Рабочая программа внеурочной деятельности "Я живу в России". 1–4-е классы

Разделы: Начальная школа


1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности “Я живу в России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом “Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования”, установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Программа внеурочной деятельности “Я живу в России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

1.1. Общая характеристика программы внеурочной деятельности

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа “Я живу в России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества.

1.2. Описание места программы внеурочной деятельности в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс “Я живу в России” будет изучаться с 1 по 4 класс по одному часу в неделю (33 часа -  1 клас,34 часа 2-4 классы). Общий объём учебного времени составляет 135 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы.

1.3. Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной деятельности

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

2. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

2.1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса “Я живу в России” в 1-4 классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса “Я живу в России” в 1-4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на занятии.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию).
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
  • Делать предварительный отбор источников информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники информации.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса “Я живу в России” в 1-4 классе является сформированность следующих умений.

  • Обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

3. Содержание курса

Программа внеурочной деятельности “Я живу в России” включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

  • формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
  • формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
  • воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
  • формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности:

высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

  • формировать уважение к членам семьи;
  • воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
  • формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности:

  • сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
  • сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
  • сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.

Задачи:

  • воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина

Предполагаемый результат деятельности:

  • умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

  • формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
  • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
  • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
  • вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
  • воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности:

  • осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик - ученик”, выполнение распорядка работы школы
  • возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

  • развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
  • воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

  • убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи:

  • воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
  • формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Предполагаемый результат деятельности:

  • обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Перечень учебно-методического и материально технического обеспечения образовательного процесса

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса “Я живу в России” в частности.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2) географические и исторические карты;

3) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).

Приложение.

6. Список литературы

1. Вяземский Ю. От Рюрика до Павла I. История России в вопросах и ответах / Ю. Вяземский. – М.: АСТ, 2015. – 320 с.

2. Гафиатулина Н. Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов: психологические подсказки / Н. Х. Гафиатулина, А. В. Роженко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 283 с.

2. Государственные символы Российской Федерации http://www.gov.ru/main/symbols/gsrf1.html (дата обращения 06.06.2015)

3.Детский путеводитель. Россия для детей. – М.: Эксмо, 2015. – 192 с.

4. Детская энциклопедия. Чудеса света. Россия. – М.: РОСМЭН, 2015. – 96 с.

5. История России. Праздники на Руси. – М.: Белый город, 2010. – 48 с.

6. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей / А. О. Ишимова. – М.: Эксмо, 2015. – 816 с.

7. Конвенция о правах ребенка http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 06.06.2015)

8.Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы / С. Лаврова. – М.: Белый город, 2014. – 48 с.

9. Рабочая программа внеурочной деятельности по военно-патриотическому направлению в начальной школе http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2011/12/19/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-po (дата обращения 06.06.2015)

10. Сергеева В. П. Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности / В. П. Сергеева. – М.: УЦ “Перспектива”, 2011. – 28 с.

11. Федеральный базисный учебный план https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBwQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.ed.gov.ru%2Fob-edu%2Fnoc%2Frub%2Fstandart%2Fbup%2F&ei=kxVzVcXDGMmqywO5u4HYCg&usg=AFQjCNFr50_zzIRSiZZAYMmC6ACYWFe4wg&bvm=bv.95039771,d.bGQ (дата обращения 06.06.2015)

12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного начального образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 05.06.2015)

13.Федеральный государственный образовательный стандарт основного начального образования

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 06.06.2015)