Здоровый ребенок – залог успешного будущего

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Патриотическое воспитание


«Здоровье не является целью жизни, но это важнейший РЕСУРС для повседневной жизнедеятельности, позитивная жизненная концепция, акцентирующая социальные, психические и физические возможности человека»
Всемирная Организация здравоохранения 1986 г.

Заболеваемость от года до 14 лет: на первое место выходят болезни органов пищеварения, на второе место выходят болезни глаза и его придаточного аппарата и на третье место выходят травмы, отравления и следствия воздействия внешних причин.
В возрасте от 15 до 17 лет на третьем месте стоят болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани.
(Совещание по вопросам детского здравоохранения , 16 мая 2011 г.)

За последние пять лет заболеваемость детей выросла на 20 процентов. За последние десять лет патологическая пораженность учащихся младших классов выросла на 92%.
Более чем на 20% увеличилась доля детей с отклонениями в физическом развитии за счет дефицита массы тела. Среди хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения.
В 4,5 раза (17%) увеличилась доля хронических болезней нервной системы, третье место занимают заболевания опорно-двигательного аппарата, шестое место, чего раньше не наблюдалось никогда, стала занимать гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц …».
Из статьи «Особенности состояния здоровья современных школьников».

Констатация данных фактов не решает проблему охраны здоровья детей и подростков, не снижает уровень их заболеваемости.

ВФЗ «Об образовании в Российской федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся гласит:

  1. оказание первичной медико-санитарной помощи …;
  2. определение оптимальной учебной, в том числе внеучебной нагрузки, режима учебных занятий, продолжительности каникул;
  3. пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни;
  4. организацию оздоровления обучающихся, в том числе создание условий для занятий физической культурой и спортом;
  5. профилактику и запрет курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  6. обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  7. профилактику несчастных случаев с обучающимися в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  8. проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Данная статья определяет стандартные здоровьесберегающей и здоровьеформирующей функций педагога:

  • Здоровьесберегающая: Обеспечение условий обучения – организация здоровьесберегающей среды.
  • Здоровьеформирующая: Формирование культуры здоровья – изменение самого обучающегося, его личностных качеств на основе осознания необходимости сохранения и укрепления здоровья.

Составляющие готовности педагога к здоровьесберегающей деятельности:

  • знания о физиологических, психологических, индивидуальных особенностей детей;
  • наличие мотивации у педагога к сохранению собственного здоровья и здоровья обучающихся;
  • знания о здоровьсберегающих технологиях и способах их реализации в образовательных учреждениях на разных ступенях обучения;
  • организационная компетентность педагогов в области здоровьесбережения у обучающихся и формирования у них культуры здоровья.

Задачи учащихся по создание необходимых условий для занятий:

  • формировании мотивации к здоровью;
  • формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы;
  • изучение учебного материала и соотнесение его с собственным опытом;
  • нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях;

Задачи родителей:

  • создание условий для оздоровления ребенка;
  • формирование морали, социальных установок;
  • формирование мотивации;
  • передача культурных традиций;
  • взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях.

Летний отдых детей и подростков.

Рассматривая пункты 3,4,5, и другие статьи 41 РФ об «Охране здоровья обучающихся», хочется отметить особую роль летнего отдыха детей и подростков в летнем оздоровительном лагере при школе.

…Летний отдых сегодня рассматривается как особая сфера воспитательно-оздоровительной деятельности, направленная на разработку и внедрение современных личностно-ориентированных технологий в рамках организации воспитательной деятельности с детьми.

Для организации деятельности детских оздоровительных лагерей сегодня приоритетны следующие положения:

  • детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации;
  • комплексное оптимальное сочетание образовательных и оздоровительных технологий определяет новый характер оздоровительно-образовательной среды – адаптивный и здоровьесберегающий главным показателем эффективности деятельности детского лагеря являются ключевые компетентности - физическая, коммуникативная, эмоциональная;
  • детские оздоровительные лагеря характеризуют предметно-практическую деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать ребенка, выстроить отношения между детьми, детьми и взрослыми;

Оздоровительный отдых детей как мощный аккумулятор «зарядки» и «разрядки»: психической, нравственной, этической, эстетической, физической.

На первом месте задача внедрения инновационных направлений деятельности, где исходным источником выступает ЗДОРОВЬЕ ребенка.

Возможность постоянного общения с природой. Задача педагогов в детском лагере – реализация этих возможностей.

Организация воспитательных мероприятий в новых современных условиях приобретает все большую значимость.

Каждое мероприятие имеет свою педагогическую цель и способствует оздоровлению ребенка (психическое, физическое, моральное и т.п.)

Возрастает потребность в развитии и совершенствовании профессиональных компетентностей в рамках досуговой деятельности У ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ лагеря.

Не меньшую роль играет профильное обучение, позволяющее в условиях лагеря создавать необходимое пространство для обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями детей и подростков , а так же намерениями в отношении продолжения образования.

Развитие детского самоуправления остается одной из важных воспитательных задач в рамках детского лагеря, так как оно предполагает включение ребят В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ отряда, лагеря, дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни.

Идеи укрепления здоровья, образования детей (оздоровительно-образовательная среда) рассматриваются в единстве и составляют основу концепции летнего отдыха детей.

Приложение.

Центральное место в предлагаемом приложении о летнем отдыхе детей и подростков, который является очень важной составляющей частью и немаловажным здоровьесберегающим фактором, занимает материал, связанный с решении задач по сохранению здоровья детей, теми профессиональными компетенциями (педагогической, рефлексивной, коммуникативной), которыми должен обладать учитель и воспитатель. Раскрывается специфика их реализации применительно к работе с детьми разных возрастов (т.е. его готовности к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности).

Также в разделах представлены формы и методы оздоровительной работы: достаточно подробные рекомендации относительно развития двигательной активности учащихся, применения различных игровых методик и т.д. Однако центральное место отведено технологиям, направленным на безопасные условия пребывания и работы в летнем оздоровительном лагере при школе, решающие задачи рациональной организации летнего отдыха (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями), соответствия индивидуальной и физической нагрузке, возрастным возможностям ребенка.

Уделено внимание также и организации оздоровительно-воспитательной работе и, естественно, формам сотрудничества с детьми и подростками, путям привлечения их к совместным физкультурно-оздоровительным мероприятиям, праздникам, соревнованиям. Показаны возможности сотрудничества воспитателей со своими коллегами. Такое взаимодействие позволяет лучше понять каждого ребенка, и, соответственно, более эффективно организовать его пребывание в летнем оздоровительном лагере при школе, исходя из его особенностей развития, воспитания, так и непосредственное общение с ним.