру Ошевенскому в пути был необходим отдых и если вышел он, помолившись рано утром, то пришел в деревню к вечеру. Не забывайте, что самой деревни еще не было. Родители и три старших брата обосновали “Ошевенскую слободу” на месте Погоста вот и все. Правда, в отдалении стояли две большие богатые деревни у реки Халуй.

Слайд 11.

В житие указывается, что первоначально хотел Александр Ошевенский построить монастырь на противоположном берегу реки Халуй, но жители не пустили его, боясь потерять земли, гнали и не дали даже ночлега и напиться воды.

“Видите эту реку? Великая благодать для человека, когда у самого жилья много здоровой воды. Вам не пивать: вы будете жить у воды, но без воды.

По слову его провалилась мать-сыра-земля и впустила в себя реку, а ниже выпустила ее из своей могучей груди. А где река текла, осталась одна котловина, полная песку и камня”.

Слайд 12.

Предлагаю вам решить задачу:

Ответ: 15,2 км.

Слайд 13.

При жизни Александра Ошевенского монастырь был деревянным.

В середине 16 и в начале 17 веков монастырь горел, но трудами, молитвами и пожертвованиями быстро отстраивался заново.

Слайд 14.

После пожара в 1706 г уже в 1707 году был построен 1 каменный храм – Успенский собор с колокольней. На первом этаже размещалась Сретенская церковь, а на верхнем – Успенская церковь. Собор построен из камня под названием “диорит”, это известковая порода, залегающая слоями. Сейчас за рекой сохранились карьеры, где добывали диорит. При строительстве собора в основании использованы огромные камни.

7. Решение исследовательской задачи. Динамическая пауза. Слайд 15.

Внимательно рассмотрим оборудование. Для чего нам нужен каждый предмет?

Обучающиеся разбиваются на группы у доски (обсуждение проходит стоя), выдвигают гипотезы, вырабатывают план решения задачи. Результаты фиксируются на доске. Выполняют измерения ученики. Результаты фиксируются в таблице (приложение 2). Обсуждение полученного результата.

Обобщение учителя: Мы узнали массу одного камня. Подумайте, сколько трудолюбия, упорства и мастерства требовалось, чтобы заготовить, перевезти камни, а после, подбирая их по размеру, построить такой храм.

8. Повторение. Отработка вычислительных навыков. Слайд 17.

После пожара 1706 года была поставлена новая деревянная ограда монастыря, которая была заменена каменной уже в 1834 году. Так же была построена Никольская церковь. Общая длина стены приблизительно 630 метров, из которых сейчас стоят только около 150 метров. Остальное разобрали на кирпич в советское время, и я надеюсь, что мы с вами, жители Ошевенска, когда-нибудь найдем силы вернуть монастырю прежний вид.

Сейчас мы разобьемся на две бригады. Каждый верный ответ будем считать за 1 метр восстановленной стены. Посмотрим, сколько метров мы сможем восстановить сегодня.

При нехватке времени материал слайда 17 может быть использован в качестве домашнего задания (приложение 4).

9. Итог урока. Рифлексия. Слайд 19

Оценки, домашнее задание.

Вот и закончилось наше путешествие по монастырю.

  • Какие новые знания мы получили? Что особенно понравилось?
  • Что повторили сегодня на уроке? Задачи, каких видов решили на уроке?
  • Довольны ли вы результатом работы? Понравился ли вам урок?

Мы с вами живем в замечательном месте. Прекрасна наша земля своей природой: леса полны ягод, грибов, зверья, река – рыбой. Но еще ярче труды предков наших. В житие написано “были дебри и блата”, а теперь столько полей, как хочется, чтобы вы растили на них лен и рожь. Предки строили монастыри, церкви и часовни – как знаменит ими наш край, а имен строителей никто не помнит. Ценили они в человеке трудолюбие, скромность, милосердие и доброту. Трудились на пользу семьи, во благо Отечеству и во славу Божию. Каждый из вас ежедневно делает выбор между добром и злом, пороком. Нужны России “добры молодцы” и “красны девицы”. Что вы выберете, как будете строить свою жизнь – такая жизнь будет и у села со старинным названием Ошевенск.

Приложение 5

Приложение 6