Системно-деятельностный подход на уроках музыки в соответствии с ФГОС в ООО по теме "Полифония как средство музыкальной выразительности". 6-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 6


Класс: 6.

Базовый учебник: программа Т.И. Науменко, В.В. Алеева, Т.Н. Кичак.

Цель урока: сконструировать понятие «полифонии»

Задачи:

  • Теоретическая: выделить признаки полифонии
  • Практическая: формировать умение на практике составлять, исполнять канон, используя законы полифонии.

Планируемые результаты изучения темы:

  • Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению музыки И.С. Баха, осознают причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
  • Предметные: умеют различать на слух гомофонию и полифонию; создавать речевой канон и канон жестов в заданном ритме, используя особенности строения полифонии. Распознают средства музыкальной выразительности.
  • Метапредметные результаты изучения темы (универсальные учебные действия):
    • познавательные: ориентируются на разнообразие способов освоения полифонии; умеют передавать информацию сжато, полно, выборочно;
    • регулятивные: учитывают правило в творческих заданиях и контроле способа исполнения;
    • коммуникативные: считаются с разными мнениями и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Ход урока

 

I. Постановка учебной задачи

 

На доске афиша со всеми ее атрибутами, на которой написано Концерт полифонической музыки. И.С.Бах «Токката и фуга ре минор» – задача вывести детей на проблему урока и обозначить ее в словесной формулировке. Проблемная ситуация создается через поиск незнакомого в знакомом.

Какую информацию несет афиша, что в ней знакомо и незнакомо нам?

Учитель: С какой целью люди придумали афиши?

Дети: Афиши приглашают посетить концерты, спектакли, сообщают о времени и месте, рассказывают о содержании, которое мы можем увидеть или услышать.

Учитель: Куда нас приглашает афиша, о чем сообщает и что рассказывает?

Дети: Сообщает о предстоящем концерте, потому что указано место – концертный зал, произведение которое будет исполняться.

(дети приходят к выводу, что слова в названии концерта им незнакомы)

Учитель: Часто наши затруднения в общении связаны с непониманием значения тех слов, которые люди используют в разговоре, когда они читают информацию на афише. И это может стать причиной того, что мы просто не пойдем в концертный зал, а, следовательно, не услышим музыку И.С.Баха.

II. Поиск решения учебной задачи

Распределение заданий по группам:

«Музыковеды», «Композиторы», «Художники»

«Художникам» надо прочитать параграф (учебник стр.90), ответить на вопрос: «Какие образы ассоциируются с полифонией? С чем это связано? (выбрать иллюстрации для афиши)

«Композиторам» придумать на заданный ритмический рисунок словосочетание и жесты (первая группа – речевой канон, вторая группа – канон жестов).

МА-МА
МА-МОЧ-КА
МИ-ЛЕНЬ-КА-Я
ДОБ-РЕНЬ-КА-Я СЛАВ-НЕНЬ-КА-Я

«Музыковеды» представляют сообщение о жизни И.С. Баха (презентация) – обращая внимание на термины: импровизация, токката, фуга – высшая форма полифонии

Учитель: группам дается 5-7 минут

Учитель: Я приглашаю к выступлению «Музыковедов»

Сообщение о И.С.Бахе + презентация Приложение 1.

Слушание: «Токкаты и фуги ре минор» И.С. Баха Приложение 2.

Учитель: после выступления «Музыковедов» какие понятия из афиши нам стали понятны (токката, фуга)

Учитель: Иоганн Себастьян Бах – мастер полифонии 

Учитель: Я предоставляю слово «Художникам», они должны нам дополнить афишу иллюстрациями и пояснить, почему именно такие образы они выбрали.

Выступление «Художников» (выбирают иллюстрации, подходящие к эпохе, размещают на афише)

Учитель: а теперь мы с вами можем четко сформулировать, что такое «полифония», полифоническая музыка?

Учитель: Фуга – высшая форма полифонии, сложная 

Учитель: вспомните простую форму полифонии – канон, что это такое?

1. «Колокольный звон» Неизвестный автор – полифония

Канон – давайте вспомним канон, который исполняли в третьем классе

Учитель: Вспомните, что такое «канон»?

Дети: «канон» – хвост, многоголосное произведение, где голоса исполняют одну мелодию, но вступают с опозданием

Учитель: То есть голоса подражают друг другу, а как по другому обозначить слово «подражание»? имитировать – «имитация». Подобные произведения, в которых имитирующие голоса как бы догоняют друг друга, существуют уже девять веков.

Давайте попробуем «сымитировать» полифонию

Выступление композиторов (предлагают словосочетание и жесты на заданный ритм):

Учитель:

  1. Предлагаю сделать «речевой канон», из предложенных словосочетаний
  2. «Канон жестов» – (разминка) – имитационная полифония
  3. Соединяем одновременно «Речевой канон» + «Канон жестов»

Учитель: одинаковое многоголосие или противоположное? – контрастная полифония

Вывод: Мы с вами сделали сложное многоголосие – высшую форму полифонии – фугу. Когда-то И.С.Бах, как мы с вами сидел на одном из уроков музыки, учитель говорил своим ученикам: «Вы должны знать это слово, так как изучаете латынь. «Бегство», «побег» – вот что такое фуга. Голоса убегают друг от друга, гонятся друг за другом и при этом повторяют тему, подражая друг другу, имитируя.

Учитель: сделайте вывод, что такое полифония, дайте определение

Дети: это многоголосное произведение, где все голоса равны

Учитель: Многоголосный склад, основанный на единстве одновременно развивающихся самостоятельных голосов линий

Учитель: теперь я предлагаю вам прослушать три фрагмента и при помощи схемы продемонстрировать музыкальную ткань – фактуру (главное, подчиненное)

(на слух определить тип фактуры (гомофония или полифония), исполняемых произведений) 

Я предоставляю слово «исполнителям»

Слушание:

  1. «Бурре» И.С.Бах (исполняет Ярослав) – гомофония
  2. В.Шаинский «Веселая фуга» – полифония
  3. Сонатина (фрагмент) – (исполняет Ангелина) – гомофония

Учитель: на музыкальном примере, опираясь на схемы, как мы сможем более точно сформулировать определение что такое «полифония»?

Учитель: Многоголосный склад, основанный на единстве одновременно развивающихся самостоятельных голосов, линий

III. Рефлексия

Рефлексивно-оценочные суждения. Вновь работа с афишей позволяет вывести содержание урока за границы урока в реальную жизнь человека.

Учитель: Предлагаю Вам одним словом ответить на вопрос, с которого мы начали сегодня урок «о чем рассказывает афиша». В своих ответах постарайтесь не повторяться. Еще раз посмотрите на афишу. Каким вам запомнился И.С.Бах? Что он нового внес в музыку? Какие образы возникают при прослушивании полифонической музыки?

Что бы вы добавили в афишу, чтобы окружающие люди, прочитав афишу, заинтересовались данным концертом.

(Напишите на листочке одно слово и прикрепите к афише, чтобы окружающие люди, прочитав афишу, заинтересовались данным концертом)

Домашнее задание:

  1. Найти в словаре понятие «полифонии» и свериться с нашими выводами о понятии полифонии, выписать в тетрадь.
  2. Выполнить задания на карточке (заполнить таблицу, соотнести понятия и определения, с которыми вы познакомились на уроке) и вклеить карточку в тетрадь Приложение 3