Открытый урок по духовному краеведению Подмосковья "Святыни павловопосадской земли"

Разделы: Краеведение


Цель урока: знакомство учащихся с базовым компонентом образования – историей и культурой родного края.

Задачи урока:

  • дать школьникам знания об истории  христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;
  • способствовать решению задач нравственного воспитания школьников: формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.

ХОД УРОКА

1. Приветствие, тема.

2. Работа по теме

– Ребята, этот обобщающий урок я хочу начать с вопроса: Как Вы понимаете тему нашего урока? (Презентация, слайды 1, 2).

Предполагаемые ответы:

Значение слова «Святыня» по Ожегову:
«Святыня»  –  Предмет или место религиозного поклонения
«Святыня»  – То, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым.

– Да, действительно, мы сегодня будем говорить о том, что является дорогим, любовно хранимым и чтимым.  Это наши  церкви, монастыри и храмы.
Сохранившиеся православные храмы Павловского Посада и сегодня несут духовный свет и радуют нас красотой архитектурных форм (Презентация, слайды 3, 4).
– А какие храмы нашего города вы знаете?

Предполагаемые ответы: Церковь Казанской иконы Божией Матери, храм Вознесения Господня на Городке, Колокольня  Воскресенского собора, церковь Святителя Николая (Филимоново), Покрово-Васильевский монастырь и др.

Учитель: На нашей Павлово-Посадской земле построено множество храмов. В районе их 24: 1 монастырь, 14 церквей, колокольня, 2 каменных часовни, 6 каменных часовенных столбов.

Ученица читает стихотворение наизусть:

Н.А. Некрасов

ХРАМ НА ГОРЕ

Храм Божий на горе мелькнул,
И детски-чистым звуком веры
Внезапно на душу пахнул.
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
"Лови минуту умиленья,
Войди с открытой головой".

– В центре Павловского Посада, на берегу р. Вохны, одиноко стоит высокая колокольня (Презентация, слайд 5 и 6).  На её верхнем, четвёртом ярусе установлены часы с боем. Это всё, что осталось от трёхпрестольного, с приделами святого великомученика Димитрия Солунского и преподобного Сергия Радонежского (в трапезной) Воскресенского собора.
Впервые о Воскресенской церкви упоминается в 1665 году. Каменный  же храм был выстроен в 1703 году.  В  начале он был очень небольшой и невысокий, с острой четырехскатной крышей и одною малою главкою, с одноярусной невысокой колокольней. Наружный вид этого храма в первый раз изменился в 1838-1839 гг., при церковных старостах Никите Петровиче Нырнове и Андрее Семеновиче Лабзине: была построена настоящая колокольня.
Второе изменение наружного вида храма последовало в 1850 году, когда он был возвышен накладкою стен и купола, на котором устроено 5 глав.
Еще большая перемена в наружном и внутреннем виде храма  произошла в 1860 году, когда при церковном старосте Василии Ивановиче Грязнове на месте малого прежнего Воскресенского алтаря построен настоящий обширный, а предельные алтари перенесены в одну линию с настоящим и расширен храм в южную и северную стороны по 15 аршин.
Такое же изменение произошло и в 1875 г., когда при церковном старосте Якове Ивановиче Лабзине был устроен второй купол на трапезе с изменением типа ее крыши. Внутреннее благоустройство и украшение храма шло также последовательно, как и внешнее. Воскресенский храм по своему благоустройству и благолепию может считаться одним из лучших провинциальных храмов.
В 1899 году начались работы по реставрации стенной живописи, которая заменялась дорогою художественною и исполнялась известным художником Я.Е. Епанешниковым.
Храм закрыли ещё в 1920-х гг. Последним настоятелем был о. Николай Русинов, В то время гонениям подвергалось не только само духовенство, но и члены семей священнослужителей. Сын о. Николая, Иван, отсидел 10 лет в Соловецком лагере.
Сразу после закрытия храм начали разрушать. Из кирпича его ограды в 1926 г, построена баня, В 40-х гг. XX в. подгнили перекрытия и провалился купол, после чего были разобраны и стены.
Рядом с колокольней — каменный столбик-часовенка, обозначающий место, где находился алтарь первой деревянной церкви, построенной ещё святым благоверным князем Дмитрием Донским.
При храме на средства Кирилло-Мефодиевского общества содержалась церковно-приходская школа (с 1905 г. двухклассная смешанная), директором которой был протоиерей Павел Доброклонский. В ней преподавал псаломщик собора Тихон Михайлович Троицкий (автор книги о павловопосадских храмах). Когда церковно-приходская школа была преобразована в женскую прогимназию, Закон Божий в ней вёл о. Илья Попов.
Церковными старостами были самые уважаемые в городе люди, творцы знаменитых павловских платков Василий Иванович Грязнов и Яков Иванович Лабзин. 12 мая 1918 г. в Павловском Посаде началось восстание против большевиков. Толпа окружила здание Совета, его охрана отстреливалась. Тревожно гудел соборный колокол. Здание Совета подожгли, все осаждённые погибли. В тот же день в Павловский Посад прибыли вооружённые отряды из Богородска, Орехово-Зуева, Дрезны. Начались аресты и расстрелы жителей. Первым пострадало духовенство Воскресенского храма.
В 1939 году Собор был закрыт и отдан под склады боеприпасов. Через некоторое большая часть Храма была разрушена взрывом. Все что осталось от трехпридельного храма с 12-ю куполами – это колокольня. Позже здание было отдано городскому краеведческому музею, который просуществовал до 2000 года. С августа 2002 года настоятелем храма является священник Кувшинников Александр Сергеевич. В храме действует воскресная школа и летняя детская площадка.

