Рейтинг@Mail.ru

Встань и иди, или На пути к истине (урок аналитического чтения повести Ю.М. Нагибина «Встань и иди»)

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (356,9 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели и задачи:

  • совершенствование умений критического чтения художественного текста и его анализа;
  • организация информационно-коммуникативной деятельности учащихся в процессе подготовки и проведения занятия;
  • формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся;
  • решать проблему нравственного выбора, способствовать пробуждению у учащихся ответственности за свой выбор, за судьбу страны.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Ход урока

(Слайд 2)

1 этап урока: Урок внеклассного чтения по книге Ю.Нагибина “Встань и иди” откроем поэтической страничкой (На фоне “Адажио” Альбинони звучит стихотворение Бориса Мурина “Реквием”).

Какие события нашли отражение в стихотворении? В чем его смысл?

Приложения.

2 этап урока: Целеполагание, определение пространства дискуссии. Выявление восприятия содержания повести на эмоциональном уровне.

Какие вопросы возникли у вас после прочтения повести?

(Слайд 3) Лексическая работа: “враг народа”, ГУЛАГ, конформизм, репрессии, репрессированный.

Выразите одним словом первое впечатление от знакомства с произведением.

(Слайд 4)

(Слайд 5) Сформулируйте цели урока.

Обращение к портрету Ю.Нагибина. Каким вы представляете внутренний мир писателя?

Вы ознакомились с таблицей “Ю.М. Нагибин. Личное дело”, прочитали интервью Ю.Нагибина, данное в последний год жизни “Учительской газете”, ответьте на вопрос: каким предстает писатель в его отношении ко времени, каков его внутренний мир?

Личное дело Ю.М. Нагибина

Что дает автобиографическая форма повествования?

(Слайд 6) Темы повести. Определите их.

Вспомним сюжет и композицию повести. (Группа “Я думаю”):

- Кольцевая композиция указывает на исчерпанность темы. Время завершает круг. Время беспощадно к человеку.

Группа “Чтецов”: (выразительное чтение последних строк 1 главы от слов: “путешествие так и не состоялось...”)

Аргументируйте последний тезис: повесть Нагибина – документ времени. Какие черты эпохи нашли отражение в книге? Важен “запах”, “звук”, “цвет” времени (Ю.Трифонов).

Индивидуальное сообщение “Тема страха на страницах повести “Встань и иди”

(Слайд 7) Работа с иллюстрацией. Д.Д. Жилинский “1937 год”

Группа (“Я оцениваю”):

(Слайд 8) Это был геноцид (истребление) против своего народа.

Группа “Я чувствую” рассказывает о причинах арестах отца.

В демократическом обществе: человек – ценность, а власть должна быть в рамках закона. Объясните, почему автор считает необходимым познакомить читателя с географией отбывания срока “врагом народа”?

С какой целью писатель начинает повесть с обозначения места и времени?

Группа (“Я думаю”):

- В экспозиции повести заявлена тема: время в судьбе человека, что может человек в сложную, трагическую эпоху. На мой взгляд, Ю. Нагибин ставит вопрос: что определяет поведение человека. Время? Сам человек?

Группа (“Я исследую”): (один из группы расставляет вешки маршрута отца на карте). Это жестокое время проходит через судьбу человека и калечит, уродует. Докончите этот ряд (убивает, растаптывает, ломает, меняет человека) Человек должен сделать выбор: молчать или говорить, отворачиваться, отрекаться от близких или думать, размышлять, помнить, противостоять власти или служить ей. На какие размышления наводит сравнения: “жаркий Саратов” - “суровое Заполярье”?

Обратите внимание на указатели пути следования. Что напоминает это пространство? Когда впервые мы встретились с образом клетки?

Группа “Чтецов”: (Глава 9, конец, от слов “А потом я приметил, словно бы нитку...”) Мотив клетки можно считать лейтмотивом и символом несвободы, неволи. Важную роль в понимании идейно-художественного содержания произведения играет символика.

Группа “Я исследую” “Место символов и реминисценций” в повести Ю.Нагибина “Встань и иди” (Слайд 9)

Смысл названия повести “Встань и иди”. Сформулируйте вопросы и дайте ответы к названию повести. Что может чувствовать человек, долгое время находящийся в дороге, пути?

Группа “Я чувствую”: Какие возможности открывает мотив дороги в произведении? К кому обращен призыв, к отцу или сыну? Куда зовет автор? Встань? По какой дороге нужно идти? И зачем?

(Слайд 10) Поставлена проблема

Название, действительно, символично. В Евангелии он обращен Христом к расслабленному (Найдите синонимы к слову расслабленный; больной, хилый, нездоровый, болезненный, утративший силу), долгие годы болевшему, который после этого поднялся и пошел (Ев. от Мк, гл. 2, стих 3-11). Считаю, что мотив дороги связан больше с образом отца, и это к нему обращен призыв: “Встань и преодолей свою физическую немощь”.

Вывод. Когда казалось, что отец не встанет уже, сын поднимал его волей любви: приезжал, привозил продукты и одежду, вселял веру в лучшее.

Группа “Я исследую”: Я не согласна с предыдущим выступающим. Да, отец слаб телом. Ссылки, тюрьма убили в нем физическую силу, плоть, но сила духа, духовная сила осталась прежней. Призыв “встань и иди” никак не может относиться к сильному, сохранившему душу отцу. На первый взгляд, характер отца – это характер обычного человека, никак не возвышающегося над уровнем нормы. Он нормально жизнелюбив, нормально беззащитен перед подлостью, нормально для людей своего круга воспитан, образован, деликатен, нормально независим и честен. Он есть воплощенная норма.

