Рейтинг@Mail.ru

Изучение истории и культуры малой родины на уроках литературы и во внеурочной деятельности

Разделы: Литература, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Все мы родом из детства. Только с годами начинаешь понимать, как дорог край родной, место, где каждый из нас родился и вырос. Велика наша планета, более 200 государств больших и малых находится на ней. А самая большая территория - Россия. Широки её просторы, глубоки её реки, необъятно её Центральное Черноземье.

Именно здесь расположена наша область, которой уже 60 лет. На самом севере липецкого края среди трёх районов находится посёлок Лев Толстой, бывшая станция Астапово, ставшая известной всему миру после 20 ноября 1910 года. На нашей станции провёл последние дни своей жизни великий русский писатель, человек с большой буквы - Лев Николаевич Толстой. Это имя дорого сердцу каждого из нас и близко людям всего мира. Поэтому я уделяю большое внимание изучению истории своего посёлка. В этом мне помогает краеведческая работа, обогащающая представления школьников о литературе и расширяющая их понятия о творческой деятельности писателей.

В “Национальной доктрине образования в Российской Федерации” [3, с.1] подчёркивается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Мы должны заниматься организацией и экологического, и эстетического, и патриотического, и правового воспитания, и организацией краеведения... В каждом из этих направлений есть проблемы, требующие решения. А разрешить их можно только через духовно-нравственное воспитание.

Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость и без преувеличения сегодня стала приоритетной с точки зрения национальной безопасности страны, так как государство, не имеющее своей идеологии, лишено перспективы.

Перспектива - это будущее, ожидаемое. Но слово “перспектива” в прямом значении - вид чего-либо, открывающийся с какого-либо места. Нельзя забывать и об этом месте, без которого нельзя говорить о перспективе, то есть об истоках, начале развития, а начало - в воспитании любви к родителям, родному дому, школе, к своей малой родине, родному слову.

Слово - основа основ духовной культуры, это волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времён, связь поколений. Языковой среде каждого народа присущи уникальность и своеобразие языковых средств. Даже самая крошечная точка на карте Отчизны имеет свою историю, своё значение. И, конечно, ничто не дорого так сердцу, как родной край, малая родина.

Литературное краеведение позволяет глубже изучить духовную культуру своего региона, воспитать у молодого поколения любовь к родному краю, Отчизне.

Литературное наследие уроженцев Липецкого края представляет большой интерес для изучения.

В наших местах родились, жили, творили святые (святитель Тихон Задонский, Георгий Затворник Задонский, святитель Иннокентий архиепископ Херсонский и Таврический, преподобный Амвросий старец Оптинский, святитель Феофан Затворник Вышенский, преподобный Силуан Афонский); многие талантливые писатели, учёные-литературоведы (Анна Бунина, братья Жемчужниковы, Бартенев П.И., Левитов А.И., Терпигорев С.Н., Замятин Е.И., Шальнев Б., Шубин П.Н. и многие другие).

Литературные произведения уроженцев Липецкого края вошли в золотой фонд российской культуры.

Но, к сожалению, часть литературного наследия наших земляков почти не известна даже многим учителям Липецкой области, а тем более школьникам. Поэтому задача учителей русского языка и литературы – привить интерес к родному краю.

В современных условиях словесник должен творчески подходить к отбору краеведческих материалов, проявлять инициативу, использовать передовые педагогические технологии, учитывать всё новое, появляющееся в работах по литературному краеведению [2, с. 37].

Для того чтобы привлечь внимание детей к чтению, в нашей школе было создано детское творческое объединение “Литературное краеведение” [5, с. 3-10; 6, с. 87]. Главная цель объединения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край, писателей, связанных с малой родиной и их произведения. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

- познакомить учащихся с историей и современностью края;

- развить у школьников стремление знать литературу Липецкой области, её авторов;

- способствовать развитию патриотического отношения к малой родине.

Курс разбит на четыре раздела:

  1. Введение.
  2. Литература XIX века
  3. Великие русские писатели в Липецкой области. Обзор.
  4. Литература ХХ века.

