Рейтинг@Mail.ru

Выдающиеся исполнители музыки. Певческие женские голоса

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Класс: 4. УМК Система Л.В. Занкова.

Цель урока: Показать связь выразительности исполнения с содержанием и настроением исполняемого произведения; ознакомить с певческими женскими голосами.

Планируемые результаты:

  • Предметные результаты: интерес к музыкальному искусству, восприятие, умение оценивать произведения разных видов певческих женских голосов.
  • Метапредметные результаты: наблюдение за явлениями жизни и искусства в учебной деятельности; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, участие в совместной деятельности на основе сотрудничества; контроль, планирование и оценка собственных учебных действий.
  • Личностные результаты: формирование личностного смысла постижения искусства; приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире.

Схема конспекта урока

Этапы урока, время Планируемый результат Универсальные учебные действия, предметные учебные действия Деятельность учителя Деятельность ученика Методы и приемы
Организационный момент

(2 мин.)

    Организует начало урока. Делит класс на группы временного состава. Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует детей Готовятся к уроку.  
Регулятивные УУД. Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. Разогреем голосовой аппарат, чтобы петь красиво.

Сделаем гимнастику для языка: укол в щёку, круговые движения между зубами и губами, цоканье. Молодцы!

Готовы, поём нашу распевку “Мы старшеклассники”

Исполняют музыкальное приветствие учителю, показывая ручными знаками трезвучие: ЗО, ВИ, МО.

Делают гимнастику для языка.

Гимнастические упражнения для языка и на дыхание по А.Н.Стрельниковой.
Личностные УУД - Жизненное самоопределение. -Замечательно! Вы сейчас кем были: композиторами, исполнителями или слушателями? Исполняют распевку.

Отвечают на вопрос учителя:

- Исполнителями.

Прием “Мозговой атаки”
Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

(3 мин.)

Регулятивные УУД - Формировать и удерживать учебную задачу. - На прошлом уроке мы говорили о мужских голосах.

- Назовите их, также выдающихся исполнителей музыки среди мужских голосов.

Отвечают на вопрос учителя: -Тенор, баритон, бас.

-  Ф.Шаляпин, Э.Карузо, Т.Руффо.

(Слайд №1)

Беседа.

Коммуникативные УУД. - Умение вступать в диалог. -  Это кто? (показывает портрет Э. Карузо) - Это портрет Э.Карузо. фрагмент арии оперы “Садко”.
Регулятивные УУД. Выполнять учебные действия в качестве слушателя.

- Продуктивное сотрудничество, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих задач.

- Хорошо. Угадайте голос и роль исполнителя.

- Молодцы. Это были певческие мужские голоса. Все они исполняли роли какой оперы?

Кто композитор оперы? (показывает портрет Н.А.Римского-Корсакова)

Слушают фрагмент песни Веденецкого гостя.

Отвечают на вопрос учителя:

- Это песня Веденецкого гостя в исполнении Д. Хворостовского, голос баритон.

 
Личностные УУД. - Принимать и удерживать учебную задачу. - Хорошо. Назовите выдающихся исполнителей музыки среди женских голосов? Проблема? О чём сегодня будем говорить на уроке? - Все певческие мужские голоса из оперы “Садко” Н.А.Римского-Корсакова.

- Это портрет русского композитора Н.А.Римского-Корсакова.

портрет композитора.
Мотивационно-целевой этап.

(2 мин.)

Регулятивные УУД. Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно

- Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Записали тему урока: “Певческие женские голоса”.

Обсудите в группах ваши вопросы по теме, на которые вы хотели получить ответ, запишите их на нотах.

Отвечают на вопрос учителя: Мы будем говорить о выдающихся исполнителях среди женских голосов. Составляют  кластер.
Познавательные УУД. - Самостоятельно формулирование познавательной цели. - А теперь составим кластер из ваших вопросов. Записывают тему урока,

записывают свои вопросы на нотах.

(Слайд № 3)
Ориентировочный этап.

(1 мин.)

Коммуникативные УУД. - Ставить вопросы, контролировать свои действия в коллективной работе. Проверим, соответствуют ли ваши вопросы целям нашего урока? (Читает цели урока). Один человек из группы прикрепляет вопросы.  
Изучение нового материала. Познавательные УУД. - Ориентироваться в информационном материале текста, осуществлять поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Чтобы ответить на вопросы каждая группа получает задание-текст. (Приложение № 1) За правильный ответ нотка. Время 5 минут.