Что позволило Дмитрию сохранить человеческое достоинство. Назовите эти опоры. Что главное среди этих “опор”?

Можно ли судьбу отца считать сопротивлением несвободе? Дорога в жизни отца – это восхождение к Храму души. Зачем так подробно выписана внешность отца?

(Группа “Я исследую”: внешность героя как средство характеристики).

Назовите ключевые слова в описании внешности. В художественном мире Нагибина нет незначительных деталей. Ю. Нагибин – мастер детали. Каждая деталь - боль в сердце. За какие детали сердцу больно? “Встань и иди” - документ души человека в это непростое, расстрельное время. Обратимся к дороге Сергея. Как вы понимаете фразу, сказанную Сергеем о себе: “жизнь между подвигом и подлостью” (подвиг – это героический, самоотверженный поступок). Закон клетки диктовал каждому гражданину: отрекись, предай, измени. Растворись в высшей воле, “слейся с массами”, а следовательно, откажись от способности мыслить самостоятельно.

Группа “Я оцениваю” характеризует поступки Сергея как мужественного, по-сыновьи относящегося к отцу. Какой выбор делает Сергей, когда после долгого молчания отец звонит из Рохмы и просит “хлеба и немножко жиров”. Чем приходится жертвовать?

Как вы оцениваете этот поступок? Что же заставляет человека поступиться личными удобствами, реальными, ощутимыми? Он не сумел в духовном плане встать вровень с отцом, с его нравственной нормой. Если путь отца – это духовно-нравственное восхождение, то путь сына – это гибельный путь. Путь сделок с совестью, путь уступок самому себе, путь уничтожения в себе человека.

(Слайд 11). Группа “Я исследую”: Обращение к таблице, итогу исследования “Противостояние нравственных категорий в повести”.

Какую вину взвалил на плечи Сергей и как характеризует его такое отношение к себе?

Группа “Чтецов”: “А я боялся ехать. Все мои маленькие страхи...” Можно ли считать поступок Сергея преступлением, предательством? Или это несчастье? Есть ли оправдания ему?

(Слайд 12) Ответы учащихся:

(Слайд 13) Кинофрагмент “Завтра была война”

(Ссылка на скачивание кинофрагмента к уроку по повести Ю.Нагибина "Встань и иди": https://yadi.sk/i/PxdokPV3csECt)

В чем разница позиций главных героев, оказавшихся в сходных ситуациях? Чья точка зрения ближе вам? Почему? Что выбирает Вика, с ее доброй душой? Что выбирает Сергей? Что легче, что труднее выбрать? Всмотритесь в глаза Сергея. Он прячет их?! Почему? Ю.Нагибин считает, что “пока живы отблески отцовских костров, живы и мы”.

На фоне мелодии из оперы “Орфей и Эвредика” Глюка выразительное чтение письма Вики Люберецкой, героини повести Бориса Васильева “Завтра была война” (“Он честный человек, он сам...”).

Где истоки предательства? Может быть, время виновато?

Какова роль матери в воспитании сына?

Группа (“Я чувствую”): (инсценирование, мать о себе и сыне)  Монолог матери (вживание в образ).

Что вы чувствуете, когда слышите этот монолог – признание матери Сергея? Группа (“Я чувствую”): “Ужасная судьба отца и сына: / Жить розно и в разлуке умереть” М. Ю. Лермонтов. Представим, что последняя встреча состоялась. Какой она могла быть? Прислушаемся к своему сердцу. (Работа в парах) Запишите в тетради ответ на вопрос (по выбору): Что мог посоветовать отец сыну и что хотел сказать Сергей отцу? Что должен чувствовать отец, услышавший такие слова откровения?

- Благодарность, душа его радуется, что прожил отец не зря. Обратите внимание на имя Дмитрий. Благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра. Сын научен главному: Сопереживанию, милосердию, умеет почитать отца и мать, жизнь

Вспомните заповедь: “Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продолжались дни твои на земле”.

Вовремя, при жизни родителей, должны мы сказать все доброе, что можно сказать, и сделать для них все доброе, что можно сделать.

Чувства долга и вины перед ними – это святые чувства.

(Слайд 14) Так зачем же дорога? Куда привела она отца?

(Слайд 15) А дорога сына? Диагноз поставлен?! Точный диагноз – первый шаг к исцелению.

Помогите Сергею сделать второй шаг.

В.Распутин советует: “чувство сыновности требует постоянного движения, работы”, а иначе оно исчезает, атрофируется. У человека всегда есть свобода выбора. Люди не должны жить по системе. То, что живет по системе, умирает. Законы человеческие превыше законов государства.

Что же нового сказал нам Ю. Нагибин, как “надо смотреть на нашу жизнь”? Что мы вынесли из содержания повести для себя? За что мы говорим спасибо автору?

Домашнее задание сочинение (по выбору): “Память о прошлом- надёжный путь к будущему”, “У человека всегда есть выбор”.

Рефлексия. Учитель просит учащихся оценить свою работу на уроке, подняв соответствующие карточки: серый - вяло, банально, неинтересно; зелёный - любопытно, интересно; красный - ярко, неординарно, личностно.