Сообщение ученика о Святом Димитрии Солунском (Презентация, слайд 7. Приложение 1).

Учитель: Традиционно в мае в Колокольне проводятся конкурсы детского рисунка, посвященные Великомученику Георгию Победоносцу, в которых участвуют ребята нашей школы (показ рисунков).

Сообщение ученика о Святом Георгии Победоносце (Презентация, слайд 8. Приложение 2).

Ученица читает стихотворение наизусть:

А. Майков

КОГДА, ГОНИМ ТОСКОЙ НЕУТЕШИМОЙ…

Когда, гоним тоской неутешимой.
Войдёшь во храм и станешь там в тиши,
Потерянный в толпе необозримой,
Как часть одной страдающей души.
Невольно в ней твое потонет горе,
Почувствуешь, что дух твой вдруг влился
Таинственно в свое родное море
И заодно с ним рвётся в небеса.

Учитель: Ребята, а в какой храм Вы ходите?

– В храм Святителя Николая в Филимоново. (Презентация, слайд 9)

Учитель: Церковь-школа Святителя Николая  (Филимоново). Владелец шелковой фабрики Александр Егорович Соколиков решил к 300-летию дома Романовых возвести церковь-школу. Ее проектировал и строил механик фабрики А.Е. Соколикова Анатолий Алексеевич Шестаков.
 Летом 1913 г. состоялось освящение церкви, были приглашены певчие собора со своим знаменитым регентом A.M. Макаровым. К освящению храма-школы на колокольне водрузили крест.
Церковь Святителя Николая Мирликийского располагалась во 2-м этаже. При храме образовался хор рабочих фабрики. На спевку приходили по окончании трудового дня, потом устраивали чаепитие. Хозяин давал каждому булку и сахар, а к праздникам конфет и пряников. Церковь-школа была приписана к Воскресенскому собору в Павловском Посаде, и богослужения в храме совершались причтом собора. Закон Божий в школе вел священник Воскресенского собора о. Иоанн.
В 1915 г. занятия прекратили, в школе разместили раненых, в церкви продолжались богослужения. Она была закрыта уже в советское время, разрушены колокольня и главки, уничтожено внутреннее убранство. Церковь-школа стала просто школой. 
В 1999 г. церковное здание было возвращено верующим и было восстановлено (кроме главки над алтарем).
В 2001 г. возобновились богослужения. При храме есть воскресная школа.
В Подмосковье сохранилось много храмов, освященных в честь святого Николая Чудотворца. Они являются памятниками православной культуры.

