Классный час в 8-й классе: «Родина моя - Иркутская земля» (355-летию областного центра г.Иркутска посвящается)

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Конкурс «История регионов России»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цель: Воспитание любви и уважения к родному краю.

Задачи:

  • активизировать познавательную деятельность обучающихся;
  • развивать эстетическое восприятие, способность подмечать красоту в привычном, обыденном, простом окружении;
  • воспитывать любовь к Родине, Отечеству, своему краю, родному селу, улице;
  • формировать чувство патриотизма, ответственности за сохранность неповторимого облика родного края.

Час общения "Родина моя – Иркутская земля" проводится в форме заочного экскурса по страницам истории города Иркутска, Боханского района и диалога учителя и участников.

Класс оборудован мультимедийным проектором. (Презентация классного часа “Родина моя – Иркутская земля”.) Выставка книг об Иркутске, о Боханской земле.

Ход часа общения

Звучит песня Марка Бернеса “С чего начинается Родина”

Учитель: Родина. Отчизна. Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью, а пишем их с большой буквы. А задумывались ли вы, ребята, с чего начинается Родина? (ответы учащихся). Для каждого человека она начинается с родного города, села, дома, улицы, на которой он вырос. Потому, что здесь наш дом. Потому, что здесь живут родные нам люди.

Учитель (обращаясь к одной из девочек): Сашенька, ты меня не слушаешь. Ты чем занимаешься?

Саша: Краеведение читаю, в школе задали.

Учитель: А тема какая?

Саша: “История земли Иркутской”.

Учитель: Интересная тема, о ней мы и хотели сегодня поговорить.

Саша: Да, тема интересная. Вот сколько прочитать надо (показывает на стопу книг). Не знаю, успею ли.

Учитель (после некоторого раздумья): У меня есть идея! А что если нам отправиться в гости?! В гости, наверное, все ходить любят.

Саша: А к кому мы отправимся в гости?

Учитель: Да к нашим предкам и отправимся, прямо в прошлое.

Саша: Давайте попробуем.

Учитель: И так, тема нашего классного часа называется “Родина моя – Иркутская земляи посвящена она будет 355-летию нашего областного центра города Иркутска. Сегодня, в преддверии юбилея, мы с вами проведем заочный экскурс по историческим местам города, района, вспомним имена замечательных земляков.

Ребята, в 2017 году исполняется 95 лет Боханскому району. Много это или мало? О возрасте не спорят. Но юбилей ко многому обязывает. История нашего района неразрывно связана с историей Иркутской области, города Иркутска. И все это наша земля, наша малая Родина, родина наших дедов и отцов.

Я знаю, есть места получше. Где лучше лес, где моря гладь.
Где климат мягче, воздух чище. И где такая благодать!
Но я люблю природу нашу, какая есть, пусть знает свет,
Что лучше места, где родился, для человека в мире нет!

В июне 2016 года город Иркутск отметит свой 355-летний юбилей. В Иркутске появились новые памятники культуры. Вы наверняка об этом много слышали и знаете. Давайте, ребята, вместе с вами вспомним достопримечательности Иркутска. Иркутск не сразу стал таким, каким мы его видим сейчас. Начавшись с крохотного зимовья среди тайги, с маленького острога на берегу Ангары, он постепенно рос и развивался, став центром огромного региона.

А поможет нам в этом видео викторина “Славные в Сибири имена!” (По мере открытия слайдов учащиеся должны отгадать имена).

- Сын боярский. В 1661 году вместе со служивыми людьми поставил острог против Иркута-реки. С этого времени берет свое начало город Иркутск. (Яков Похабов)

(Ответ: Памятник первопроходцам, или памятник Якову Похабову.

Фигура высотой 5,2 метра отражает собирательный образ русского человека, идущего на Восток "проведать новых землиц". Авторами монумента стали скульптор Михаил Переяславец и архитектор Юрий Волчок. Они расположили памятник на берегу реки Ангары, как раз на том месте, где в 1661 году был заложен острог отрядом землепроходцев во главе с боярским сыном Яковом Похабовым).

