Рабочая программа творческого объединения "Юные натуралисты"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование у школьников чувства любви к природе, развитие познавательных интересов, эстетического вкуса, углубление и расширение знаний по биологии. Занятия предусматривают экскурсии, выступление с интересными сообщениями.

Занимаясь по образовательной программе дополнительного развития детей и юношества “Юный натуралист” и выполняя на занятиях различного рода задания (наблюдения за растениями и животными, работа с микроскопом, гербарием, влажными препаратами, практические работы по уходу за растениями и животными и т. п.), учащиеся приобретают углубленные знания по биологии, четкие представления о природе и природных явлениях. В процессе занятий у юннатов развиваются внимание, наблюдательность, исследовательские навыки.

Цель программы – обратить внимание ребенка к природе, показать сложность и богатство растительного и животного мира, пробудить уважение и бережное отношение к окружающей среде. дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражению и творчеству в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области биологии, экологии.

Задачи  – расширение и углубление знаний по биологии, приобщение учащихся к активному обучению, развитие учебно-познавательных умений и навыков, расширение кругозора.

  • Образовательные - систематизировать знания учащихся о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений и животных в природе и жизни человека, познакомить учащихся со строением и составлением икебан,
  • Воспитательные – продолжить работу по формированию научного мировоззрения, раскрывая связь строения с функцией, с условиями обитания, осуществление экологического и природоохранительного воспитания, раскрывая вред, наносимый растениям и животных, трудовое воспитание в процессе самостоятельной работы учащихся с книгой, при составлении сообщений, биологических карт по растениям, при выполнении рисунков и лабораторных работ, осуществление эстетического воспитания при раскрытии вопросов, касающихся расположения комнатных растений, при выполнении фотографий, составлении гербария и коллекций семян однолетних и многолетних растений.
  • Развивающие – продолжить умение работать с книгой, текстом учебника, с микропрепаратами, развивать умение при изготовлении наглядных пособий, навыки выращивания и ухода за комнатными растениями, животными, решить проблему озеленения и ухода за комнатными растениями в школе, работа на пришкольном участке, с целью сделать красивой школу.

На занятиях используются различные формы и методы работы с детьми: рассказ, беседа, практическая работа, самостоятельная работа, наблюдения в природе и т.п. Широко применяются занимательные методы: кроссворды, загадки, игры по биологической тематике. Во время занятий и экскурсий воспитывается бережное отношение, интерес к природе родного края, умение не навредить. Проводится экологическое воспитание школьников, знакомство с экологическими проблемами, уделяется внимание здоровому образу жизни.

Направленность дополнительной образовательной программы – эколого-биологическая

Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т. к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации творческого обьединения, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно-экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников

Педагогическая целесообразность:

  • Овладение учащимися знаний о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями
  • Формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры
  • Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека
  • Формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия
  • Установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле
  • Воспитание ученика – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.

Все это можно решить путем создания условий для формирования устойчивого интереса к предмету, так и к процессу обучения. При возникновении этих условий ребенок осознает личностную, практическую и социальную значимость учения.

Биология – наука о живой природе. А изучать живое очень трудно, но и интересно.

- Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;

- Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 11-14 лет.

- Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного, процесса, этапы): программа кружка рассчитана на 1 год

- Формы и режим занятий: экскурсии, практические работы, изготовление наглядных пособий, составление сообщений, опытническая работа, работа с литературой, 2 ч в неделю, всего 68 часов.

- Ожидаемые результаты и способы их проверки; Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
  • ведение здорового образа жизни.

- Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки. фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д. ).

1. Тестирование.

2. Занятие контроля знаний.

3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

4. Дискуссия.

5. Проектно-исследовательская работа.

Содержание программы

Вводное занятие. Ознакомление с планом работы и правилами работы в кружке.

1. Осень в природе. Сезонные явления в природе осенью. Подготовка растений к зиме Предсказание погоды по местным признакам Связь сезонных изменений в природе изменениями высоты солнца, сокращением продолжительности дня, похолодание. Изменениями окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада. Подготовка к зиме травянистых растений

2. Практические работы. Наблюдения за состоянием погоды по приборам (барометр, термометр), за изменениями погоды по местным признакам (облакам, ветру, растениям) за изменениями в жизни растений последовательность изменения окраски листьев, начало листопада и окончание у разных деревьев и кустарников, за животными (подготовка насекомых к зиме, изменение образа жизни, линька, спячка) Сбор семян и плодов для подкормки зимующих

3. Птицы осенью. Знакомство с птицами своей местности. Зерноядные и насекомоядные птицы.  Корма для зимующих птиц Значение зимней подкормки птиц Практические работы.   Наблюдения за поведением перелетных птиц (сбор в стаи, отлет), появление зимующих птиц, изменением в поведении оседлых птиц; наблюдения за птицами, посещающими кормушки. Время посещения кормушек разными птицами в течение дня в зависимости от погодных условий. Заготовка кормов для зимующих птиц, подкормка; ведение записей в дневнике. Зарисовка стай отлетающих птиц. Оформление альбомов с фотографиями и рисунками птиц, посещающих кормушки, зимующих птиц своей местности.

