Рейтинг@Mail.ru

Лексика и фразеология. Повторение изученного

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (50,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • Обогащение словарного запаса, развитие умения работать в группе.
  • Совершенствование умения опознавать синонимы, антонимы, фразеологизмы, многозначные слова, употреблять их в речи.
  • Актуализация знаний о словарях русского языка.

Ход урока

I  Начинаем наш урок русского языка, урок повторения (Слайд №1). А чтобы сформулировать его тему, обратимся к литературе. Вспомните сказку А.С. Пушкина, которую вы недавно изучали. Как она называется? (“Сказка о мёртвой царевне...”). Работа с текстом сказки.

Где оказалась царевна по воле злой мачехи? Как ведёт себя царевна, оказавшись у семи богатырей? (Хлопочет по хозяйству). А как произошла первая встреча царевны с богатырями, мы сейчас увидим (Слайд №2).

Обратите внимание, что царевна в лесном тереме богатырей вела себя совсем не как царская дочь, а как простая крестьянская девушка. И одета она была очень просто. Как же богатыри догадались, что перед ними царская дочь? (“Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали”).

Оказывается, иногда достаточно услышать, как человек говорит, чтобы понять, кто он таков. И именно речи, слову посвящен наш урок. А как называется словарный состав языка? (Лексика).

Сегодня мы повторяем лексику. Надеюсь, что мы с вами будем работать засучив рукава, дружно, рука об руку, постараемся разложить всё по полочкам, и у нас всё получится, так как мы болеем друг за друга.

Скажите, какие особенные выражения я употребила? (Фразеологизмы).

Что это такое? (Устойчивые словосочетания).

Итак, мы повторяем лексику и фразеологию (Слайд №3).

II Устная и письменная форма речи. Чем они отличаются?

Ответы учащихся.

Чтобы правильно употреблять слова, надо знать их лексическое значение. Какими способами это можно сделать?

Ответы учащихся.

Да, один из способов – обращение к словарю (Слайд 4).

Представим, что некоторые виды словарей пришли к нам и в одном-двух предложениях рассказывают о завтраке.

Словарь (ученик): “Завтрак я разогрел в микроволновке. Микроволновка – это бытовой прибор для приготовления и разогрева пищи”. Определите, какой это словарь. (Толковый). (Слайд 5).

Какие виды толковых словарей вы знаете?

Ответы учащихся.

Наши предки не знали понятия “лексическое значение”, но использовали его в малых произведениях фольклора. Каких? (Загадки). Отгадываем загадки. Каждый отгадавший получает карточку с буквой, на которую начинается отгадка.

1. Крашеное коромысло над рекою повисло (радуга). Карточка с буквой “Р”.

2. Сидит Пахом на носу верхом. Сам неграмотный, а читать помогает (очки). Карточка с буквой “О”.

3. Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный (арбуз). Раздать две карточки с буквой “А”.

4. Быстрый маленький зверёк по деревьям скок да скок (белка).

5. По горам, по долам ходят шуба да кафтан (баран). Карточка с буквой “Б”.

6. Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается (кот). Карточка с буквой “К”

7. Мету, мету – не вымету, несу, несу – не вынесу. Стемнеет – сама уйдёт (тень). Карточка с буквой “Т”

Ученики с карточками-буквами выходят к доске.

Задание: по лексическому значению узнать и составить слово. Передавать букву нельзя. В слове могут присутствовать не все буквы.

1. Синоним к слову “лес”. (Бор).

2. Родственник рака, живёт в море. (Краб).

3. От этого подземного жителя убежала Дюймовочка. (Крот).

4. Артист цирка или спортсмен. (Акробат). (Слайд 6).

Ваша группа работала дружно, вы находили общий язык друг с другом, садитесь.

III (Слайд 7). Какое слово из составленных имеет омонимичную пару? (Бор). Какие значения есть у этого слова? С чем можно перепутать омонимы? Как их отличить от многозначных слов?

Ответы учащихся.

Ещё одна загадка с многозначными словами.

Шли двое. Один говорит:

– Это красная?

– Нет, чёрная.

– А почему она белая?

– А потому что зелёная. (Смородина). (Слайд 8).

Какие значения имеет слово “зелёная”? В случае затруднения обратиться к толковому словарю.

IV Вернёмся к нашим словарям.

Словарь (ученик): “Я позавтракал, поел, подкрепился, подзаправился”. (Словарь синонимов) (Слайд 9).

Посмотрите на экран (Слайд 10). Прочитайте задание и выполните его. (Заменить все слова в предложении синонимами).

Злая метель замела тропинки.

Доктор назначил больному инъекции.

А зачем нужны синонимы?

Ответы учащихся.

V А мы узнаём следующий словарь.

Словарь (ученик): “Завтрак был вкусный, пальчики оближешь. Я уплетал за обе щёки, аж за ушами трещало”. (Словарь фразеологизмов) (Слайд 11).

Вспомните фразеологизмы, в которых встречаются названия этих животных, птиц: кошка, куры, свинья (Слайд 12). Что обозначают эти фразеологизмы?

  • Кот – кот в мешке, кот наплакал, как кошка с собакой.
  • Куры – куры не клюют, как курица лапой, как курица с яйцом.
  • Свинья – подложить свинью.

VI Мы узнаём следующий словарь.

Словарь (ученик): “Бабушка приготовила мне на завтрак кашу, а я сказал, что люблю винегрет, фрикадельки, чай, кофе, бутерброд”. (Словарь иностранных слов) (Слайд 13).

Ребята, как в такой ситуации за завтраком не допустить конфликта между бабушкой и внуком? (Слайд 14)

Ответы учащихся.

Составление устных высказываний:

1. “Польза каши на завтрак” (точка зрения бабушки).

2. “Возможность завтрака без каши” (точка зрения внука).

К какой тематической группе относятся слова: каша, бутерброд, винегрет? (Еда). А к какой тематической группе относятся эти слова? Плащ, пальто, куртка, кафтан. (Одежда).

Шашки, шахматы, лото, бирюльки. (Игры). Какое слово в последнем ряду лишнее и почему? (Бирюльки, устаревшее). Ребята в словаре устаревших слов найдут это слово и прочитают, что оно означает. (Слайд 15)

VII Мы узнаём следующий словарь.

Словарь (ученик): “Утро было не пасмурное, а солнечное. Завтрак я съел не через силу, а с аппетитом. И в школу пошёл не грустный, а весёлый”. (Словарь антонимов) (Слайд 16).

Подбираем антонимы к словам высокий (низкий), умный (глупый), верх (низ), диван... (Слайд сделать)

Вывод: антонимы подбираются не ко всем словам.

Дети читают по Словарю устаревших слов значение слова “бирюльки”.

Продолжаем подбирать антонимы. Добрый (злой), трусливый (смелый), толстый (тонкий), чёрный (белый), труд (лень, безделье), смех (слёзы, рыданье), здравствуйте (и до свидания).

VIII Вывод. Мы не властны над чужой речью, но над своей – властны. Речь – это наше зеркало. И пусть оно будет чистым и незамутнённым.

Рефлексия. Через невербальные средства общения покажите, понравился ли вам урок.

Домашнее задание (вариативное). Сочинение-миниатюра:

1. Русская зима.

2. Краски зимы.

3. Зима в нашем городе.