Возникновение средневековых городов

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Тип урока: урок “открытия” новых знаний

Технология: личностно-ориентированная, проблемная, исследовательская.

Задачи урока:

Предметные: cформировать понятие о средневековом городе как центре ремесла и торговли; выяснить основные причины возникновения городов; уметь работать с исторической картой.

Метапредметные:

Личностные: дать оценку

  • Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему, планировать учебную деятельность, прогнозировать исторические события, контролировать  свою деятельность и деятельность товарища, работая в команде.
  • Познавательные: понимать и преобразовывать, анализировать информацию из текста, иллюстраций, исторической карты, составлять рассказ; раскрывать причинно-следственные связи  
  • Коммуникативные: уметь доказывать свою точку зрения, анализируя исторические факты, согласовывать свои действия, работая в группе, определять свой и чужой вклад в работу в команде, оценивать результативность своей работы и всей группы в целом по предложенной учителем таблице.

Методы обучения: продуктивный, исследовательский. Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая.

Средства обучения: учебник, документы, .., словарик, презентация.

Деятельность учителя Деятельность учеников
1 Здравствуйте. Сообщение учителя о правилах работы в группе. (Прил. 2) 

Мы уже говорили о жизни средневековой деревни, о жизни в замках феодалов. Чтобы понять, чем мы будем заниматься сегодня, взгляните на карты Европы 5 и 15 веков.

слайд 1 Какие изменения вы заметили?

Слайд 2 Итак, тема нашего урока – “Возникновение средневековых городов”

Слайд 3 Работать мы будем в группах. И у каждой группы – своя задача. (Прил. 1)

Историки должны будут определить причины возникновения городов и рассказать нам о них по составленной ими схеме.

Лингвисты – где и почему именно в этих местах возникали города

Экскурсоводы нам расскажут о том, чем отличались средневековые города от современных.

Политологи выяснят, что значит поговорка “Городской воздух делает человека свободным” и составят схему управления города.

Экономисты дадут характеристику работникам мастерской и определят характерные черты ремесленного производства.

А потом мы как юристы разрешим противоречие “цехи задерживали рост производства” или “способствовали развитию ремесла”?

Необходимые для работы материалы у вас на столах. Время для работы – 5 минут.

Познакомимся с результатами работы наших научных групп.

Подготовка класса к работе

 

 

 

Стало больше городов.

2 Слово историкам – почему возникли города? Расскажите по составленной вами схеме.

Слайд 4

- Какие улучшения произошли?

- К чему это привело?

(изобрели упряжь, подковы, колесный плуг, железные орудия труда, водяные и ветряные мельницы, шахты)

По схеме

3 Лингвисты, расскажите на основе анализа перевода названий городов, где они возникали?

Слайд 5

 

- Почему именно здесь?

- Почему из деревни уходили именно ремесленники?

1. На месте военных лагерей римлян
2. Около замков феодалов
3. На местах переправ через реку
4. Около монастырей
5. Около мостов
6. У крепостей
7. У морских гаваней

Эти места выгодны для ведения торговли

 

Крестьяне не могли уйти от земли.

4 А сейчас, отмечая особенности, по средневековому городу нас проведут экскурсоводы.

Слайд 6

Слайд 7

Город обнесен каменной стеной для защиты от нападений врагов, поэтому места в нем становилось все меньше и меньше. Вторые этажи в целях экономии места нависали над первыми, света в городе было мало, поэтому грязь не успевала высыхать и горожане, чтобы не запачкать одежду и обувь, пользовались ходулями. Горожане были безграмотными, поэтому, чтобы легче было найти нужный дом, на него вешали табличку-рисунок, говорящий, какой мастер здесь живет. Горожане ценили время, так как работали на продажу, поэтому в центре города располагались часы. Но прожить без подсобного хозяйства еще не могли – об этом говорят названия улиц - “улица коров” и “улица быков”.)
ф/м Давайте представим, как темно было в городе в осенний день вечером – закройте глазки.

Дотянемся до 2 этажа дома – встаньте, потянитесь.

Померяем ширину “улицы одного человека” (были и такие в Европейских городах) - раскинем руки

Молодцы. Сели.

 
5 Теперь слово предоставляется политологам.

Слайд 8 Почему горожане стремились освободиться от своих господ? Как это было возможно?

Почему в новых городах сеньоры освобождали от пошлин и налогов всех вновь прибывающих, даже если это были крестьяне, убежавшие от своих господ?

Города возникали на земле феодалов, а значит, горожане должны были платить налоги в его пользу.

Чтобы привлечь больше ремесленников в свои города, феодалы освобождали вновь приезжавших в города от всех налогов. Но потом налоги росли и это мешало ремесленникам. Они стремились освободиться от власти сеньоров.

Это можно было сделать, или откупившись, или подняв восстание.

Слайд 9

Что означает поговорка “Городской воздух делает свободным”?

Город, освободившийся от власти сеньора – коммуна.

Схема – по слайду

Прожив в городе 1 год и 1 день, человек становился свободным.

6 Экономисты, расскажите нам о ремесленной мастерской. Слайд 10

Слайд Итак, шедевр – это лучший образец изделия.

Историки, а что сейчас означает слово “шедевр”? Найдите в словаре Ожегова.

- Какие особенности ремесленного производства вы отметите?

Мастер
Подмастерье
Ученик
Шедевр ( в ср века) – лучший образец изделия
Шедевр (совр) - исключительное по своим достоинствам произведение искусства

Мелкое
Ручное

На продажу (товарное)

Нет разделения труда

  Слайд 11. В средние века ремесленники объединялись в цехи. А каково значение этого слова сегодня, историки? Цехи (в ср века) – объединение ремесленников

Цехи (совр) - отделение завода, фабрики, занятое какой-н. частью производственного процесса. 

7

 

 

8

А теперь ознакомьтесь с документами и скажите, как вы разрешили данное противоречие?

Слайд 12. Подведем итоги:

В 12в в Европе идет бурный рост городов. Города становятся центрами ремесла, торговли. В них зарождаются ценности новой цивилизации: свобода, трудолюбие, творчество, время.

Цехи и помогали:

Создавали равные условия труда, не допускали конкуренции

Заботились о качестве продукции

Оказывали помощь членам цеха и мешали развитию:

Препятствовали переходу подмастерьев в мастера

Нельзя было расширять мастерские

Нельзя применять новые орудия труда

Расправа с изобретателями

9 Слайд 13. Проверим, как вы усвоили материал. Ответьте на вопросы теста и отгадайте код Да Винчи. На это вам 5 минут.

А теперь проверим результат. Передайте для проверки тест соседу.

Букву правильного ответа поставьте на номер вопроса.

- Какое слово получилось?

Отдайте работу авторам.

- Вы довольны собой?

- а уроком?

Спасибо вам.

 

 

 

Работают с тестами.

 

Проверяют работу в группах.

10 Слайд 19. Домашнее задание: п параграфу 13 выполнить творческую работу “Путешествие в средневековый город” в виде сочинения или рисунка или презентации. “Мастер”