Изучение истории родного края рассчитано на 34 часа. Учащиеся с удовольствием принимают участие в работе объединения. В течение обучения ребятами было создано несколько проектов. Поскольку я считаю, что проектная деятельность является одним из самых эффективных инструментов для привлечения внимания учащихся к работе. Метод проектов направлен на развитие самостоятельной деятельности, что не мало важно в изучении истории родного края. При использовании метода проектов в краеведении необходимо учитывать специфику выбранных тем-проектов. Особенность проектного метода в том, что после сбора материалов, вещественных доказательств и их анализа учащиеся на конечном этапе работы должны получить конкретные, “осязаемые” результаты готовые к внедрению. Проектный метод ориентирован как на индивидуальную, так и групповую самостоятельную деятельность учащихся. Этот метод предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривающей использование разнообразных методов обучения, техники и технологии. Итогом работы проектной деятельности учащихся должна стать защита проекта [1, с. 25]. Краеведческие проекты могут быть направлены на решение проблем, связанных с углубленным изучением истории родного края, анализом произведений авторов, живших или живущих на малой родине.

Региональный компонент в исследовательской деятельности даёт заинтересованность моим воспитанникам учебным предметом, культурой и архитектурой родного края. Эта образовательная технология стимулирует творчество обучающихся, потребность в самореализации, помогает накапливать жизненный опыт на основе изучения краеведческого материала. Кроме того, на протяжении пяти лет авторы проектно-исследовательских работ ежегодно участвуют в муниципальной конференции “Поиск и творчество”, региональной конференции “К вершинам знаний”, федеральных конкурсах, представляя проекты по темам регионального компонента, многие из которых получают заслуженные награды, что очень важно для мотивации учащихся:

  • 2009 год – призёр муниципальной научно-практической конференции “Поиск и творчество”.
  • 2009 год – победитель районного конкурса сочинений “Моя родина”.
  • 2010 год – победитель районного конкурса творческих работ к 100-летию со дня смерти Л.Н. Толстого.
  • 2010 год – призёры районного конкурса “Всяк мастер на свой лад” (3 человека в номинации “Фотография”).
  • 2011 год – победитель районного конкурса сочинений “Моя семья”.
  • 2012 год – победитель Всероссийского творческого конкурса “День победы” в номинации “Мой герой”.
  • 2012 год – призёр конкурса “85 лет района в лицах”.
  • 2012-13 уч. год – призёр интернет-конкурса детских виртуальных экскурсий “Мир вокруг нас”,
  • 2013 год – призёр районного конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся “Отечество”, посвящённого 60-летию образования Липецкой области.
  • Участие в Православных чтениях при Липецкой областной историко-патриотической организации “Наследники Александра Невского” (декабрь 2013г.), победитель и призёр конкурса творческих работ.
  • 2014 год – участник региональной конференции “К вершинам знаний”, номинация “Первые шаги в науку”.
  • 2014 год – лауреаты общероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио ученика”, конкурс “Учебный проект”.
  • 2014 год – призёр муниципального этапа Всероссийского конкурса на лучшее знание государственной символики Российской Федерации, номинация “Исследовательская работа”
  • 2014 год - победитель районного конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся “Отечество”, участник областного этапа.
  • 2015 год – победитель районной научно-практической конференции “Поиск и творчество”
  • 2015 год - участник региональной конференции “К вершинам знаний”, номинация “Первые шаги в науку”, номинация “Победа в сердце каждого”.
  • 2015 год – победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса детского и юношеского литературно-художественного творчества (исследовательская работа “Тема родины в творчестве С.А. Есенина”)

Кроме проектов ребята увлекаются созданием видеороликов о своём посёлке, его памятниках, героях ВОв, один из них посвящён последним дням Л.Н. Толстого на нашей земле.