4. Домашние животные. Разнообразие домашних животных. Выведение пород с нужными человеку качествами. Продукт ы получаемые от сельскохозяйственных животных. Оформление альбомов с иллюстрациями домашних животных. Сбор рассказов о служебных собаках. 

5. Зима в природе. Связь сезонных явлений в природе с изменениями высоты стояния солнца. Признаки зимы: изменение полуденной высоты солнца, замерзание водоемов, метели, снегопад; значение снежного покрова для растений, жизнь травянистых растений под снегом, жизнь наземных животных и обитателей водоемов зимой

Практические работы. Наблюдения за погодой, предсказания погоды по местным признакам, изменение, снежного покрова в течение сезона, появление следов животных на снегу, изменения в жизни растений. Ведение записей, определение деревьев и кустарников по силуэту, коре, веткам, почкам. Распознавание следов животных на снегу, зарисовка их определение. Изготовление наглядных пособий; альбома рисунков, следов животных, гербария веток деревьев и кустарников.

Экскурсия в природу с целью изучения зимних явлений в природе

6. Охрана и привлечение зимующих птиц

Зимующие птицы, их польза и привлечение (устройство кормушек и систематическая подкормка Практические работы. Наблюдения птиц в природе (внешний вид, поведение и время пробуждения; голоса птиц, взаимоотношения пернатых; поедание корма время появления на кормушке разных птиц). Определение птиц по внешнему виду Экскурсия в природу с целью знакомства с зимующими птицами

7. Весна в природе. Изменение наклона солнечных лучей весной. Признаки весны: увеличение продолжительности дня, потепление и т. д. значение тепла и света в жизни природы. Раннецветущие травянистые растения, распускание почек и цветение деревьев и кустарников Практические работы. Наблюдения и предсказания погоды по местным признакам Изготовление наглядных пособий: коллекций, гербария сорных растений.

Экскурсия в природу с целью изучения весенних явлений в природе

8. Птицы весной. Связь сроков появления перелетных птиц с изменениями температуры воздуха вскрытием рек, появлением насекомых и другими сезонными явлениями в природе Практические работы. Наблюдения за прилетом птиц, заселением гнездовий, поведением пернатых.   Подготовка и проведение праздника “День птиц”. Изготовление альбома о жизни птиц с использованием записей, рисунков и материалов собранных из литературы.

9. Лето в природе. Признаки лета изменение полуденной высоты солнца; продолжительность дня в начале и конце лета Предсказание погоды по поведению животных и состоянию растений Растения-часы, растения-барометры. Лекарственные растения и способы их сбора. Редкие растения, подлежащие охране. Ядовитые растения. Время вылета птенцов из гнезд, охрана птичьих гнезд Практические работы. Наблюдение за продолжительностью дня в течение лета ростом и развитием растений, развитием и ростом плодов, развитием насекомых появлением птенцов их кормлением и вылетом из гнезда. Изготовление наглядных пособий: гербария растений луга, и леса; альбома рисунков съедобных и ядовитых грибов, коллекции насекомых - вредители леса, луга. Экскурсия в природу с целью ознакомления животными и растениями леса.

10. Уход за овощными и цветочными растениями. Способы, сроки и дозы полива и подкормок растений участка Проведение опытов по выяснению влияния разных агротехнических приемов на выращиваемые растения. Техника рыхления и борьба с сорняками. Практические работы. Наблюдения за ростом и развитием растений. Рыхление почвы, удаление сорняков, полив подкормка, прореживание, окучивание, сбор и учет урожая. Изготовление наглядных пособий

11. Подведение итогов работы Уборка урожая, оформление выставки. подготовка и проведение Праздника урожая

Учебно-тематический план творческого объединения “ЮНЫЕ НАТУРАЛИСТЫ”

Недельная нагрузка 2 часа в неделю

№ п/п Содержание Всего часов Теория Практика
1 Вводное занятие 2 1 1
2 Осень в природе 8 3 5
3 Птицы осенью 6 2 4
4 Домашние животные 5 2 3
5 Зима в природе 10 3 5
6 Охрана и привлечение зимующих птиц 6 2 4
7 Весна в природе 6 2 4
8 Птицы весной 6 2 4
9 Лето в природе 8 2 6
10 Уход за овощными, цветочными растениями 10 1 9
11 Итоги работы 2 2 2
  Итого 68 22 46