– А кто такой «святой»? (Ответы учащихся)

Учитель: Святитель Николай Чудотворец. (Презентация, слайд 10)
 Архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.
С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.

– Третий храм, о котором мы будем говорить – Покрово- Васильевский монастырь (Презентация, слайд 11 и 12).

Ученица читает стихотворение наизусть:

И.С. Никитин

МОНАСТЫРЬ

Крестом высоким осененный,
Вдали от сел и городов
Один стоишь ты, окруженный
Густыми купами дерев.
Вокруг глубокое молчанье
И только с шелестом листов
Однообразное журчанье
Живых сливается ручьев,
И ветерок прохладный веет,
И тень бросают дерева,
И живописно зеленеет
Полян высокая трава.
О, как сыны твои счастливы!
В твоем безмолвии святом
Они страстей своих порывы
Смирили бденьем и постом.
Их сердце отжило для мира,
Ум с суетою незнаком,
Как будто светлый ангел мира
Их осенил своим крестом.
И внемлет вечное Бог-Слово
Их тяжкий труд благословив,
Святых молитв живое слово
И гимнов сладостный призыв.

Учитель: История Покрово-Васильевского монастыря в городе Павловский Посад относится к середине 70-х годов XIX столетия. Благодаря своим устроителям и попечителям в лице потомственного и почетного гражданина города, крупного фабриканта и благотворителя- Якова Ивановича Лабзина и его семьи, обитель в короткий срок стала одним из красивейших монастырей Московской Епархии по церковному убранству и внутренней жизни насельниц.
 Основание Покрово-Васильевского монастыря связано с именами двух богатых павловопосадских фабрикантов — Я.И. Лабзина и В.И. Грязнова (1816—1869).
Как добропорядочные православные люди они не мыслили свою жизнь только во имя увеличения своего благосостояния и домашнего счастья, они считали, что их богатство должно быть использовано не только во имя их личного процветания, но и служить Богу, людям. Вот почему они мечтали со временем основать монастырь, вели широкую благотворительную деятельность. Они устраивали и содержали школы и богадельни, жертвовали крупные суммы на строительство, благоустройство, украшение храмов и монастырей.

Сообщение ученика о Праведном Василии Павловопосадском (Презентация, слайд 13 и 14. Приложение 3).

- Скажите, а кого называют на Руси «праведником»? А что такое «святость»? (Ответы учащихся.)

Учитель: В. И. Грязнов совместно с Я. И. Лабзиным создали уникальное производство платков и шалей, прославивших не только город, но и всю Россию (Презентация, слайд 15). И сегодня в Павловском Посаде стабильно работает и выпускает прекрасные шали платочная мануфактура, до сих пор стоит выстроенная фабрикантами школа.
Особенностью Павлово-Посадского платка является роза. Она находится и на гербе города. (Презентация, слайд 16).
В городе традиционными стали фестивали Павловского платка и шали (Презентация, слайд 17 и  18). Традиции заложенные Василием Грязновым продолжаются и по сей день.

3. Вывод. Подведение итогов урока (Презентация, слайд 19).

Сейчас люди восстанавливают храмы, строят часовни, где это возможно. Удивительно, что в России христианство не исчезло.
Сейчас идет активное возрождение Православия, которое называют даже «Вторым Крещением Руси». За 20 лет восстановлено и построено более 20 тысяч храмов, образовано 800 монастырей (в 1986 году Русская Православная Церковь имела всего 6794 прихода и 10 монастырей). Вся история Руси уже более 1000 лет неразрывно связана с Православным Христианством.

Использованная литература:

1. Православные порталы.
2. Православие.ру.
3. Православие. Павловский посад.
4. Сборник стихов православных поэтов.
5. Духовное краеведение Подмосковья. Учебное пособие.  Л.Л. Шевченко – Москва, 2015 г.
6. Духовное краеведение Подмосковья. Методическое пособие для учителя Л.Л. Шевченко – Москва, 2015 г.