- Каждая группа готовится, отвечает по очереди. Остальные ребята главное записывают в тетради.

Ученики анализируют текст, выписывают ответы на вопросы к тексту на листки. (Слайд № 4)

Анализ данного текста.

Поисково-исследовательский этап.

(20 мин.)

Личностные УУД. - Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения. - Сегодня мы послушаем фрагмент из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова в исполнении голоса сопрано, но сначала послушайте сюжет оперы, который подготовлен ученицей. (Приложение № 2)   (Слайд № 5)

Кластер.

Рассказ. Выступление ученицы.

Регулятивные УУД. - Выполнять учебные действия в качестве слушателя   Слушают выступление 1 группы, которая прикрепляет листки с ответами к кластеру на доске. Рассказывает о певице. Учебник Ригиной

Стр.27

Коммуникативные УУД. - Контролировать свои действия в коллективной работе. Воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. - Спасибо. Итак, открыли учебник, страница 27. Прочитайте текст арии Снегурочки из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского –Корсакова и определите настроение текста арии. (Получают нотки.)

Дети знакомятся с сюжетом оперы “Снегурочка”.

слушают фрагмент арии Снегурочки из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова.
Регулятивные УУД. - Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. А теперь слушаем арию.

Ваша задача - определить, какой вид сопрано у исполнительницы, с какой интонацией исполнила певица арию Снегурочка? На что похож её голос?

Читают текст арии Снегурочки из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова, определяют его настроение.  
Познавательные УУД. - Понимать содержание текста и соотносить его с музыкальными впечатлениями. Правильно, у певицы лирико-колоратурное сопрано. Соответствует выразительное исполнение арии настроению содержанию текста? - Весёлое, доброе, танцевальное настроение.

Слушают фрагмент арии Снегурочки из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского –Корсакова, определяют голос и интонацию певицы.

 
Коммуникативные УУД. - Использовать речь для регуляции своего действия.   “Это лирическое сопрано. Это колоратурное сопрано. Нежданова исполнила весело, радостно, душевно. Голос певицы похож на пение птиц, журчание ручейка”. Ассоциации.
Личностные УУД. Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления.

Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

- Итак, записали: сопрано-высокий голос. А. Нежданова исполнила арию “Снегурочки” Н.А. Римского-Корсакова. Выступает 2 группа. Дети отвечают на вопрос учителя: “Соответствует выразительное исполнение арии настроению содержанию текста”.  
Регулятивные УУД. Понимать содержание текста и соотносить его с музыкальными впечатлениями. Открыли в учебнике страницу 28. Прочитайте текст арии Весны из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова и определите настроение текста арии. Записывают главное в тетрадь.  
Познавательные УУД. - Использовать речь для регуляции своего действия, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других учащихся о музыке. - Послушаем фрагмент арии Весны из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова в исполнении голоса меццо- сопрано. Задача - С какой интонацией исполнила певица арию Весны? Слушают выступление 2 группы, которая прикрепляет листки с ответами к кластеру на доске. Рассказывает о певице.

(Получают нотки.)

(Слайд № 6)
Коммуникативные УУД. Наличие эмоционального отношения к искусству, определение основного настроения и характера музыкального произведения. - Молодцы. Соответствует выразительное исполнение арии настроению содержанию текста? Читают текст арии Весны из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова, отвечают на вопрос учителя: “Вначале настроение текста арии нерадостное, холодное, потом говорится о чувстве любови”. Учебник Ригиной

Стр.28.

Личностные УУД. Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Итак, записали: меццо-сопрано-средний голос. Н. Обухова исполнила арию “Весны” из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова. Слушаем выступление 3 группы. Слушают фрагмент арии Весны из оперы “Снегурочка”. слушают фрагмент арии Весны из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова.
Регулятивные УУД. - Понимать содержание текста и соотносить его с музыкальными впечатлениями. Открыли в учебнике страницу 29. Прочитайте текст песни Леля-это пастушок, из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова и определите настроение текста песни. Отвечают на вопрос учителя:

- Н.Обухова исполнила арию напевно, строго.