 Календарно-тематическое планирование творческого объединения “Юные натуралисты”

№ п/п Тема занятия Количество часов Дата планируемая Дата фактическая
1 Вводное занятие 2 4. 09  
  Осень в природе - 8 часов      
2 Осень в жизни природы 2 11. 09  
3 Подготовка растений к зиме 2 18. 09  
4 Экскурсия в природу: Осенние явления в жизни природы 2 25. 09  
5 Предсказания погоды. Предсказания по поведению животных 2 2. 10  
  Птицы осенью - 6 часов      
6 Птицы осенью 2 9. 10  
7 Зерноядные и насекомоядные птицы 2 16. 10  
8 Поведение перелетных птиц 2 23. 10  
  Домашние животные- 6 часов      
9 Домашние животные 2 30. 10  
10 Продукты с-х животных 2 6. 11  
11 Оформление альбома “ Домашние животные” 2 13. 11  
  Зима в природе - 10 часов      
12 Признаки зимы 2 20. 11  
13 Изменения в жизни растений. 2 27. 11  
14 Наблюдения за погодой 2 4. 12  
15 Определение деревьев, кустарников по силуэтам, коре, веткам 2 11. 12  
16 Экскурсия в природу: зимние явления в природе 2 18. 12  
  Охрана и привлечение зимующих птиц-8часов      
17 Зимующие птицы 2 25. 12  
18 Наблюдение птиц в природе. Внешний вид, поведение 2 15. 01  
19 Определение птиц по внешнему виду 2 22. 01  
  Весна в природе-6 часов      
20 Весна в природе.  Признаки весны 2 29. 01  
21 Наблюдения и предсказания погоды 2 5. 02  
22 Изготовление наглядных пособий 2 12. 02  
  Птицы весной - 6 часов      
23 Птицы весной 2 19. 02  
24 Поведение птиц весной 2 26. 02  
25 Подготовка праздника “ День птиц” 2 4. 03  
  Лето в природе - 6 часов      
26 Признаки лета Предсказание погоды по поведению животных 2 11. 03  
27 Растения – часы, барометры 2 18. 03  
28 Редкие и лекарственные растения 2 25. 03  
29 Наблюдения за ростом и развитием растений 2 8. 04  
  Уход за овощными и цветочными растениями - 10 часов      
30 Способы, сроки и дозы поливки и подкормки растений 2 15. 04  
31 Проведение опытов по выяснению агротехнических приемов 2 22. 04.  
32 Техника рыхления 2 29. 04  
33 Наблюдения за ростом и развитием растений 2 6. 05  
34 Изготовление наглядных пособий 2 13. 05  
35 Итоговое занятие 2 20. 05  

Литература для учителя:

  1. Акимушкин И. И. Мир животных М. : “Молодая гвардия”, 1975г.
  2. Белоусова Л. С. , Борисов В. А. Винокуров А. А. Заповедники и национальные парки. Краткий справочник. Под ред. Л. К. Шапашникова. М. : “Науки”, 1969г.
  3. Благосклонов К. Н. Охрана и привлечение птиц. М. : “Просвещение”, 1972г.
  4. Жукова Т. И. Часы занимательной зоологии.  М. : “Просвещение”, 1973г.
  5. Зорина Т. Г. Школьникам о лесе М. : “Лесная промышленность” 1971г.
  6. Нестеров В. В. Зоовикторина М. : “Просвещение” 1969г.
  7. Панфилов В. В. В мире насекомых М. : Лесная промышленность” 1972г.
  8. Папорков М. А. Школьные походы в природу М. : “Просвещение”, 1968г.

Литература для обучающихся:

  1. Зорина Т. Г. Школьникам о лесе М. : “Лесная промышленность” 1971г.
  2. Райков Б. В. “Римский-Корсаков М. Н. Зоологические экскурсии”
  3. Серебровский А. С. Биологические прогулки М. : “Науки”, 1973г.
  4. Строков В. В., Дмитриев Ю. Д. Леса и его обитатели М.: “Лесные промышленности” 1966г.
  5. Голованова Э. Н., Пукинский Б. Н. “Путешествие в мир птиц “Лениздат” 1971г.
  6. Шиголев А. А. Шиманюк А. П. Изучение сезонных явлений М. : уч гиз, 1972г.
  7. Щербиновский Н. С. Сезонные явления в природе Сельхозгиз. 1981г.