- Покоритель Сибири. С его именем связан конец Сибирского ханства и начало присоединения Сибири к России. (Ермак, Тимофеевич)

- Генерал-губернатор Восточной Сибири, получил титул графа и приставку к фамилии – Амурский. С ним связано заселение русскими Амура, установление границ с Китаем. (Николай Николаевич Муравьев-Амурский)

- “Колумбом русским” назвал его Державин. Мореплаватель, ученый, первопроходец, открыватель Аляски, русской Америки. В честь его назван город в Иркутской области. (Григорий Иванович Шелихов)

- Иркутский купец, основатель областного художественного музея. Более 80 полотен завещал он городу в 1914 году при отъезде за границу. (Василий Платонович Сукачев)

- Российский император, с ним связано строительство Транссибирской железной дороги (Александр III)

- Адмирал, полярный исследователь, ученый, географ (Колчак Александр Васильевич)

- Драматург, его имя носит иркутский театр юного зрителя (Александр Валентинович Вампилов)

-Дважды герой Советского Союза, его бюст установлен у Вечного огня в Иркутске (Афанасий Павлантьевич Белобородов)

Учитель: “Иркутск – город исторический. Он играет приметную роль в истории России и в сегодняшнем дне страны, он не случайно отнесен к городам-музеям, ибо сохранил много старины…” Такими словами начинает рассказ об Иркутске в книге “Иркутск” известный писатель и поэт Марк Сергеев.

Вы молодцы, свой областной центр город Иркутск знаете прекрасно. Ребята, а знаем ли мы с вами о своем районе? Может быть, мы порой не замечаем то прекрасное, что нас окружает. Часто ли мы интересуемся теми местами, где мы находимся, а может это священное или историческое место.

Настало время приоткрыть некоторые страницы истории Боханского района.

Сегодня мы с вами как жители Боханского района приглашены на день рождения. Будут поздравления и подарки, тёплые слова и хорошее настроение. Но сначала давайте познакомимся с именинником поближе. (Историческая справка – слайд)

Если бы мы сейчас поднялись на воздушном шаре и облетели Боханский район, то увидели бы леса, поля, горы, реки. Площадь нашего района – 3700 квадратных километров. На этой территории могли разместиться такие европейские государства, как Монако, Ватикан, Мальта. Это самые маленькие по территории страны мира. Вот какой большой у нас район. (Слайд)

Учитель: Ребята, а почему Бохан? Откуда название? (ответы детей)

Учитель продолжает:

Бохан - от бур. слов боохан; боо - "шаман", а вторая часть слова: хан - "царь", "владыка", хун - "человек" (боохун - "шаман-человек"), хэн - суффикс, обозн. жен. р. (боо-хэн - "шаманка").

Правильное истолкование второго компонента названия будет хэн, следовательно, боо-хэн будет означать "шаманка". Это предположение подтверждается еще и тем, что гора, находящаяся вблизи с. Бохан, имеет русское название Шаманка, представляющее перевод бурятского Бохан.

Существуют и другие версии, по одному преданию племя бурят произошло от бурята-богатыря, который славился неимоверной силой, равной силе быка-пороза. Это предание — результат обработки известных бурятских легенд о происхождения бурят от Буха нойон-баабая. Легенда утверждает, что этот великан и был родоначальником племени боханских и других бурят.

Учитель: Вся история нашей Родины – это, прежде всего, ее люди. У нашего района богатые традиции, трудолюбивые жители. Успехи и достижения района – это заслуги многих поколений боханцев.

“Бохан, люблю я тебя” - эти строки написала боханская поэтесса Надежда Яковлевна Нефедьева. Около тридцати стихотворений Надежда Яковлевна посвятила малой Родине, двенадцать песен и два гимна о родной Боханской земле. (слайд)

Давайте послушаем одно из них.

Ученик (Чтение стихотворения подготовленным учеником)

Бохан, люблю я тебя!

Красивы рассветы у нас
И утром туман над рекой
Холмы словно в море плывут
Из старой легенды для нас
Бохан, мой край родной
Бохан, всегда мы с тобой.
Бохан, любовь моя.
Бохан, люблю я тебя!
Мы с юности дружим с тобой.
С твоею нелегкой судьбой.
Мы вместе с тобою росли
И пользу тебе принесли.
Нам милы холмы и поля
И реченька наша Ида.
Нам дороги лес и тайга
И красавица Ангара.
Бохан, мой край родной
Бохан, всегда мы с тобой.
Бохан, любовь моя.
Бохан, люблю я тебя!

Учитель: Какие замечательные, красивые слова. Сколько любви и уважения к родному краю!

