Рейтинг@Mail.ru

Использование ИКТ для активизации познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках математики

Разделы: Инклюзивное образование


I. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных условий обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями. На данном этапе Российское образование отличается тем, что в нем наряду с традиционными направлениями складывается личностно-ориентированная система, которая опирается на развитие индивидуальности каждого ребенка.

Перед педагогом стоит ряд проблем:

  • несформированность системы приемов логического мышления;
  • слабость вычислительных навыков;
  • отсутствие интереса к учебной деятельности;
  • преобладание репродуктивных способов решения учебных задач.

II. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса — воспитание познавательного интереса у школьников. Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Применение электронных учебных материалов на уроках и занятиях не только знакомит детей с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекции познавательной сферы.

Объект. Активизация познавательного интереса учащихся с ОВЗ в процессе обучения математике с применением ИК технологий.

Предмет. Использование информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках математики.

Целью исследования является изучение применения ИКТ на уроках математики на протяжении всего процесса обучения ребёнка в школе.

Задачи.

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Рассмотреть виды развивающих заданий с применением ИКТ.

3. Проанализировать собственную педагогическую деятельность в части применения ИКТ на уроках математики.

4. Доказать эффективность данной формы организации учебной деятельности учащихся с ОВЗ для достижения качества образования и активизации познавательного интереса.

В системе обучения математике по развитию познавательных интересов важную роль играет разнообразие и оптимальное сочетание методов, так как уже сама новизна методов снижает утомляемость учащихся, что немаловажно на занятиях с детьми с ОВЗ, повышает работоспособность; методы работы позволяют соотносить процесс обучения с особенностями деятельности учащихся; разнообразие методов обеспечивает воздействие на разные виды чувственного восприятия учащихся.

Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:

  • избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
  • не допускать учебных перегрузок, переутомления;
  • стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями и т. д. );
  • специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.

Требования к современному уроку:

  • по возможности стараться на уроке обратиться к ученику не один раз, а не менее 3-5 раз, т. е. осуществлять постоянную “обратную связь” - корректировать непонятное или неправильно понятое;
  • ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока);
  • постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание воображение и т. д.

Основная задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребенка средствами своего предмета.

III. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания, частичное его выполнение. Возможно изменение типа выполнения задания: вместо письменного – устное, выполнение учебных тестов на компьютерном тренажере. Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности, в чем очень помогают различные развивающие компьютерные программы.

Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его “оживлением”, возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.

“Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь” - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования ИТ в учебном процессе для детей с ОВЗ. Можно выделить три основных этапа: подготовку к восприятию, введение и первичное осмысление нового материала. Среди различных способов изучения нового материала можно выделить следующие: новый материал объясняется самим учителем либо разбирается в ходе совместной деятельности с учащимися. Выбор каждого из этих способов зависит, прежде всего, от того, каким временем располагает учитель на уроке для изучения нового, от степени готовности школьников к его восприятию и от содержания вводимых понятий. Сочетание моего рассказа с демонстрацией презентации позволяет проводить пошаговое, очень подробное введение нового материала, что более доступно для его усвоения детьми с ОВЗ, а также акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. На этапе изучения нового материала добиваюсь, чтобы ученики не были пассивными созерцателями того, что им предъявляю на экране. Стараюсь так организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, чтобы ученики не только получали знания, но и добывали их. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у детей неподдельный интерес. Разработанная презентация для изучения нового материала дает возможность использовать ее для дальнейшего закрепления знаний. Безусловно, при изучении нового материала лишь начинают решаться вопросы, связанные с его усвоением, т. е. пониманием, запоминанием, умениями его применять. Для понимания изучаемого большое внимание уделяю актуализации опорных знаний, пошаговому введению нового материала, так как большой объем информации трудно воспринимается детьми. Изучаемый материал школьники должны уметь применять в различных заданиях. Поэтому в презентациях после введения нового материала предлагается серия упражнений и творческих развивающих заданий. При использовании мультимедийных презентаций имею возможность постоянно “держать руку на пульсе”, видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию. Особенно это важно в работе с детьми с ОВЗ, уровень развития которых характеризуется недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем работоспособности, недоразвитием внимания, памяти, эмоционально-личностной сферы. Работа с такими детьми предполагает организацию активной деятельности самого ребенка. Вызвать такую активность непросто, для этого необходим специальный настрой школьника на восприятие предлагаемой ему информации. Считаю одной из своих задач - развитие познавательной активности таких детей за счет реализации принципа доступности учебного материала, обеспечения “эффекта новизны”. Урок с применением компьютерной презентации, созданный методически грамотно, хорошо помогает справиться с этой задачей.

Ребенку с особыми потребностями для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактические компьютерные игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Внедрение ИКТ в преподавание математики я начинала с подготовки печатных дидактических материалов (карточки для самостоятельных, практических, индивидуальных работ, обучающие и корректирующие карточки, тесты и др. ), использования учениками Интернета для поиска информации исторического, практического характера. Затем я начала использовать тематические диски и диски-тренажёры. Использовала возможности Интернета для скачивания готовых тестов, уроков, презентаций к уроку. Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по теме;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению в целом, а главное – повысить познавательный интерес на уроках математики.

В своей работе я использую различные виды игр: тренировочные, познавательно-контрольные, сюжетно-ролевые, творческие. Используя учебно-игровые средства и тренажёры в коррекционно-развивающей работе, могу сказать, что компьютерные технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:

1) возможность подобрать материал разной степени сложности; конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения;

2) сделать “видимым” проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении; показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения;

3) сформировать у ребенка процесс осмысливания собственных навыков;

4) занятие на компьютере создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений;

5) появляется возможность освоить обучающимся модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, как основные для освоения межличностной коммуникации;

6) обучающийся стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику;

7) во время коррекционных занятий с использованием компьютерной программы у обучающихся исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных правил, формул; появляется уверенность в своих силах и желание продолжить свое обучение, повышается мотивация в трудной для него работе;

8) дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность;

9) глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

В процессе работы в области применения ИКТ могу отметить:

  • повышение уровня познавательных процессов у детей с ОВЗ, благодаря применению информационных технологий.
  • повышение уровня личного профессионализма в области информационных технологий и методики коррекционно-развивающей работы.
  • формирование мотивационных компонентов деятельности у большинства обучающихся.

В результате использования мною подачи материала, различных типов творческих и развивающих заданий, тестирования на уроках с использованием ИКТ, повышается познавательная деятельность, развиваются потенциальные способности учащихся, формируются ключевые компетентности учащихся.

 V. Литература

1. Кибардина Л. П. Формирование познавательного интереса учащихся на основе системного подхода к обучению в 4 – 8 классах (на материале методики) Автореферат канд. пед. наук Ташкент 1987г. - 17 с.

2. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1990г. – 96с.

3. Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математике: Кн. Для учителя. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1995г. – 222с.

4. Перельман Я. И. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. М. , “Наука” 1970 – 159с.

5. Педагогика. Учебн. пособие для студентов пед. вузов и пед колледжей \ Под ред. П.Н. Пидкасистого – М. : Пед. общество России, 2001 – 600с.

6. “ИКТ в образовательном процессе” доклад Мохаммад Н. В. http://pages. marsu. ru/iac/school/sc11/ikt. html

7. http://pedsovet. org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4459/Itemid,118/004.