Своими наработками делюсь с коллегами на открытых уроках, мероприятиях. Принимаю активное участие в работе семинаров, мастер-классов, круглых столов по вопросам регионального компонента:

Участие в работе III областной краеведческой конференции “Теория и практика изучения регионального компонента в системе школьного образования” (анализ статьи “Все мы родом из детства”, рекомендация к изданию статьи в тематическом сборнике) (2009 год), в работе IV областной краеведческой конференции “Теория и практика изучения регионального компонента в системе школьного образования” (издание статьи в тематическом сборнике) (2012 год) – адрес статьи http://www.iro48.ru/files/20120814_03.doc.

Районные краеведческие чтения “Великая Отечественная война”, посвящённые 65-летию Победы в Великой Отечественной войне (2010 год)

Семинар школьного методического объединения учителей русского языка и литературы “Реализация тем регионального компонента в учебном процессе” (2011 год)

Обучение в творческой группе “Учитель. Педагог. Мастер” сообщества “ИКТ на уроках русского языка и литературы” портала “Сеть творческих учителей” (2011 г., 72 часа).

Публикация в материалах Всероссийского интернет конкурса педагогического творчества 2013-14 уч. года “Литературная жизнь Липецкого края”

Победа в региональном конкурсе “Лучшая методическая разработка урока, посвящённого 60-летию Липецкой области”

Презентация программ внеурочной деятельности в рамках заочного этапа Всероссийского фестиваля педагогического мастерства “Литература – духовно-нравственная основа России” (г. Ульяновск, 2014 год).

Обобщение опыта работы на секции педагогов областной научно-практической конференции “Отечество” и большой вклад в организацию исследовательской краеведческой работы с обучающимися (2014 год)

Участие в IV Общероссийской заочной научно-практической конференции педагогов (с международным участием) “Формула успеха” “Перспективные направления современного образования” и публикация статьи “Использование регионального компонента во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе”.

Кроме этого участвую в вебинарах, которые расширяют мои знания о проектном методе обучения:

  • “Метапредметная проектная деятельность школьников” (2013 год).
  • “Проектный урок как средство достижения метапредметных результатов” (2013 год).
  • “Оценка сформированности исследовательской и проектной деятельности в основной школе” (2015 год)
  • “Оценка метапредметных результатов в основной школе: смысловое чтение” (2015 год)
  • “Планируемые результаты и оценка их достижения как структурообразующий элемент ФГОС ООО” (2015 год)
  • “Гипермедиасочинение как продукт учебно-исследовательской деятельности учащихся” (2015 год)

При подготовке к занятиям я часто пользуюсь сайтом областной библиотеки “Литературная карта Липецкой области”, здесь расположен богатый иллюстративный материал о многих писателях и поэтах, связанных с Липецкой землёй (http://library.lipetsk.ru/lipmap). Этот же сайт помог нам (детям и учителям) в реализации ещё одного творческого проекта – создании книги “Литературная карта Липецкой области”, в ней собраны сведения о писателях и поэтах, связанных с нашей областью.

В заключение хочется сказать, при использовании регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности формируются личностные результаты школьников, они получают навыки ведения исследования литературного материала, созидаются лучшие духовно-нравственных качества личности, воспитывается любовь к родному краю, умело используются различные источники информации, идет приобщение к ценностям русской литературы [4, с.24].

Список использованной литературы.

  1. Гам В.И., Филимонов А.А. Современные подходы к обучению: метод проектов. – Омск, 2004
  2. Лингвистическое краеведение: учебное пособие / Л.А. Захарова, Н.Г. Нестерова, Г.Н. Старикова. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005.
  3. “Национальная доктрина образования в Российской Федерации”. - http://www.profile-edu.ru/nacionalnaya-doktrina-obrazovaniya-v-rossijskoj-federacii-page-1.html.
  4. Никитин С. В. Проблемы личностного роста и развития учащихся. - Волгоград: Учитель, 2006.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (сост. Е. С. Савинов). - М.: Просвещение, 2011.
  6. Прохоров В.А. Липецкая топонимия. Воронеж, 1981.