Ребята, перед вами первый выпуск книги о знатных людях нашего района. Обязательно посмотрите и прочитайте ее. Достижения героев этих страниц станут достойным примером для вас, поколения будущего. Все эти люди являются настоящими гражданами и патриотами своей страны. (Слайд)

Русский писатель Николай Алексеевич Некрасов утверждал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”. А кто такой гражданин? (Слайд)

Задание: “Мозговой штурм”: Ребята, назовите 5 наиболее значимых качеств человека, который с вашей точки зрения является гражданином. (Дети перечисляют качества).

А теперь, давайте сравним, правы ли вы? (Слайд)

Вернемся к исторической справке (Слайд историческая справка – звание Почетный гражданин)

А сколько в нашем районе почетных граждан? (ответы детей); (Слайд)

Мархаев Вячеслав Михайлович – руководитель Боханско – Осинского землячества в городе Улан-Удэ.

Фетисов Николай Васильевич – пенсионер, основатель музея истории в селе Каменка.

Ильин Михаил Дмитриевич – пенсионер, директор МОУ “Боханская СОШ №1” с 1972 по 1990 гг.

Калмыков Степан Владимирович – ректор Бурятского государственного университета.

Булутова Аграфена Борисовна – пенсионерка, учитель родного языка, хранитель бурятского фольклора.

В каждом городе, районе, поселке есть свои достопримечательности, памятные места - это соборы, обелиски, театры, музеи...

Давайте на минуту представим, что к нам приехали гости, которым мы хотим показать, как прекрасен Боханский район, как радостно и здорово мы в нем живем, удивить их, пробудить желание посетить наш район еще не раз. Какие места нашего района вы бы показали, куда бы повели и почему? (Ответы детей).

(Учитель отмечает, как хорошо знают ребята район, как тепло к нему относятся).

Учитель: Итак, остановимся в некоторых поселениях нашего района.

Остановка в селе Александровское – архитектурный памятник начала XIX века – Александровский винокуренный завод, названный по имени царя Александра I. В 1873 году завод перестроен в Александровскую центральную каторжную тюрьму (Александровский централ). После Октябрьской революции тюрьма была ликвидирована. В Советское время и по настоящее на ее территории находится лечебница для душевнобольных. (Слайд)

Остановка в селе Олонки краеведческий музей имени Владимира Федосеевича Раевского, первого декабриста, сосланного в Сибирь. (Слайд)

Остановка в селе Каменка. Когда речь заходит об истории села, его легендах и интересных, необычных фактах, все жители направляют интересующихся только к одному человеку — Николаю Васильевичу Фетисову. Это настоящий кладезь знаний. Николай Васильевич написал книгу о родном селе, где подробно изложил всю его историю, от начала и до сегодняшних дней.

83-летний историк посвятил изучению малой родины всю свою жизнь. У него дома даже хранятся некоторые старинные реликвии. В их числе фрагмент рога древнего оленя, который был найден случайно. (Слайд)

Учитель: Это лишь малая часть того, о чем можно долго и много рассказывать…

Ребята, давайте обратимся еще раз к теме классного часа “Родина моя – Иркутская земля”. (Как вы думаете, почему так называется наш час общения?) Мы с вами должны гордиться не только прошлым, но и настоящим. А будущее зависит от вас, и возможно вашими именами будут гордиться потомки.

Ведущий: Вы все прекрасно знаете, что каждый юбиляр обязательно получает подарки: телеграммы или открытки, поздравительный адрес, юбиляру посвящают стихи, сочиняют для него песни. Давайте и мы с вами тоже поздравим наш Иркутск с юбилеем. Зная и любя его, мы, конечно же хотим, чтобы он стал еще краше, чище, благоустроеннее, еще лучше. Что бы вы хотели пожелать, что изменить? Пусть в ваших приветствиях "красной нитью" прозвучит слова: "Каким хочу тебя я видеть!" Перед вами цветная бумага, дерзайте. (Зачитываются приветствия)

Учитель: Рефлексия Ребята, мы сегодня начали очень важный разговор об Иркутске, Боханском районе и его истории. Скажите, что нового вы узнали, что вам запомнилось? (Ответы детей)

Время нашего общения подошло к концу. Я хочу поблагодарить вас всех за приятное общение. Хочу пожелать вам здоровья, творческих успехов, надеюсь, что этот час пробудил у вас желание лучше, глубже узнать историю своего города, района, села.