(Слайд № 7).
Познавательные УУД. - Использовать речь для регуляции своего действия, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других учащихся о музыке. Песня Леля начинается с инструментального вступления-наигрышем на дудке, в оркестре на кларнете. Каждый куплет заканчивается рефреном-повторением слов: “Лель мой, лёли-лёли Лель!” Отвечают на вопрос учителя:

- Соответствует выразительное исполнение арии настроению содержанию текста

Учебник Ригиной

Стр.29.

Коммуникативные УУД. Наличие эмоционального отношения к искусству, определение основного настроения и характера музыкального произведения, развитие ассоциативно-образного мышления. Слушая фрагмент песни Леля из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова в исполнении голоса контральто. Задача – Определить, что изображает оркестр? С какой интонацией исполнила певица песню Леля?

Молодцы. Соответствует выразительное исполнение песни Леля настроению содержанию текста?

Записывают главное в тетради. 3 группа прикрепляют листки с ответами к кластеру на доске. Рассказывают о певице. Получают нотки. Читают и определяют настроение текста: “Сначала настроение текста грозное, потом веселое, танцевальное”. Рассказ учителя.
Личностные УУД.   Итак, записали: контральто-низкий женский голос. А.Воробьёва-Петрова исполнила песню Леля из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова. Слушают рассказ учителя о инструментальном сопровождении песни Леля из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова. Слушают и отвечают на вопрос учителя:

“Оркестр изображает раскаты грома ударами литавр. А.Воробьёва-Петрова исполнила песню Леля строго, весело”.

-Соответствует выразительное исполнение песни Леля настроению содержанию текста.

Записывают в тетради.

слушают фрагмент песню Леля из оперы “Снегурочка” Н.А.Римского-Корсакова.

Ассоциации.

Физкультминутка.

(1мин.)

Регулятивные УУД. -Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Учитель предлагает ученикам отдохнуть. Встали-

физкультминутка:

-наклоны вправо, влево, поднимаем руки вверх-вдох, руки опускаем –выдох. Садитесь.

Ученики повторяют движения учителя. Гимнастические упражнения.
Практический этап.

(10 мин.)

Познавательные УУД. - Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Молодцы, справились с заданием. Слушают учителя.  
Регулятивные УУД. - Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, использовать свою речь для регуляции своего действия. Ребята, в нашем классе сегодня присутствуют учителя музыки. Они вам приготовили сюрприз. Послушав исполнение песню учителями, нужно определить вид певческого женского голоса, о которых вы сегодня узнали. Слушают исполнение учителей и определяют вид певческого женского голоса.

Слушают   исполнение девочек песни “Музыка” Г.Струве.

Исполнение фрагмента песни учителями.
Коммуникативные УУД. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Учителя исполняют фрагмент песни. Спасибо учителям. Теперь послушайте песню “Музыка” Г.Струве в исполнении одноклассниц. Спасибо девочки. А здесь какие голоса? Хорошо. Отвечают на вопрос учителя:

Детские- голоса девочек.

Исполнение девочек песни “Музыка” Г.Струве.
Личностные УУД. - Внутренняя позиция, уважение к чувствам другого человека. Итак, обратимся кластеру, на все ли вопросы ответили? Обращаются к кластеру на доске. Кластер.
Закрепление учебного материала.

(2 мин.)

Познавательные УУД. - Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

- Усвоение музыкальных терминов.

-С чем сегодня вы познакомились?

-Назовите певческие женские голоса, выдающихся исполнителей, музыкальные фрагменты которые услышали сегодня?

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

(Слайд № 8 )
Рефлексивно-оценочный этап.

(1 мин.)

  -  Оценка результатов деятельности. Оцените свою работу по пятибалльной системе. Дайте оценить себя эксперту группы, сдайте оценочные листы. Ученики оценивают свою работу оценкой по пятибальной системе и оценивает её эксперт группы. Использование оценочных карточек.
Задание на дом.

(2 мин.)

    Учитель задаёт домашнее задание: Рисунок к музыке Н.А.Римского-Корсакова. Урок окончен. Ученики записывают домашнее задание. (Слайд № 9)

Литература.

1. Ригина Г.С. Музыка: Учебник для 4 класса. - Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2014г.

2. Векипедия:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%
B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D
0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%
D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

3. Портреты:https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%
D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%
D0%B8%20%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%
B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9&stype=i
mage&lr=20072&noreask=1&source=wiz